Картинка

По следам шифоновых окопов

О пути темнокожих в мире моды.

18 января 2022 года из жизни ушёл Андре Леон Телли – бывший креативный директор «Vogue», который на протяжении многих лет оставался самым влиятельным темнокожим мужчиной в мире моды. О нелёгком пути сквозь «шифоновые окопы» Телли рассказал в своих мемуарах. Всю жизнь он боролся с самим собой и за себя, а также за право всех темнокожих быть частью модного мира.

В этой статье мы расскажем о важных моментах в модной индустрии, которые помогли темнокожим людям пробраться через «шифоновые окопы» и расовые предрассудки.

Источник фото: официальный сайт ЛитРес

Сентябрьская обложка Бейонсе для «Vogue» в 2018 году

Главной героиней сентябрьского номера «Vogue» в 2018 году стала Бейонсе – одна из величайших певиц современности. Она же курировала съёмку и пригласила юного темнокожего фотографа Тайлера Митчелла сделать снимки для обложки.

В интервью для «Vogue» Бейонсе рассуждала о музыкальном творчестве, своей родословной и принятии себя, а также о трудностях, с которыми сталкиваются темнокожие в индустрии развлечений. Выбор Тайлера в качестве фотографа она объяснила необходимостью темнокожих, уже имеющих вес, давать возможность быть услышанными другим, только начинающим свой путь.

Обложка получилась по-настоящему яркой и запоминающейся. Бейонсе в лаконичном платье, без макияжа, с громоздким венком на голове позирует на фоне белой простыни, которую Андре Леон Телли назвал «символом темнокожих женщин, знающих цену своей красоте, но вынужденных зарабатывать стиркой, чтобы прокормить свои семьи».

«Меня это восхищает», – писал он, – «Свежий, беспрецедентный, не имеющий аналогов в истории обложек «Vogue» сюжет…». 

Андре Леон Телли

Наоми Кэмпбелл в роли Скарлетт О’Хары для «Vanity Fair» в 1996 году

«Если кто-то и был первой супермоделью, то это была Скарлетт О’Хара». Вдохновившись этой идеей и желанием продвигать «тёмную» красоту в модной индустрии, Андре Леон Телли, приглашённый для стилизации майского номера «Vanity Fair», предложил сделать ремейк «Унесенных ветром» с Наоми Кэмпбелл в роли Скарлетт О’Хары и назвать его «Скарлетт в гетто».

В съёмке участвовали известные дизайнеры: Джон Гальяно – в роли прислуги, Маноло Бланик – в роли Джеральда О’Хары и Джанфранко Ферре – в роли Мамушки. Гальяно, в тот период, только начинал карьеру, но уже был востребованным и запоминающимся модельером. Он работал в Givenchy и занимался проектами собственного бренда. Он же задал тренд на юбки с кринолином, подхваченный другими дизайнерами и в полной мере использованный при съемках в «Vanity Fair».

Карл Лагерфельд также приложил руку к «Скарлетт в гетто». Само собой, он не оставил Наоми без Chanel. Её Скарлетт блистала в самом дорогом вечернем платье модного дома, на создание которого ушло 1280 часов. Также, в съёмке использовали наряды от Christian Dior, Vivienne Westwood, Valentino, Emanuel Ungaro иGivenchy. Туфли предоставил консультант по обуви Маноло Бланик, который, по иронии судьбы, сам снимался босым.

Источник фото: «Vanity Fair», май 1996

Показ Юбера де Живанши в 1978 году

В 1978 году Юбер де Живанши представил коллекцию от кутюр «High Chic» исключительно с темнокожими моделями, что стало по-настоящему смелым и ошеломляющим шагом.

В показах некоторых дизайнеров в то время уже участвовали темнокожие девушки. Например, Ив Сен-Лоран, родившийся в Алжире, стал приглашать их на подиум одним из первых ещё в начале 70-х. А в 1973 году прошло величайшее событие для только зарождающейся американской моды – «Битва за Версаль» – состязание мэтров французского «от кутюр» и неизвестных в Европе дизайнеров-американцев. Тогда последние совершили настоящую модную революцию, пригласив на шоу темнокожих моделей. Это было беспрецедентно и скандально, и, как ни странно, не помешало, а наоборот, поспособствовало закреплению Америки на пьедестале мировой моды.

