Картинка

Образовательный проект «Arcus»: Наталья Гудович, Диана Моцонашвили и Алёна Дятко о запуске новой платформы

Рассказываем о концепции, методике обучения и открытой ивент-программе академии «Arcus».


Мы давно задаёмся вопросом: нужно ли академическое образование человеку, который хочет работать в сфере креативных индустрий? Положительный ответ напрашивается сам собой, но огромное количество программ, разработанных в рамках консервативной системы, не позволяет сказать однозначно. Как правило, студентам творческих вузов не хватает знаний, полученных за время основного обучения. Арт-индустрия развивается, возникает необходимость в изучении новых инструментов, в том числе, связанных с «упаковкой» и продвижением предметов искусства. Становится важным умение общаться со средой, разбираться в смежных сферах, анализировать ситуацию на арт-рынке, при этом не теряя способности креативить и генерировать уникальные идеи.

Сейчас, как никогда важно создание образовательного пространства, которое сможет выстроить дальнейшую траекторию развития российского искусства, опираясь на мировой опыт. Инициаторами реализации такого проекта стали Наталья Гудович, Диана Моцонашвили и Алёна Дятко. Совместно с объединением «Выставочные залы Москвы», образовательным проектом «Айдан студия» и агентством Fineartway они представили платформу «Arcus», сохраняющую характерные черты традиционной академии как учреждения с большим выбором образовательных программ и фундаментальных исследований, но не идущую по пути «академического» образования в плохом смысле этого слова. Вместо устаревших методов и техник, преподаватели платформы предлагают прикладные знания, актуальные запросам современного арт-рынка, которые в перспективе помогут начинающим авторам и кураторам представлять российское искусство на международной арене.

Проект призван поддержать экосистему креативных индустрий и объединить образовательную функцию с возможностью применять знания на практике, учитывая как общие ориентиры в сфере современного искусства, так и индивидуальный взгляд каждого студента. Дополнительная общеразвивающая программа в «Arcus» доступна для всех абитуриентов без учёта возраста и образования, главное — желание развиваться, расширять кругозор и изучать новую или актуализировать устаревшую информацию. Для сотрудников профильных институций, а также для людей, получивших высшее или среднее специальное образование открыты программы повышения квалификации.

Обучение начнётся уже 20-го марта, а всю необходимую информацию о записи на курсы можно найти по ссылке.

В преддверии старта первых занятий в Академии мы поговорили с Натальей, Дианой и Алёной Дятко о предстоящем запуске проекта, их ожиданиях и дальнейших планах развития платформы.

Расскажите немного об идейных вдохновителях проекта. Как удалось собрать команду?

Наталья: Когда я ушла из суриковского института, Инна Берёзкина, директор ВЗ Москвы, предложила мне совместно работать над проектом Академии. С Алёной Дятко мы сотрудничаем уже давно, её лекции стали неотъемлемой частью программы обучения в Aidan Studio. Диана Моцонашвили и проект Fineartway всегда были нашими партнёрами. Они на рынке более 15 лет, и в последнее время значительно расширили свой профиль, так что у нас появился смежный интерес. У нас также очень сильное и дружное комьюнити выпускников — наш самый ценный и значимый ресурс. Такие проекты рождаются нативно просто потому, что в них возникает глобальная необходимость. Жизнь сама создаёт условия для их появления. Я думаю, Академия достигнет уровня исторической значимости, как ВХУТЕМАС в своё время.

Диана: Как сказала Наташа, мы знакомы уже много лет, ещё со времен её студенчества в мастерской у Айдан Салаховой. А моё становление как профессионала произошло в стенах галереи «Айдан». Такая связь не проходит бесследно. И, конечно, это ещё и про доверие, общие ценности, схожие взгляды на функционирование арт-рынка и даже вкусы. Для меня не стоял вопрос, когда Наташа предложила «давай?». Ответ мог быть только один — «давай!».

Алёна: Нам повезло, ведь команда собралась из неравнодушных людей. Все разные – кто-то радеет за развитие искусства в новых медиа, кто-то переживает за менеджмент в сфере искусства. Меня лично волнуют проблемы адекватного донесения информации до аудитории. Три женщины нашлись, а им помогли большие институции.

В чём уникальность методики проекта?

Наталья: Исток нашей методики был разработан Айдан Салаховой в стенах МГАХИ Сурикова. В своё время её мастерская современной живописи была единственным системным образовательным проектом. Студенты могли комплексно изучать лучшие кейсы современного искусства, реализовывать самые личные и смелые идеи, экспериментировать с медиа, представлять и продавать свои работы в стенах ЦСИ «Винзавод». 

В 2010-х ей удалось вырастить плеяду молодых художников, которые сегодня являются успешными и важными участниками российской арт-сцены. И, как любая правильно выстроенная система, эта методика имеет множество ветвей для развития и совершенствования. Этим мы и занимаемся. Поделюсь инсайтом: для лучших выпускников нашего курса по композиции будет бонус-трек — персональная консультация с Айдан Салаховой. Студенты смогут презентовать ей свой проект и получить конструктивную обратную связь. Это уникальная возможность и большое везение, что Айдан Таировна согласилась сотрудничать с нашим проектом, дальше поддерживать молодых художников и делиться своим опытом.

