Картинка

Не только женский бизнес

Арт-рынок глазами мужчин.

Сталкивались ли вы со стереотипом о том, что арт-бизнес — женское дело? Возможно, причина в том, что он долго оставался на периферии общего бизнес-дискурса и воспринимался менее прагматичным, более интуитивным и визуальным — «не совсем про бизнес, а скорее про эстетику», которая, якобы, больше соответствует женской природе. 

Однако наша практика говорит об обратном. Каждый день мы общаемся с художниками, кураторами, арт-менеджерами и галеристами. И, поверьте, мужчины в искусстве не просто есть — они активно формируют контекст, двигают рынок и задают тон в обсуждениях. При этом — без пафоса и с искренней вовлечённостью.

Мы решили поговорить с ними напрямую. Узнать, как они пришли в профессию, с какими вызовами столкнулись, что считают важным сегодня, и каким видят развитие арт-среды завтра.

Глеб Солнцев, современный мультидисциплинарный художник

Фото: Юлия Пилипенко

Расскажи про свой путь в искусстве: почему ты выбрал именно эту профессиональную сферу?

Моя семья уже в пятом поколении выбирает путь художника, как основную профессию. Закончив художественную школу и художественный университет, я занялся совершенно противоположным делом — бизнесом. В этом я достиг определенных результатов, но мне всё время чего-то не хватало. После долгих метаний и поисков своего пути я вернулся в знакомый и родной мир, уже с осознанием того, что это мой выбор, и он не навязан семейной традицией. 

По твоему мнению, чем арт-индустрия отличается от других сфер бизнеса?

Арт-индустрия в России, на мой взгляд, — это больше про подвижничество и гуманизм, чем про выгоду и бизнес. Хотя постепенно и у нас выстраиваются бизнес-процессы, сфера искусства является сложной для оценки. На мой взгляд, основное отличие в чёткой системе оценки продукта, так как вдохновение и творчество являются очень субъективными и абстрактными понятиями для структурирования.

Какими качествами нужно обладать, чтобы быть успешным в этой индустрии?

Дисциплина, насмотренность, обучаемость, умение работать вдолгую, одновременно балансируя между бизнесом и творчеством. Умение не смешивать, но переключаться. Также важно умение работать с людьми, выполнять договорённости, работать над репутацией и личным брендом.

Сталкивался ли ты с мнением о том, что сфера искусства с профессиональной точки зрения — это «женский бизнес»? 

Впервые о таком слышу. Мне кажется, что в сфере искусства в этом смысле — абсолютный баланс: Ольга Свиблова и Гарри Татинцян, Марина Лошак и Ларри Гагосян, Ханс Обрист и Ирина Кулик, Николай Палажченко и Дороти Миллер, и так далее.

Сталкивался ли ты с мнением о том, что среди успешных художников больше мужчин? 

Возможно, так и было до XX века, но сейчас эта тенденция резко меняется. Целая Венецианская биеннале была отдана только женщинам художникам. Это ли не тенденция?

Как ты считаешь, отличаются ли правила игры на арт-рынке для мужчин и женщин? Если да, то как именно?

Лично я не сталкивался с дискриминацией по половому признаку. В моём окружении большое количество успешных (и в коммерческом плане) женщин. Поэтому не могу сказать о том, что это ярко выраженная проблема, но не могу быть экспертом в этом вопросе по объективным причинам.

За чьей профессиональной карьерой в арт-сфере ты наблюдаешь? Почему именно они? 

В данный момент, у меня хватает ресурса наблюдать только за коллегами, находящимися в моём окружении. Это здоровая конкуренция, которая помогает быть в тонусе. Их достижения вдохновляют создавать и не останавливаться. Если говорить об именах то это: Роман Ермаков, Андрей Бергер, Макс Орлитский, Евгений Чес, Саша Фролова.

Дай пару советов тем, кто только начинает свой путь в арт-индустрии.

Настраивайтесь на марафон. Изучайте биографии художников, читайте автобиографии. Изучайте новые инструменты (технологии, концепции, философию, психологию, науку) Работайте с психикой. Берегите себя и творите!

Манук Мелконян, идейный вдохновитель журнала «Юный Искусствовед», сооснователь клубной галереи Loft9.art

Расскажи про свой путь в искусстве: почему ты выбрал именно эту профессиональную сферу? 

Искусство для меня — это ощущение, переходящее в уверенность, что есть что-то ещё, кроме материального мира. Это завораживает.  Искусство и, если говорить ещё шире — культура — это то, что делает жизнь лучше. 

