Картинка

Основательница аукционного дома dispar:d Анна Кузько о проекте «На виртуальных улицах не наступает утро»

Рассказываем о диджитал-карте Санкт-Петербурга, где стрит-артисты смогли реализовать фантазии об абсолютно недостижимых уличных работах.

Анна Кузько — основательница аукционного дома dispar:d

В чём ты видишь значимость проекта? Для кого и для чего он создан?

Проект «На виртуальных улицах не наступает утро» имеет две важные задачи. Во-первых, это, конечно же, популяризация уличного искусства. Кроме аукциона, мы запустили большую просветительскую программу с экспертами-исследователями уличного искусства, в виде открытых лекций, статей, интервью.

В последние два года я наблюдаю как уличное искусство, особенно, стрит-арт уходит в тень и даже забывается. Мне, как человеку неравнодушному к этому, немного грустно. Недавно мы интервьюировали Игоря Поносова который обозначил три основных фактора ухудшения положения уличного искусства в России: ужесточение законов, не позволяющих работать на улице, предвзятое отношение местных жителей, которые воспринимают любую (даже согласованную) интервенцию враждебно и, конечно же, массовая эмиграция. В этом свете мне захотелось немного вложиться в возрождение стрит-арта и реализовать проект, который мог бы не только быть концептуально с ним связанным, но и иметь просветительскую составляющую.

Так моя команда нашла потрясающее решение – реализовать диджитал-карту Санкт-Петербурга, где стрит-артисты смогли в реальных работах реализовать фантазии об абсолютно недостижимой уличной работе на объектах вроде дворцовой площади или лахта-центра, а мы эти фантазии воплотили в жизнь в цифровых объектах. В дополнение к аукциону, мы запустили обширную просветительскую программу с экспертами и исследователями уличного искусства, такими как Алина Зоря, Игорь Поносов, Анастасия Пронина. В программу вошли публичные лекции, статьи и интервью.

Расскажи немного о процессе вовлечения художников в проект. Как они отнеслись к этой идеи, сразу ли согласились принять участие?

Изначально было сложно донести идею. Разве можно представить, что уличный художник реализует стрит-арт работу на цифровой карте? Многие, особенно те, кто с нами раньше не работал, отнеслись к идее с опаской. Однако постоянные участники наших аукционов типа Миши Маркера или Вовы Абиха согласились сразу и не раздумывая.

В общем, сложность в работе нашего аукционного дома всегда одна – тотальная концептуальность. К каждому аукциону, и этот не исключение, мы готовим отдельный концепт и план, который включает в себя новую айдентику, обновление сайта и побочных материалов. В этом плане «достаётся» и художникам. Чаще всего мы ждём эксклюзивную работу, подготовленную специально под наш концепт – обдуманное цельное высказывание. Часто вызывает вопросы, потому что, к сожалению, в российской практике аукционные проекты без особого разбора и смысла вкидывают на потоковые аукционы то, что под руку попалось. У нас же совершенно другой взгляд, и его сложно донести в первый раз. Зато, если художник работал с нами однажды, он остаётся до конца, потому что в результате видит себя частью большого обдуманного проекта.

Многие работы, представленные на карте, связаны с достопримечательностями и культурным наследием Петербурга, то есть с чем-то «неприкосновенным». Видишь ли ты проблему в том, что взаимодействие с исторической городской средой в Петербурге по большей части возможно только в формате виртуальных художественных проектов? 

Конечно, тот цифровой стрит-арт, который мы реализуем на диджитал-карте, невозможно воплотить в реальности, но в этом и есть вся его прелесть. Культурное наследие должно оставаться неприкосновенным, в этом я не вижу никакой проблематики, но я считаю, что арт-сообществу стоит задуматься о тех трёх вещах, которые я упомянула раньше в контексте комментария Игоря. Российским городам, особенно, Санкт-Петербургу, действительно не хватает достойного уличного искусства, хотя бы в формате паблик-арта и фестивалей современной культуры. Город не должен превращаться в зомби-руины, как это происходит сейчас, в нём должна появляться новая жизнь, ведь это, в том числе, и способ привлечения в город новых средств.

Каким образом будет происходить взаимодействие между итогами онлайн-аукциона и наполненностью карты? Будут ли проданные работы исчезать с неё? 

Это очень хороший вопрос! Мы планируем оставить карту действующей и распространять её в качестве манифеста возрождения уличного искусства. Сейчас думаю, что было бы здорово в какой-то момент открыть опен-колл на новые работы в цифровое пространство Петербурга и заполнять её стрит-артом сколько это будет возможно. Ведь это так приятно бродить по ней и выискивать «споты»* с появившимся за ночь искусством. Вдруг так родится новый масштабный проект? Кто знает.

*Спот – место, где рисуют граффити или стрит-арт. Может быть как коллективным и общеизвестным, так и секретным.

Как ты думаешь, может ли проект повлиять на восприятие стрит-арта, да и современного искусства в целом, в контексте городской среды? Как он может повлиять на трансформацию городского пространства Петербурга?

Как я уже сказала – уличное искусство — это то, что привлекает внимание к городской среде, а культурные фестивали привлекают к этой же городской среде уже не только местных жителей, но и туристов. Любая культурная интервенция в общественное пространство — это способ получить средства, как от государства, так и от частных компаний вроде девелоперов. Всё это позволяет двигаться в направлении к благополучному облику города.

Кроме этого, стрит-арт\паблик арт могут служить отправной точкой для открытия других направлений современного искусства. Об этом стоить помнить российскому арт-сообществу, которое в последнее время находится не в самом завидном положении. Уличное искусство может помочь привлечь внимание к любым культурным инициативам и возродить интерес не только к самому себе (каким бы забавным это не казалось), но и в целом к индустрии. Я сама несколько лет назад пришла в арт-бизнес через граффити и стрит-арт, и учитывая, что в российской арт-среде достаточно мало людей, игнорировать такую идеальную точку для входа довольно глупо. Ведь там, где больше людей – там больше движа, а значит больше возможностей и денег.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.