Физическое пространство «Arcus» состоит из выставочного зала, шоу-рума, студий и лектория. Будет ли какая-то альтернативная практическая возможность реализации произведений у студентов, выбравших онлайн-обучение?

Диана: Безусловно, мы стремимся дать всем студентам равные возможности. Именно поэтому присутствуют форматы онлайн и офлайн. На мой взгляд, тут всё, скорее, зависит от самого студента, ведь найти возможность, для экспонирования своей работы можно и вне пространства Академии. Наша задача — дать все инструменты и оказать помощь в реализации задуманного.

Алёна: Кроме экспонирования непосредственно в «Arcus», мы предлагаем резидентам выставочные проекты в пространствах галерей Объединения «Выставочные Залы Москвы» и в ряде партнёрских площадок.

Наталья: Лучшие из таких проектов будут активно продвигаться в России и за рубежом, однако каждый студент сможет принять участие в отчётных выставках Академии.

Говоря о практических занятиях, большинство из них проводится офлайн. Даже курсы кафедры мультимедиа, потому что важно установить прямой контакт с преподавателем, иметь возможность лично задать вопрос, показать детали проекта в режиме реального времени. Часть лекций и занятий будут проводиться дистанционно. Это связано и с экономией времени, и с локацией преподавателей — у нас широкая география.

Источник: архив пресс-службы

Планируется ли привлечение спикеров из других стран, чтобы дать возможность российским художникам и кураторам выйти на зарубежную арт-сцену?

Алёна: Конечно, мы планируем привлекать иностранных спикеров в онлайн-формате. Например, уже согласованы Елена Сарни, белорусско-польская художница Cemra и другие. 

Наталья: Однако систематическое обучение будет проходить на русском языке. Это важно, так как язык определяет мышление. Наша задача — создать продукт, который будет соответствовать международным стандартам, но одновременно будет нести в себе потенциал развития для российского искусства.

Будет ли меняться программа обучения на различных факультетах в соответствии с меняющимися актуальными запросами рынка и целевой аудитории?

Диана: Конечно. Ведь заявляя, что мы работаем с актуальным искусством и современными художниками, мы, по большому счёту, обрекаем себя на постоянный поиск нового. Сегодня мир меняется настолько быстро, что я не представляю как можно это игнорировать.

Алёна: Да, ведь основная сфера деятельности Академии «Arcus» – это своевременный ответ на вызовы трансформаций арт-рынка. Наша задача – быть на первой линии изменений, поэтому программа отвечает всем современным требованиям. 

Наталья: Мы собрали молодую команду активных практиков, художников и кураторов, философов и продюсеров, которые работают с актуальными вызовами и постоянно обновляют и переосмысляют свой опыт, а также анализируют новые технологии и тренды. Каждый курс — авторский, и, естественно, преподаватели регулярно обновляют материалы и задания.

Диана: У каждой из нас есть опыт работы в сфере, а также опыт в образовании, и у каждой есть мечта об «Arcus». Но объединение разных опытов и рождает наш уникальный продукт.

Например, мой опыт работы в неформальном образовании, сделал меня абсолютным адептом гуманистического подхода, где важен процесс, групповая динамика и личная заинтересованность студентов, поскольку это помогает находить свои уникальные качества и развивать их.

Планируется ли добавление ещё каких-либо дисциплин по мере развития проекта?

Наталья: И добавление, и сокращение. Некоторые базовые курсы точно останутся в программе Академии: рисунок, живопись, растровая и векторная графика, курс видеомонтажа, история искусства и основы философии. Остальные курсы будут появляться и исчезать. В любом случае теория всегда проходит проверку на практике.

Алёна: Поэтому добавлять курсы мы будем в зависимости от тенденций запроса. Пока в планах многосоставные дисциплины «Развитие личного бренда», «Международные практики кураторства».

Будет ли ивент-программа доступна широкой аудитории? То есть для тех, кто не является членом сообщества.

Наталья: Да, все события сообщества — лекции, вернисажи, экскурсии и прочее — будут открыты для широкого доступа. Мы заинтересованы в притоке талантливых молодых ребят, которые смогут в дальнейшем стать частью сообщества.

Диана: Арт-рынок и так представляет из себя довольно закрытое сообщество, а наша задача, наоборот, где это возможно, приоткрывать завесу тайны, и предлагать вниманию зрителей то, что обычно скрыто от глаз. Например, не только побывать на открытии выставки, но также увидеть, как художники работают в мастерских.

Источник: архив пресс-службы

Как методика создания схематичной модели внутреннего арт-рынка во время обучения повлияет на дальнейшее развитие студентов?

Наталья: Любая образовательная институция — это микромир, который транслирует свои ценности через каждого студента в реальной жизни. Очень важно, чтобы принципы работы над произведением искусства, насмотренность, понимание контекста, которые мы даём в Академии, в дальнейшем работали интерактивно, влияли на общество и способствовали повышению общего уровня культуры и качества жизни.