По твоему мнению, чем арт-индустрия отличается от других сфер бизнеса?

Отличие в том, что нашу арт-индустрию можно назвать индустрией с большой натяжкой. Такая потрёпанная деревенька на фоне небоскрёбов других индустрий. Посыпать голову пеплом — бессмысленно: такое состояние дел, в первую очередь, экономический фактор.

Какими качествами нужно обладать, чтобы быть успешным в этой индустрии?

Такими же, как и в любой другой сфере — цепкостью, трудолюбием, пониманием сути дела, открытостью к новому, коммуникативными навыками. И, конечно, тебе должна сопутствовать удача.

Сталкивался ли ты с мнением о том, что сфера искусства с профессиональной точки зрения —  это «женский бизнес»? 

Я считаю гендерное разделение искусственной конструкцией: есть профессионалы, которые хорошо делают своё дело. Какая разница, какого пола этот человек?

Сталкивался ли ты с мнением о том, что среди успешных художников больше мужчин? 

Среди мировых топ-художников — самых дорогих и продаваемых — абсолютное большинство — мужчины, но среди молодых художников мужчин сильно меньше, и это не только про права женщин и прочие тренды (на самом деле уже исчезающие на уровне нарративов). Скорее экономическая и демографическая реальность. 

Как ты считаешь, отличаются ли правила игры на арт-рынке для мужчин и женщин? Если да, то как именно?

Не замечал такого. Важнее всего искусство, которое создаёт художник, а какого он пола — совершенно не важно.

За чьей профессиональной карьерой в арт-сфере ты наблюдаешь? Почему именно они? 

Марина Лошак — вдохновляющий пример того, как человек из галерейного бизнеса возглавил одну из важнейших культурных институций страны, а после ухода из неё не растерялся, обновился и запустил, в чём-то, даже более активную и успешную карьеру.

Борис Бернаскони — блестящий архитектор, который постоянно бросает вызовы сам себе, заходя на новые территории, например, современного искусства. Борис — настоящий мыслитель.

Дай пару советов тем, кто только начинает свой путь в арт-индустрии.

Первый совет: не обольщаться. Мир искусства — это не только прогулки по мастерским, интеллектуальные беседы и придумывание концепций выставок. Это низкомаржинальный бизнес с высокими рисками и слабым менеджментом. Подноготная может сильно разочаровать.

Второй совет: задать себе три вопроса: чего я хочу достичь? Что я хочу получить? Что я готов привнести? Проанализировать ответы и оценить — насколько это всё реалистично, и главное, нет ли в этом вторичности. Если картина складывается не очень привлекательная, то лучше подумать о чём-то другом.

Сергей Попов, совладелец и основатель галереи pop/off/art; искусствовед, коллекционер

Фото: Роман Коновалов

Расскажите про свой путь в искусстве: почему вы выбрали именно эту профессиональную сферу?

Я в искусстве очень давно, свыше 30 лет. За плечами музейный опыт — работа методистом в Третьяковской галерее. Какие-то аспекты рынка современного искусства строились на моих глазах, в том числе при моём участии. В 90-х и в 00-х годах вокруг искусства было очень много хаотичных факторов и мало профессиональных авторов. Я открывал галерею для того, чтобы установить свои приоритеты в искусстве, сделать так, чтобы действительно важные художники были оценены рынком. Со временем мне кажется, моей галерее это удалось. 

По вашему мнению, чем арт-индустрия отличается от других сфер бизнеса?

В арт-индустрии очень много специфики. Нужно учитывать огромное количество нюансов, чтобы быть успешным дилером. Это проистекает из того, что каждое произведение искусства, даже тиражное, обладает множеством уникальных параметров. К тому же, надо учитывать динамику развития и амбиции каждого художника. Мы строим дорожную карту для любого из наших авторов и стараемся её соблюдать, так чтобы в результате появлялись проекты и произведения искусства, которые действительно меняют культуру к лучшему и развивают наших зрителей и коллекционеров. Наш бизнес похож на издательский или продюсерский, но имеет и свои отличия. 

Какими качествами нужно обладать, чтобы быть успешным в этой индустрии? 

По образованию и отчасти по практике я искусствовед, и мои знания пригодились мне в профессии. Но искусствоведов много, а вот галеристов среди них — единицы. Нужно совмещать обширные и точные знания с вызовами бизнеса, которых в нашей стране хватает. Нужно уметь находить общий язык с самыми разными людьми в сфере искусства — от независимых интеллектуалов-кураторов до музейных фандрайзеров. Нужно быть терпимым к требованиям художников и их наследников — они творческие люди, и непредсказуемый компонент в их активности приходится учитывать. Профессия сложная, я бы никому не посоветовал открывать галерею. 

