От грубого ремесла до выставочного зала: путь керамики в искусство

Глина — самый древний и самый универсальный материал. Раньше из неё мастерили домашнюю утварь, а теперь сравнивают с мрамором. ART FLASH разобрался, как керамика стала новым трендом.

Источник: Canva

Керамика существовала всегда, но была обособлена от «высокого» изобразительного искусства — живописи и скульптуры. Однако век равноправия наступает на пятки: одежду уже делают из переработанных отходов и «низким» происхождением глины никого не удивишь. Наоборот, это добавляет аутентичности материалу и укрепляет связь с культурой прошлых цивилизаций. 

«Конечно, любая вещь должна быть удобной и функциональной, это первейшая задача изделия. Но по-настоящему важное место в душе занимают только предметы с историей. Керамика — это ведь не только посуда, это ещё и скульптуры, вазы, арт-объекты. Когда за обычной тарелкой стоит целый культурный пласт. Когда видно, что вдохновило автора и какую работу он проделал, чтобы изготовить эту тарелку. Когда тарелка попадает к тебе в руки после долгого предвкушения и ты дрожишь, когда распаковываешь её. Такая тарелка надолго поселится на полке и в сердце»

считает основательница керамической студии «Фонарь» Алия

В 2019 году в рамках Стамбульской биеннале прошла одна из самых масштабных выставок дизайнеров-керамистов «Beyond the Vessel». 13 художников представили своё переосмысление древних мифов в современном искусстве. Они вдохновились связью времён и сфокусировались на том, как глина, которая часто используется просто для изготовления сосудов и других утилитарных предметов, может стать одним из самых изысканных и мощных материалов в руках художника. 

Керамика также становится героем коллабораций художников и дизайнеров. Можно считать декоративные тарелки на стене моветоном, но Симон Порт Жакмюс думает иначе. Основатель бренда Jacquemus выпустил коллекцию посуды совместно с греческим дизайнером Дафной Леон. 15 тарелок украсили фирменные мини-сумки Le Chiquito и сезонные овощи, сделанные из керамики. Коллаборация Jacquemus X Daphne Leon напомнила, что керамика может быть не только бытовой утварью. Дизайнер-керамист сравнивает своё творчество с фотографией: на тарелке запечатлён момент, который превращается в воспоминание. Вдохновлённая пейзажами Прованса, керамическая посуда стала настоящим предметом искусства. 

Испанские компании Roca и Masquespacio объединились, чтобы дать керамики новое прочтение. Коллекция A Look to the Future from the Past («Взгляд в будущее из прошлого») выглядит как инсталляция комнаты и показывает, где ещё в предметном дизайне можно использовать керамику: например, как основание кресла или в качестве столешницы журнального столика. Коллаборация передаёт модернизированный взгляд на один из древнейших материалов. В коллекции соединились греко-римская архитектура и сюрреализм. Если материал будущего выглядит так, то мы движемся в правильном направлении. 

Пожалуй, именно мастерство и тактильная связь с материалом способна поддерживать актуальность керамики. Мы привыкли называть искусством всё, что видим в рамках выставок и художественных галерей, но даже миска или чашка, выполненная руками в единственном экземпляре может стать персональным арт-объектом. 

Есть несколько техник, которые создают эффект старины или небрежности, а есть полный минимализм с отточено гладкими гранями. Например, изделия, которые кажутся необработанными и очень кастомными, обычно создаются из шамотной глины — глины с крошкой. Их лепят вручную с помощью деревянной скалки для раскатки пласта или вовсе без подручных инструментов. Например, в технике лепки из кома — древнейшего способа создания керамической посуды. Формула проста: только руки, глина и немного фантазии. Гладкую и более привычную нам посуду тоже создают вручную, но здесь уже понадобится гончарный круг. Он помогает создать органичную, пропорциональную форму изделия и ускоряет процесс лепки. 

И всё же керамика в искусстве отходит от своего функционала — изделие в форме керамического сосуда уже не является сосудом для вина или воды — это сообщение художника, которое зашифровывается в форме, рисунке и гравировке. Керамика, к тому же, очень непредсказуема: при обжиге глина деформируется и вносит свои «коррективы» в конечный  вариант изделия. Материал как будто становится соучастником процесса, скульптором и художником. Возможно, именно эта загадочность и привлекает дизайнеров и художников. 

Глина в искусстве имеет преимущество: ремесло может стать частью творческого и трансцендентного процесса, но это не будет работать в обратную сторону: «Если сегодня художнику нечего сказать — то создать нечто вдохновляющее у него не получится. Ремесленник же обязан каждую неделю выдавать «энное» количество изделий хорошего качества, не зависимо от того, в каком он настроении и что у него только что произошло дома. При этом, к ремеслу можно подходить как к искусству — уделять много внимания деталям, оттачивать до звона чистоту линий, доводить работу с материалом до бриллиантового блеска. Но подходить к искусству как к ремеслу нельзя. Тут оно кончается и само становится ремеслом». 

подписка на журнал
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку, чтобы всегда оставаться в курсе новостей искусства и моды