Алёна: Мы хотим сформировать среду, в которой будет возможно конструктивное объединение художников, кураторов и арт-менеджеров. Проблема современного арт-рынка в том, что «практики» зачастую не слышат «теоретиков», и наоборот. Наша цель – создать комфортную среду для формирования новых идей в пространстве российского арт-сообщества.  

Пространство объединяет студии, галерею и лекторий. Заключается ли концепция отчасти в том, чтобы совместить мастерские и выставочное пространство для привлечения посетителей?

Наталья: Да, сейчас существует тренд к прозрачности. Действительно интересно наблюдать за творческим процессом художника, его техникой, связкой концепта и технологии, за развитием проекта во времени. Это даёт зрителю понимание многих аспектов работы. Но всегда остаётся тайна, которая раскрывается только изнутри, когда ты сам непосредственно вовлечён в процесс.

Диана: Я бы не стала упрощать данную концепцию до простого маркетингового приема для привлечения посетителя. В театральной практике существует известный прием «разрушение четвёртой стены» — воображаемой преграды между актёрами и зрительным залом. Постепенно этот приём начинал применяться и в других видах искусства, поскольку позволял зрителю погрузиться в мир творца (актёра, художника). Понимаете, к чему я клоню? Предлагаю посмотреть на это решение как на способ построения живого диалога между художником и зрителем.

Планируются ли коллаборации/сотрудничество с частными галереями, кроме студио-визитов?

Наталья: У нас много партнёров среди галеристов, художников и других участников арт-рынка. Цель проекта — создавать трансгрессивное искусство, делиться своими открытиями и синтезировать на этом уровне. Промоушн здесь — индивидуальная стратегия, которая будет предлагаться студенту по факту созданного проекта, но возможностей много.

Можете рассказать о представленных кафедрах чуть подробнее?

Наталья: В Академии два факультета — свободного мышления и свободного искусства. Один больше практический, в другом идёт работа с теорией искусства, кейсами и траекториями кураторской и управленческой работы. Мы специально назвали факультеты свободными. Для нас это поле исследований, и свобода — необходимое условие для создание инновационных подходов.

На факультете свободного искусства две кафедры: кафедра мультимедиа и материальных техник. По сути, они разделены по медиумам, с которыми студенты работают технически, однако важно понимать, что везде красной нитью проходит умение сформулировать идею и подобрать для неё актуальный язык выражения. Этому мы учим на курсе композиции.

Факультет свободного мышления — это очень точное и глубокое знакомство с основными историческими событиями и философскими концепциями, которые актуальны для нашей современности. Мы собрали уникальных специалистов. Например, Елена Сарни — художник, которая прожила более двадцати лет в США и преподавала в университетах Лос-Анджелеса и в Нью-Йорка. Она ведёт курс про искусство и жизнь русских художников за рубежом. Одновременно это и разбор новейших трендов мирового арт-рынка, и актуальный разговор о собственной идентичности. Алёна Дятко — один из основателей нашей академии, преподаватель БВШД, МГУ им. Ломоносова и МГАХИ им. Сурикова — может вложить в вашу голову все необходимые знания о метамодерне так легко, будто вы посмотрели серию «Симпсонов».

Диана: Я могу рассказать подробнее о курсе арт-менеджмента. Здесь мы делаем акцент на развитии прикладных навыков, которые пригодятся любому человеку, желающему работать в сфере искусства. Это курс про практические стороны работы. Я буду давать реальные кейсы, отсылки к текущему законодательству, а также проводить мастер-классы, например, по упаковке предметов искусства.

Планируется ли в будущем открытие филиалов в других городах? Или единственной альтернативой будет онлайн-обучение?

Алёна: В идеале, мы бы хотели запустить арт-резиденции с открытыми мастерскими и образовательной программой в регионах, но это пока в планах. 

Источник: архив пресс-службы

Есть ли у вас какие-то ожидания от проекта?

Наталья: У нас нет ожиданий, но есть цель — создать прочное основание, на котором можно будет выстраивать самые невероятные взаимодействия в сфере искусства. Конечно, нас поддерживает правительство Москвы. Это серьёзная поддержка, но здесь очень важно, что эта инициатива создаётся по актуальному запросу. Как сказал бы Кандинский, по «принципу внутренней необходимости».

Диана: Соглашусь с Наташей, у нас нет ожиданий. Но есть желание создать «место действия» и есть опора в лице друг друга. 

Алёна: По опыту, ожидания зачастую  не оправдываются, нам же хочется меньше разочаровываться, поэтому целью мы ставим, как минимум, создание комьюнити. 

Что бы вы хотели пожелать будущим студентам?

Алёна: Как философ, я очень хочу, чтобы в эпоху цифры студенты обращались к книгам и читали. 

Наталья: Важно сделать шаг, оставить позади предрассудки и открыть себя для новых знаний, проектов и друзей. У вас получится!

Диана: Разрешите себе побыть детьми в процессе обучения, то есть быть открытыми к новому, бесстрашными в поисках, быть любопытными и готовыми искать, рисковать, ошибаться, учиться и получать наслаждение и от процесса, и от результата!

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.