Сталкивались ли  вы с мнением о том, что сфера искусства с профессиональной точки зрения — это «женский бизнес»? 

Да, раньше говорилось как бы между делом, что владеть галереей — это женский бизнес. Это мнение не выдерживает критики. Достаточно взглянуть на состав владельцев галерей по всему миру, чтобы понять, сколько там мужчин. Да и в нашей стране лидеры в сфере торговли искусством — в основном мужчины. Но так просто сложилось. Я считаю, у женщин-владелиц галерей есть свои преимущества, как в выборе художников, так и в управлении — и им бесполезно подражать. В pop/off/art очень важен наш тандем с женой и партнёром галереи Олей Поповой. Если бы не её ум, интуиция и вдумчивость — галерея давно бы закрылась. Сейчас она открыла ещё и другие свои бизнесы в искусстве. 

Сталкивались ли вы с мнением о том, что среди успешных художников больше мужчин?

Это правда, но применительно к ситуации два-три десятилетия давности. Сейчас в искусстве наблюдается паритет гендеров, а в какие-то времена мы видим, и как женщины вырываются в лидеры. 

Как вы считаете, отличаются ли правила игры на арт-рынке для мужчин и женщин? Если да, то как именно?

В этом я не вижу отличий, особенно в мировой практике, не только в российской. Другое дело, что есть страны, в которых исторически женщин «не пускают» в большой мир мужчин. Это арабские страны, почти вся Азия. Женщинам там сложнее. Изменять это можно и нужно с течением времени.

Но и сами женщины должны это делать — им никто не станет уступать места.  Идеального паритета всё равно невозможно будет добиться — все процессы будут идти в сложной борьбе. 

За чьей профессиональной карьерой в арт-сфере вы наблюдаете? Почему именно они? 

Я очень уважаю некоторых своих коллег-галеристов. Например, владельцев крупных международных галерей — Continua, neugerrimschneider. Среди женщин, кстати, мою коллегу в Бельгии Sofie van de Welde. Меня вдохновляют истории о людях, которые ставят сложные, едва ни невозможные цели, и достигают их. Я считаю некоторых предпринимателей гениями бизнеса и управления, вижу, как они нетривиально действуют в условиях кризиса. Чему-то стараюсь учиться у них. 

Дайте пару советов тем, кто только начинает свой путь арт-индустрии.

Если это художник, мне жаль этого человека. В искусстве страшная конкуренция, и быть художником — высокая ответственность. Что касается профессионалов в сфере искусства — много читайте, но не замыкайтесь в профессии. Надо изучать литературу по бизнесу, маркетингу. Надо иметь эмпирические знания о мире. Надо знать художественную литературу. По-хорошему, вы должны быть способны поддержать беседу в любой сфере. Лично я не устаю учиться у наших художников и друзей-коллекционеров — они непрерывно открывают мне новые повороты в восприятии мира.

Владислав Духанин, сооснователь галереи Shift

Фото: Евгения Соломатина

Расскажи про свой путь в искусстве: почему ты выбрал именно эту профессиональную сферу? 

Мой выбор поприща галериста был достаточно эмоциональным. Особых предпосылок для этого не было, по образованию я экономист, но несколько лет назад на зимних каникулах в Будапеште меня впервые до слёз поразила скульптура Мадонны Тильмана Рименшнайдера начала XVI века. После этого я понял, что мне очень интересна сфера искусства в профессиональном плане. Но, ретроспективно анализируя тогда казавшийся внезапным поворот, я понимаю, что в нём я нашёл ответ на свою давнюю тягу к рынку роскоши и «сложных» впечатлений. Мне всегда казалось особенно увлекательным заниматься предоставлением «потребительской» ценности, запрос на которую возникает на самом верхнем уровне пирамиды потребностей. И искусство как продукт — безусловно, одна из таких вещей, как, например, экстремальные путешествия, яхтинг, увлечение дорогими винами.

По твоему мнению, чем арт-индустрия отличается от других сфер бизнеса? 