Однако европейские дизайнеры по-прежнему относились к расовой инклюзивности с опаской. Именно поэтому показ Givenchy – француза до мозга костей – стал важным моментом для fashion-индустрии. После шоу Givenchy потребность в темнокожих моделях возросла: почти каждый дизайнер хотел видеть их на подиуме. Показ «High Chic» открыл этим девушкам новые двери в индустрии, ведь появление на модном шоу котировалось больше, чем обложки и съёмки для журналов.

Источник фото: Майкл Мауро, Юбер де Живанши с моделью

«Ни один дизайнер не делал до сих пор ничего подобного! Какая смелость!», – писал Телли о показе, – «Это была редкость и, вне всякого сомнения, сенсация».

Андре Леон Телли

Собрание Gucci с участием влиятельных афроамериканцев в 2019 году

Весной 2019 года генеральный директор Gucci, Марко Биззари объявил о запуске новой стратегии, направленной на поддержание идеи культурного разнообразия внутри компании. Она стала необходима бренду после расового скандала, спровоцированного неоднозначным дизайном свитера из коллекции осень-зима 2018. 

На черном воротнике свитера, закрывающем лицо, есть отверстие для рта, обрамленное большими красными губами. Такой же гиперболизированный цветовой контраст получается при использовании техники грима «блэкфейс». Она была популярна в XX веке у комиков, создающих карикатурные образы темнокожих людей. Также, красные губы в XX веке рисовали на лицах тряпичных кукол «голливог», изображающих чернокожих, которых практически перестали выпускать в 1960-х. 

Источник фото: Twitter @gucci

После скандала Gucci сняли свитер с продажи и запустили несколько инициатив, одной из которых стала организация совета «Changemakers Council» с участием влиятельных афроамериканцев. В него вошли модель Наоми Кэмпбелл, рэперы Дэппер Дэн и will.i.am, лауреат Пулитцеровской премии и критик моды издания «The Washington Post» Робин Гивхан и многие другие.

«Мероприятие проходило в закрытом формате, без прессы», – писал Андре Леон Телли, – «Присутствовало около трехсот афроамериканцев, и все они осознавали важность расового разнообразия и силу таланта чернокожих. Для Gucci это была возможность выразить своё уважение и поддержать борьбу за расширение равных прав и возможностей».

Андре Леон Телли

Совет был призван консультировать бренд в рамках мультикультурной программы и заботиться о том, чтобы новые продукты не оскорбляли чувства темнокожей публики. А близкая подруга Телли, модель Наоми Кэмпбелл, подтолкнула других участников Совета к оказанию прямой финансовой помощи молодым дизайнерам из Африки. 

Мишель Обама – темнокожая первая леди

Андре Леон Телли познакомился с Мишель Обамой задолго до инаугурации Барака Обамы в 2009 году. Он консультировал семью будущего президента по вопросам моды, а также брал интервью у первой леди во время съёмок её первой обложки для «Vogue».

Первая леди страны – женщина, на которую равняются остальные. Она обязана быть стильной. По мнению Телли, Мишель Обама была именно такой. Он даже включил её в список самых стильно одетых женщин.

«Она смешивала бренды масс-маркета и люкс, как ни одна другая модница», – писал Телли, вспоминая блистательное появление Мишель в платье от Versace на последнем государственном ужине и выход в ярких сапогах-чулках от Balenciaga во время тура, посвященного выпуску её книги.

Андре Леон Телли

Президент Барак Обама и первая леди Мишель Обама придали Телли сил и уверенности в собственной значимости, а сотрудничество с Мишель снова позволило ему стать непосредственным популяризатором «темнокожей» моды, теперь уже на общенациональном уровне.

Путь Андре Леона Телли через «шифоновые окопы» был сложным и неоднозначным. Он спотыкался, падал, разочаровывался и терялся в недрах этой струящейся ткани, сталкиваясь с предрассудками и дискриминацией на протяжении всей карьеры. Однако он никогда не сдавался и помогал не сдаваться другим темнокожим, пробираясь через «шифон» вместе с ними.

Источник фото: Twitter @OfficialALT

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.