Картинка

Новаторы в киноиндустрии: 7 режиссёров и особенности их известных кинолент

Об авторском кино и режиссёрах, чья фильмография повлияла на мировой кинематограф.

1. Жан-Люк Годар

Знаменитый режиссёр французской новой волны – персона крайне эпатажная. Автобиографический фильм «Молодой Годар» (2017), где главную роль сыграл актёр Луи Гаррель, сам Жан-Люк прокомментировал холодно, назвав съёмки «глупой идеей». Творчество его часто носило радикальный характер, а политические взгляды «заимствовали» главные герои таких лент как «Мужское-женское» (1966), «На последнем дыхании» (1960), «Безумный Пьеро» (1965).

Главная особенность годаровского кинематографа – изображение новой Франции с активистскими демонстрациями, обновлённой феминностью и человеческой осознанностью. «Мы ворвались в кино, как пещерные люди в Версаль Людовика XV», – так он отозвался о себе и своих коллегах по кинематографическому цеху.

Фильмы Годара прямиком из эпицентра революции. Мятежные события, митинги, шествия не выступают фоном действий кино. Скорее, герои существуют в исторических рамках, и их жизни меняются в зависимости от политических и гуманистических решений. Так персонажи в чёрных бадлонах и с активной политической позицией становятся маркерами эпохи.

2. Дэвид Линч

Чаще всего феномен Линча как сценариста знаком по сериалу «Твин Пикс» (1990-2017). Однако фильмография режиссёра куда шире одной хоррор-серии, ведь он является представителем американского независимого кино и работает в жанре нео-нуар. В своих новаторских фильмах Линч интригующе собирает и осмысляет темы разрушения личности, познания себя как сексуального объекта и стремления к доминированию или подчинению. Эти темы особенно отразились в его кинокартинах «Малхолланд Драйв» (2001), «Синий Бархат» (1986), «Шоссе в никуда» (1997). 

Помимо проблем личностных, Линч даёт развитие социальным вопросам. Например, он развеивает культ американской мечты. Белый забор, локальная пастораль, розы сорта American Beauty и голубое небо – лишь счастливые декорации, за которыми скрываются фальшивые чувства и ненастоящие семьи.

Авторский сюрреализм становится причиной споров и разнообразных интерпретаций всей фильмографии режиссёра. Крупные научные труды посвящены исследованию символов и предметов в его картинах. Однако основная мысль в каждой книге одна: универсального ключа к пониманию художественного мира кино нет, а трактовки могут варьироваться от зрителя к зрителю. Этим и прекрасен сеттинг фильмов Линча.

3. Андрей Тарковский

Мало кто может себе представить, что в эпоху оттепели, когда сохранялась творческая цензура, а деятели всех сфер искусства подвергались критике властей, выходили необычные и непонятные фильмы Андрея Тарковского, которые поражают своей аутентичностью по сей день. Пока на экранах крутили знакомые кинокартины Рязанова и Гайдая, он вершил настоящую революцию в советском кинематографе. 

Часто в основу его фильмов брались литературные произведения. Так, например, дебютный фильм Тарковского «Иваново детство» (1962) был снят по рассказу Владимира Богомолова «Иван», а легендарный «Солярис» (1972) – по одноимённому роману Станислава Лема. 

Однако эти факты не означают, что режиссёр был недостаточно автономен в своих идеях. Наоборот, Тарковский был одним из тех авторов, чьё незримое присутствие всегда угадывалось в кинокартинах. Его отличительная черта – мысли об определении человека в современности, его нравственные дилеммы и страдания. 

Режиссёрскую работу и построение кадра также можно назвать концептуальным нововведением. Наглядно это можно увидеть в «Зеркале» (1975), где зрителей ждут долгие, тягучие кадры мытья волос и монотонное капание капель воды с прядей.

4. Ингмар Бергман

На вопрос «Почему шведского режиссёра Ингмара Бергмана можно считать одним из самых известных создателей авторского кино?» легко ответит Оксфордский словарь. Английское слово «Bergmanesque», образованное от фамилии сценариста было внесено в эту книгу в 2018 году – такое случается далеко не с каждым режиссёром, а одним из ближайших к этому достижению в языке кинопроизводства является выражение «тарантиновские диалоги».