Все сферы отличаются друг от друга — как рынок медицинских услуг очень далёк от индустрии переработки нефти, так и арт-рынок обладает бесчисленным количеством особенностей. Но пожалуй есть одно ключевое — это сложно определимая внутренняя не экономическая ценность искусства, которая влияет на его цену. При этом эта ценность обусловлена не просто готовностью людей платить деньги, как, например, в случае классических товаров роскоши, но и особым культурным значением для цивилизации, которое, как принято считать, несут в себе объекты искусства. Итого — невероятно большая роль эмоций в сделках, где цена вопроса сопоставима с реальными активами, приносящими понятную финансовую отдачу.

Какими качествами нужно обладать, чтобы быть успешным в этой индустрии?

Есть качества, которые помогают в любой сфере: например, умение структурировать информацию и решительность. Но, пожалуй, в сфере искусства особенно важны коммуникационные навыки, умение стать другом для клиента, так как необходимое доверие достигается лишь через развитие настоящих личных отношений. Также я бы выделил необходимость искренне любить представляемое искусство, так как в отсутствии такой искренности будет и тяжело в моменты, когда что-то не получается, и также коллекционеры сразу это поймут. Поэтому мы при выборе художников, с которыми сотрудничаем, никогда не идём на сделку с собственным вкусом.

Сталкивался ли ты с мнением о том, что сфера искусства с профессиональной точки зрения — это «женский бизнес»? 

Если посмотреть на гендерную статистику работников сферы искусства, безусловно так и будет, при этом если ограничиться сегментом ключевых игроков, в частности галеристов, мне кажется, что такой стереотип теряет актуальность. И в России, и в мире самые известные галереи не менее часто основывались мужчинами. Я же сразу пришёл в эту сферу с намерением открывать галерею, поэтому как на ориентиры смотрел на галеристов,  среди которых было немало мужчин.

Сталкивался ли ты с мнением о том, что среди успешных художников больше мужчин? 

Опять же, есть данные, которые исторически говорят в пользу такого факта, особенно если измерять успешность ценами на работы. Но мы видим, что в сегменте ультрасовременного искусства эта ситуация стабильно меняется в сторону более равномерного распределения успеха. Например, среди художников нашей галереи, наоборот, большинство девушек.

Как ты считаешь, отличаются ли правила игры на арт-рынке для мужчин и женщин? Если да, то как именно?

Мне кажется, что нет. Особенно если речь о галерейном бизнесе, важно иметь волю, не бояться рисковать, быть отличным коммуникатором и показывать хорошее искусство. Эти вещи двигают процесс и провоцируют интерес всех других участников рынка. 

За чьей профессиональной карьерой в арт-сфере ты наблюдаешь? Почему именно они? 

Не могу выделить кого-то одного. Есть множество успешных и галеристов, и представителей других сфер, которые мне интересны, у кого постоянно стараюсь чему-то научиться. Это естественный процесс, который, как мне кажется, не должен прекращаться в течение всей жизни. В разные периоды пути наше внимание само обращается к опыту, который в моменте наиболее релевантен для текущих вызовов.

Дай пару советов тем, кто только начинает свой путь в арт-индустрии. 

Не секрет, что надо любить то, чем занимаешься, иначе будешь страдать. Но в такой сфере как искусство, особенно сложной с точки зрения крайне ограниченного спроса на результаты её деятельности, эту правду нельзя переоценить. То, чем мы занимаемся, по-настоящему интересно очень ограниченному числу людей, и это может давить, потому что ощущение собственной пользы обычно важно для самореализации. К тому же, особенно в нашей стране, арт-рынок очень мал, и не стоит рассчитывать на значительное финансовое вознаграждение. Поэтому я бы рекомендовал не романтизировать работу в этой сфере и делать выбор в пользу арт-рынка только при искреннем, маниакальном интересе к искусству.

Григорий Корбасов, арт-консультант, аукционист и продюсер культурных проектов

Фото: Антон Доников

Расскажи про свой путь в искусстве: почему ты выбрал именно эту профессиональную сферу?

В арт-рынок я попал уже зрелым человеком с солидным багажом знаний за плечами. Откликнулся на вакансию одного известного аукционного дома, где на тот момент искали директора по маркетингу. Первое собеседование затянулось на три часа, мне повезло встретить человека с похожим профессиональным бэкграундом, который делал свои первые шаги в культуре, но на должности директора. Мы долго обсуждали возможные «точки роста» бренда внутри индустрии, но на втором собеседовании этого человека уже не было, а мою позицию упразднили. Карьеру пришлось отстраивать с нуля. Ни секунды не пожалел о принятом решении. 

По твоему мнению, чем арт-индустрия отличается от других сфер бизнеса? 

