Картинка

Отсылки к фильмам Сергея Параджанова в клипе Леди Гаги «911»

Разбираемся в связях между творчеством советского режиссёра и клипом поп-звезды вместе с Эммой Васильевой.

Автор статьи Эмма Васильева — куратор профиля «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс», дизайнер костюма, член Союза дизайнеров России, идеолог и создатель Омской арт-резиденции, фестиваля искусства и дизайна «Сибирская этника», театра моды «ОбраZ».

В сентябре 2020-го года американская певица Леди Гага выпустила новый клип, снятый на песню «911» из шестого студийного альбома «Chromatica», который в считанные часы набрал тысячи просмотров и вызвал неподдельный интерес к новым образам певицы. Клип снял Тарсем Сингх американский режиссёр индийского происхождения. Его работы обладают магией равновесия между реальностью и сном, рафинированным вниманием к деталям в видеоряде. Он не раз подчёркивал, что творчество советского режиссёра Сергея Параджанова оказало на него большое влияние. Образный мир поэтической кинопритчи «Цвет граната» (1968), посвящённой жизни армянского поэта и ашуга XVIII века Саят-Новы, послужил одним из источников вдохновения для создания визуальной атмосферы клипа.

За три года вся история жизни героини в клипе пересказана несколько раз. И мы понимаем, что кинопритча Сергея Параджанова забирается в сон Леди Гаги не без причины. Эта тема автобиографична и пересобрана в мозаичный рассказ, где герои происходящих действий театральны и иррациональны в своём существовании. Героиня попадает в автокатастрофу, и, когда врачам удаётся её вернуть, оказывается, что все её видения — это ассоциации с последних картинок, увиденных ею перед аварией. Одна из картинок — «Фестиваль армянского кино» с афишами фильмов «Цвет граната» и «Ашик-Кериб». Образно-ассоциативный ряд фильмов отражён в большей части клипа.

Леди Гага предстаёт в образе Софико Чиаурели из культового фильма, другие персонажи представлены в стилистике коллажей Сергея Параджанова. Конечно, тому, кто влюблён в творчество армянского режиссера, сложно поставить в один ряд образы, атмосферу, цвет параджановских фресок и мозаику современного клипа. Но есть примечательный момент, который сближает хотя бы на немного атмосферу клипа и фильма — это сценические костюмы, нестандартно подобранные стилистом Никола Формикетти. Образно-костюмный ряд клипа представлен разнообразием силуэтов и текстур материалов, деталями коллекций известных талантливых дизайнеров одежды и ювелиров, смешением стилей и времени. Костюмы героев клипа замиксованы в сложных сочетаниях контрастных и нюансных цветовых фактур, а большие объёмные формы выполнены из многослойной тяжёлой ткани с множеством ярких деталей, которые пунктирно рисуют символы разных миров в видеоряде. Цветной костюмный сюрреализм не отпускает зрителя в течение всего клипа.

Попробуем разобрать и увидеть в образах героев клипа некие внятные черты сложного художественного мира Сергея Параджанова

Необычные цветовые сочетания в пластических линиях платья, развевающиеся ветром лёгкие складки, уверенные динамичные движения, все эти составляющие образа Леди Гаги в клипе не оставляют нам сомнения увидеть выразительный яркий самобытный дух певицы. Но и есть явный отсыл к фильму, как театральная атмосфера и цветовые вибрирующие пятна в кадре: рассыпанный гранат, герой, бьющийся головой об подушку, необычные формы одеяний и силуэтов то ли людей, то ли существ иного мира…

Одежда, аксессуары, синие волосы, неоновый майкап (платье Johannes Warnke, маска Dead Lotus Couture) демонстрируют стиль фьжен, наделяя певицу чертами неоромантики и бурлеска и лишь отдалённо напоминая героиню фильма Сергея Параджанова. 

Мимика, жесты, образная стать героини клипа как будто списаны с минималистичных, статичных движений Софико Чиаурели из фильма «Цвет граната», глава «Юность поэта», но наполнены своей внутренней энергией Леди Гаги.

Детали костюма, как перчатки, маски (маска Lance Moore, платье Diego Montoya), кольца, ожерелья (Lillian Shalom и серьгах House of Emmanuele), проволочные элементы, диковинные цветы создают ореол магических сил и акцентируют цвет, давая отсыл к колориту фильмов. Рассыпанные в кадре клипа детали костюмов явно призваны задать тон атмосфере сложных метафорических смыслов, соединяя реальность и сон, отсылая к ориентальному миру загадочных символов Сергея Параджанова. Реклама Национального парка Уайт-Сэндс в штате Нью-Мексико, которую Гага увидела на месте происшествия в реальности, «оживает» в её болезненном сне — причём певица оказывается главной героиней изображения. 

Эпатажность образа певицы в тотально-красном (бра и юбка Karina Akopyan, головной убор It-Spain) выражен через остроту силуэта, прозрачность тканей, резанные конструктивные линии в костюме. Этот образ видится как противопоставление медленному и лаконичному проживанию в кадре актрисы Софико Чиаурели. Темперамент Леди Гаги и умиротворённость образов героев фильма Сергея Параджанова дают пикантный эффект для восприятия клипа.

Один из гармоничных романтичных образов Леди Гаги в клипе создан притягательным нежным решением зелёного облачения (платье Shaun Leane), изящными аксессуарами, сочным макияжем. Минималистичная лаконичная корона в виде серебряного обруча на голове от британского ювелирного бренда Shaunleanejewellery (автор Шон Лин) была создана для коллекции Alexander McQueen весна-лето 1997.

Выразительный острый силуэт в кружевном, тёмных тонов, платье (Alexander McQueen из коллекции осень-зима 1995) создаёт яркий образ, обострённый эффектом «шрамирования» лица, но выдаёт несколько очевидный лик Леди Гаги. В этих сценах заслуживает внимание окружение главной героини. Индивидуальные образы для нескольких артистов мизансцены создал художник по костюмам Гаро Спаро. В клипе мы обнаруживаем много прямолинейно впечатляющих зрителя ансамблей странностей. А продуманность и выверенность аутентичных образов второстепенных героев фильмов Сергея Параджанова восхищает и захватывает. 

Невозможно обойти вниманием образ героини в маске и комбинезоне с цветочным рисунком от Karina Akopyan, где всё строится на неожиданных принципах взаимодействия: силуэт женщинской или другой сути, сексуальности и отторжения, театральной игры и жизни тела. Возможно, эти парадоксальные идеи и стремление к эксцентрике – единственное, что может соединить современных артистов с утончёнными мотивами фильмов Сергея Параджанова.

Поэтический киноязык, созданный Сергеем Параджановым, самобытен и невероятно глубок. Актуальность обращения к нему современных артистов понятна, но требует тонкого понимания всех контекстов. Несмотря на барочность и поп-дискотечность образов Леди Гаги в клипе, некоторые из них отражают иносказательность художественного мира Сергея Параджанова. Это пример, как точно и своевременно «ходить» и искать вдохновение в шедеврах профессиональных художников.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.