Ключевым понятием в символике бергмановского кино является кризис. Кризис личности, кризис семьи, кризис общества – практически весь художественный мир его фильмов построен на этом недостатке, а герои находятся в поиске границы фальшивого и настоящего. «Персона» (1966), «Земляничная поляна» (1957), «Фанни и «Александр» (1982) – за каждой из его работ кроется попытка осязания этого двоемирия. Поэтому Бергман и становится настоящим мэтром чёрно-белого кино: идеологическая целостность, базис, построенный на пережитом опыте, разноплановость кадров создают особый способ визуального восприятия у зрителей.

5. Франсуа Озон

«В каждой беде ищите женщину», – такой слоган мог бы быть идеальной увертюрой к изучению работ французского мастера Франсуа Озона. Прогремевшая премьера фильма «Молода и прекрасна» (2013) с Мариной Вакт в главной роли тому подтверждение. Кинокартина о школьнице, исследующей свою сексуальность стала ярким примером в знаменитом течении «кино тела», связанном с раскрепощённостью, телесностью, открытостью. 

Фильм «8 женщин» (2002) – это пример мультижанровости Озона, к которой он прибегает и в дальнейшем творчестве. Картина об убийстве главы семейства – это и детектив, и водевиль, и мюзикл, и комедия. Запутанный клубок тайн и интриг, в центре которого семья Марселя и близкие люди его дома, ещё раз отсылают зрителя к изучению женского начала и феминности как феномена нового века. 

Однако не только эти идеи занимают особое место в идеологии режиссёра. Недавно вышедшее «Лето’85» (2020) – это манифест эпохи восьмидесятых, на фоне которого развивается любовная история двух молодых парней в Нормандии. Именно поэтому Озона легко назвать самым разнообразным режиссёром своего времени, ведь в его фильмах можно встретить всё – от проституции до светлой ностальгии по собственной молодости, от детективного расследования до репрезентации ЛГБТК+ сообщества.

6. Альфред Хичкок

Ужасы Хичкока – это константа киноиндустрии. Именно благодаря ему в современном фильмопроизводстве встречаются такие понятия, как «саспенс» и «триллер». Его творчество ассоциируется с тревожностью, напряжением, страхом, и всё это не зря, ведь режиссёр работал в жанре нуар, а его экранизацию романа французской писательницы Дафны Дюморье «Ребекка» (1940) по праву можно назвать примером готического стиля в киноискусстве. Психоделические явления, детективная классика, продуманность деталей до мелочей, фокал главного героя – все эти черты приобрели знаменитые киноленты Хичкока «Психо» (1960) и «Головокружение» (1958).

Внимание к самым мелким деталям была присуща режиссёру во всём. Актриса Джанет Ли так говорила о своей работе с ним: «Каждый штрих, каждый элемент декорации он сначала готовит в миниатюре дома, а потом уже воссоздаёт в студии». Этим можно объяснить, почему его экранизации рассказов получаются такими каноничными и всегда максимально близкими к оригиналу произведения. 

7. Роман Полански

Роман Полански является не только режиссёром и сценаристом. Первые его работы в мире кино были по ту сторону камеры: он играл в Национальном театре юных зрителей в Кракове, учился в Национальной школе Изящных искусств, а его актёрский дебют в кино состоялся намного раньше, чем режиссёрский. После окончания Лодзинской киношколы он выступал уже в двух амплуа, что было достаточно необычно для того времени. В своём знаменитом фильме «Бал вампиров» (1967) Полански появлялся как один из главных героев.

В фильмографии автора чаще всего встречаются ужасы – это основная тема его кино, которую он развивает с помощью гротеска, элементов психоанализа, чёрного юмора и абсурда. Помимо этого, огромное влияние уделяется сексуальному подтексту и анализ героев проводится со стороны их нереализованных желаний. Примеры таких фильмов: «Горькая луна» (1992) и «Венера в мехах» (2013). Так Полански пытается раскрыть частную жизнь своих героев и показать их бессознательное.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.