В первую очередь тем, что искусство выходит за рамки рыночных категорий, а значит, там не до конца работают законы экономики. Строить эффективную финансовую модель в культуре без практического опыта и интуиции крайне трудно: эти качества приходят только с годами работы.

Какими качествами нужно обладать, чтобы быть успешным в этой индустрии?

Главное — стремиться быть профессионалом. Даже если ты новичок, но обладаешь навыками деловой этики, это уже большой плюс. Важно быть открытым, незамкнутым — социальный капитал в этой сфере играет ключевую роль. Также стоит научиться прислушиваться к своим ощущениям, быть смелым и не бояться озвучивать свою точку зрения.

Сталкивался ли ты с мнением о том, что сфера искусства с профессиональной точки зрения — это «женский бизнес»? 

Не могу сказать, что разделяю эту точку зрения, скорее даже наоборот. Да, есть ощущение, что женщин в сфере искусства больше, но если говорить о продажах и финансовых вопросах, уверен: на рынке доминируют мужчины — или хотя бы наблюдается паритет.

Сталкивался ли ты с мнением о том, что среди успешных художников больше мужчин?

Во-первых, нужно разобраться, что считать успехом: коммерческий результат, признание институций или влияние на искусство в целом? Во-вторых, веками женщины были менее заметны в искусстве из-за социальных ограничений. Этот факт отлично иллюстрирует книга Линды Нохлин «Почему не было великих художниц».

Как ты считаешь, отличаются ли правила игры на арт-рынке для мужчин и женщин? Если да, то как именно?

Я верю в то, что в нашей сфере всё зависит от конкретного человека, его амбиций, таланта и настойчивости, а не от гендера. 

За чьей профессиональной карьерой в арт-сфере ты наблюдаешь? Почему именно они? 

Лоик Гузер и Магнус Реш — оба ломают традиции арт-рынка. Лоик ставил перед собой цель привлечь молодую аудиторию в Christie’s, устраивал кураторские аукционы, а теперь управляет проектом FairWarning (приложение-аукцион, где торги строятся вокруг одного лота). Магнус обладает похожими целями, только идет другим путем — делает рынок более прозрачным и доступным, а также дает советы галеристам, помогая им интегрировать бизнес-подходы в арт-рынок.

Дай пару советов тем, кто только начинает свой путь в арт-индустрии. 

Социальный капитал важен как никогда: приходите на открытия и мероприятия, знакомьтесь, встречайтесь. Будьте профессиональны, не навязывайтесь. Умейте рассказывать о своем искусстве. 

Александр Бланарь, директор галереи Serene, автор телеграмм-канала blanar.art

Фото: Валерий Абдршин

Расскажите про свой путь в искусстве: почему вы выбрали именно эту профессиональную сферу?

По любви. Сначала я работал журналистом, но тяга к искусству пересилила — из редакции GQ я отправился стажёром в аукционный дом Phillips, и остался с искусством навсегда.

По вашему мнению, чем арт-индустрия отличается от других сфер бизнеса?

У неё много отличий: нет прозрачности, свод правил сложился просто потому, что «так принято». 

Каким качествами нужно обладать, чтобы быть успешным в этой индустрии? 

Мне кажется, что в сфере искусства важны любознательность, информированность, а также искренняя любовь к искусству. Нужно помнить игроков, держать в голове информацию и постоянно искать что-то новое.

Сталкивались ли вы с мнением о том, что сфера искусства с профессиональной точки зрения — это «женский бизнес»?

В России, определённо, много важных игроков-женщин, а вот в Европе или Америке мужчин в этой сфере всё же больше. 

Сталкивались ли вы с мнением о том, что среди успешных художников больше мужчин?

По многим отчётам это действительно так: белые цисгендерные мужчины, живущие в важных для индустрии городах — Нью-Йорке и Лондоне. Но фокус активно смещается: сейчас продажи работ художниц выходят на первые строчки.

Как вы считаете, отличаются ли правила игры на арт-рынке для мужчин и женщин? Если да, то как именно?

Не думаю, что есть какие-то отличия. 

За чьей профессиональной карьерой в арт-сфере вы наблюдаете? Почему именно они? 

Светлана Марич — бывший заместитель главы аукционного дома Phillips.

Дайте пару советов тем, кто только начинает свой путь в арт-индустрии.

Не бойтесь экспериментировать и пробовать что-то новое. Ставьте цели и стремитесь к ним.

Петр Иванов — куратор, PR-специалист, программный директор Flor et Lavr Gallery

Фото: Дмитрий Егоров

Расскажи про свой путь в искусстве: почему ты выбрал именно эту профессиональную сферу?

Можно сказать, что она выбрала меня. До работы в искусстве у меня был опыт в фэшн-индустрии, но со временем я осознал, что эта сфера кажется мне «пустой» — в ней не хватает смыслов и миссии. Тогда я попал на стажировку в аукционный дом Phillips, и случился «мэтч» с искусством. Сейчас это неотъемлемая часть моей жизни — как в работе, так и в свободное время. Это образ жизни. 

По твоему мнению, чем арт-индустрия отличается от других сфер бизнеса?

Арт-индустрия — это в первую очередь про смыслы, а не про прямую коммерческую выгоду. Здесь важно не просто продавать продукт, а создавать культурную ценность, формировать диалог с аудиторией, развивать художественные экосистемы. Это бизнес, в котором эмоциональная вовлечённость и идеология играют ключевую роль. При этом арт-рынок крайне закрыт и непрозрачен, что делает его одновременно сложным и увлекательным.

Каким качествами нужно обладать, чтобы быть успешным в этой индустрии? 

Гибкость и стратегическое мышление — искусство требует тонкого понимания контекста и способности адаптироваться. Коммуникационные навыки — без умения выстраивать связи и договариваться здесь не обойтись.  Терпение и стрессоустойчивость — процессы часто растянуты во времени, а индустрия держится на отношениях, которые выстраиваются годами. 

Ну и, конечно, насмотренность и образованность — без них невозможно ни курировать проекты, ни продавать искусство.

Сталкивался ли ты с мнением о том, что сфера искусства с профессиональной точки зрения — это «женский бизнес»? 

Я смотрю не на гендер, а на проекты, вне зависимости от их масштаба, и коммуникацию, которую ведёт специалист. Очень надеюсь, что гендерные стереотипы останутся в прошлом—  и для моего поколения возможности будут равными. Также важно отметить, что не со всеми темами могут работать мужчины-кураторы и художники.

Сталкивался ли ты с мнением о том, что среди успешных художников больше мужчин? 

Да, такое мнение встречается, но это скорее стереотип. В галерейной среде сейчас действительно много молодых художниц и девушек-кураторов, тогда как среди музейных директоров, крупных галеристов и художников с высоким ценником на работы по-прежнему чаще встречаются мужчины. Это отчасти отражает глобальные тенденции переосмысления канона и усиления женского голоса в искусстве. Но если говорить про локальный контекст, то в последние годы арт-среда ощутимо изменилась — в ней стало больше молодых специалистов, а профессиональный ландшафт перестроился, что неизбежно повлияло и на гендерный баланс.

Как ты считаешь, отличаются ли правила игры на арт-рынке для мужчин и женщин? Если да, то как именно?

Да, различия всё ещё есть. Мужчины-художники традиционно легче входят в музейные коллекции, их работы дороже на аукционах. Женщинам приходится доказывать свою значимость, искать обходные пути, создавать свои институции и форматы. Но сейчас многие культурные институции осознают этот перекос и работают над его устранением.

За чьей профессиональной карьерой в арт-сфере ты наблюдаешь? Почему именно они? 

Если говорить о мужчинах в искусстве, то для меня это Артём Бондаревский — за его открытость и вовлечённость в процессы, способность включать широкие сообщества в процессы «ГЭС-2», делать институцию живой. Ещё одним примером для меня являются коллеги из галереи «Триумф»: Дмитрий Ханкин — за его умение выстраивать комплексную экосистему, объединяющую коммерцию и культуру, и создавать выставки, которые становятся событиями; и Полина Могилина — за способность ставить художника на первое место, тонко чувствовать его практику и масштабировать её в невероятные проекты, в которые Полина вкладывает много внимания и любви.

Дай пару советов тем, кто только начинает свой путь в арт-индустрии.

Будьте в контексте — изучайте историю искусства, следите за современными выставками, читайте профильные медиа. Без насмотренности и понимания процессов здесь не выжить. Стройте связи. Арт-индустрия — это не только про искусство, но и про людей. Личные знакомства и профессиональные контакты открывают двери и дают возможности.

Тим Парщиков, художник

Тиа Парщиков. Автопортрет

Расскажи про свой путь в искусстве: почему ты выбрал именно эту профессиональную сферу?

Я выбирал между сферой кино, в которой работал несколько лет, и собственными художественными проектами. В итоге выбрал второе, так как в этой сфере результат зависит только от меня. Путь в арт-рынке начинался с выставок в галереях.

По твоему мнению, чем арт-индустрия отличается от других сфер бизнеса? 

Как и везде, всё формируется спросом и предложением. Но в современном искусстве предложение значительно превышает спрос.

Какими качествами нужно обладать, чтобы быть успешным в этой индустрии?

Верить в себя. 

Сталкивался ли ты с мнением о том, что среди успешных художников больше мужчин?

Раньше точно было больше мужчин, а теперь, мне кажется, мы близки к равенству. И это, конечно, замечательно.

Как ты считаешь, отличаются ли правила игры на арт-рынке для мужчин и женщин? Если да, то как именно?

Если говорить о рынке — серьезной разницы сегодня, мне кажется, нет.

За чьей профессиональной карьерой в арт-сфере ты наблюдаешь? Почему именно они? 

Я слежу за карьерой Вольфганга Тильманса и Маурицио Каттелана. Наслаждаюсь и завидую их абсолютной свободе во всем.

Дай пару советов тем, кто только начинает свой путь в арт-индустрии.

Делайте только то, что вам нравится, не следуйте конъюнктуре, не расстраивайтесь, если это не приносит сиюминутного результата и не гнушайтесь зарабатывать чем-то параллельно.

Илья Слуцкин, галерист, коллекционер, партнер арт-вселенной Yoomoota и учредитель галерей Stargift

Расскажи про свой путь в искусстве: почему ты выбрал именно эту профессиональную сферу?

В любой сфере можно создать большую историю, но именно искусство не имеет географических рамок и других ограничений. Это и международный масштаб, и мощный нарратив: поначалу представить их сложно, но со временем, как произошло у меня, невозможно остановиться. 

По твоему мнению, чем арт-индустрия отличается от других сфер бизнеса?

С одной стороны, арт-индустрия — это постоянная гонка за признанием и большой бизнес, а с другой — история про интуицию и веру в талант художника. Мне нравится эта формула — без неё невозможен успех. Сфера культуры на протяжении многих веков развивалась благодаря меценатству, когда любовь к искусству и конкретным его формам многократно перевешивала стремление к деньгам.

Каким качествами нужно обладать, чтобы быть успешным в этой индустрии? 

Важные качества — умение чувствовать и выходить за пределы статус-кво. Это помогало мне на протяжении всего пути. Поскольку искусство и наше отношение к нему постоянно меняются, важно предвидеть тренды в глобальном масштабе. Конечно, тут важны и фундаментальные знания, наслушенность и насмотренность, благодаря которым у вас сложатся собственные представления об актуальном искусстве. 

Сталкивался ли ты с мнением о том, что сфера искусства с профессиональной точки зрения  — это «женский бизнес»? 

Честно говоря, не сталкивался. Интересно получается, что в России много женщин-галеристов, однако художниц значительно меньше. В целом на арт-рынке есть и крайне успешные мужчины — нельзя сказать, что сфера, в которой есть Гагосян и Саатчи, известна исключительно женскими именами. Часто значимые проекты рождаются на стыке мужского и женского опыта — здесь важен не пол, а визионерство, которое объединяет людей.

Сталкивался ли ты с мнением о том, что среди успешных художников больше мужчин?

Мы знаем из исследований, что дело не в поразительном таланте исключительно мужчин, а в исторических и социальных обстоятельствах, из-за которых многие женщины не смогли полностью раскрыть свой творческий потенциал и остались неизвестны. Мне нравятся инициативы, которые возвращают женские имена в искусство и поддерживают современных художниц. Истинный успех, как ни крути, приходит к тем, кто мыслит на опережение и находит отклик у большинства людей, независимо от пола.

Как ты считаешь, отличаются ли правила игры на арт-рынке для мужчин и женщин? Если да, то как именно?

Не думаю, что правила сильно отличаются, но многое зависит от культурного и социального контекста, в котором развивается карьера художника. Гендерные ограничения — системная проблема, с которой, на мой взгляд, арт-индустрия активно борется. Причём успешные и действительно значимые проекты не ограничиваются исключительно европейским рынком. В нынешних условиях и мужчинам, и женщинам важно оставаться искренними и, рассказывая миру об искусстве, искать отклик аудитории.

За чьей профессиональной карьерой в арт-сфере ты наблюдаешь? Почему именно они? 

Среди вдохновляющих людей — конечно, аукционист, арт-дилер и коллекционер Симон де Пюри — человек, без которого невозможно представить современный арт-рынок. Также мне очень интересно наблюдать за продвижением Бэнкси: очевидно, что за ним стоит сильная команда, которая прекрасно понимает, как устроен маркетинг в поп-культуре. И, наконец, Эммануэль Перротен — основатель PERROTIN, легенда, благодаря которому о Дэниеле Аршаме и Такаси Мураками знают во всём мире. Их проекты особенно близки мне как галеристу.

Дай пару советов тем, кто только начинает свой путь в арт-индустрии.

Прежде всего, не бояться смотреть шире и глубже, чем привычно, открываться новому опыту — даже тому, который изначально вызывает непонимание. Именно из поворотных точек на этом пути рождаются успешные проекты, способные изменить индустрию. Во-вторых, важно развивать коммуникацию, чтобы влюблять других в искусство и налаживать ценные связи. Это сотрудничество без границ, где возможно абсолютно всё — и устроить выставку на самом большом атомном ледоколе на Северном полюсе, и отправить арт-объект в космос. Не ограничивайте себя ничем.

Максим Агаджанов — управляющий директор ГК «Альфа-Лизинг», основатель Фонда современного искусства MaxArt, коллекционер

Фото: Злата Анопченко

Расскажите про свой путь в искусстве: почему вы выбрали именно эту профессиональную сферу?

Мой путь в сфере искусства начался довольно давно, ещё в детстве. Я из семьи художников: мои дедушка и прадедушка были художниками, дочь сейчас тоже учится на художника.  Моё раннее детство прошло среди запахов краски, в окружении тюбиков и той особой ауры, которая витает вокруг творческих людей. В школе я увлёкся спортом, и искусство ушло на второй план.

Уже после многих лет корпоративной карьеры я вновь почувствовал тягу к миру искусства. Поворотным моментом стало знакомство с Львом Дьяконицыным — художником-шестидесятником. Я часто приходил к нему в студию, где мы беседовали,  приобретал у него работы. Именно тогда в мою жизнь  вернулись давно забытые ощущения и творческая атмосфера, и я принял решение начать коллекционировать современное искусство и помогать художникам.

В 2021-м году хобби и увлечение переросло в серьезный проект — я основал Фонд современного искусства MaxArt. Сейчас мы создаём современную институцию, которая является катализатором качественных изменений в области современного искусства на российском и международном уровне. Совместно с деловой средой мы формируем устойчивую экосистему для развития современных художников и сообщества вокруг искусства, а также развиваем арт-резиденции в регионах. 

По вашему мнению, чем арт-индустрия отличается от других сфер бизнеса? 

Это уникальная сфера, где пересекаются творчество, эмоции и бизнес-процессы. Ценность произведения искусства часто субъективна и зависит от контекста, восприятия и культурного бэкграунда. Арт-рынок предсказуем менее других, так как успех художника или проекта может зависеть не только от качества работы, но и от моды, трендов, экспертных мнений и даже случайностей. Кроме того, арт-индустрия тесно связана с культурным наследием и социальными процессами,  так что — это не только бизнес, но и важная, практически основополагающая часть общественной жизни.

Какими качествами нужно обладать, чтобы быть успешным в этой индустрии?

Сочетать в себе целый ряд качеств, важнейшим из которых является терпение. Результаты часто приходят не сразу, особенно если речь идёт о карьере художника или продвижении нового проекта. Далее — гибкость, так как нужно уметь адаптироваться к меняющейся среде и потребностям аудитории. Также важна и нужна эмпатия, она необходима для понимания разных точек зрения и мотиваций других людей. Именно это является ключом к успешной коммуникации. Коллекционеру не обойтись без страсти. Без искренней любви к искусству и желания поддерживать творчество трудно оставаться мотивированным в этой сфере. Последнее — профессионализм. В творческой индустрии важно быть организованным, уметь управлять проектами и строить долгосрочные стратегии.

Сталкивались ли  вы с мнением о том, что сфера искусства с профессиональной точки зрения — это «женский бизнес»? 

Это мнение, скорее всего, связано с тем, что в арт-менеджменте, кураторстве и галерейном деле действительно много женщин. Однако я считаю, что это скорее исторически сложившаяся ситуация, а не правило. Арт-индустрия — это сфера, где важны не гендерные роли, а профессионализм, креативность и умение выстраивать отношения.

Сталкивались ли вы с мнением о том, что среди успешных художников больше мужчин?

Этот стереотип действительно существует, но он тоже связан с историческим контекстом. В прошлом у женщин было меньше возможностей для профессионального признания в искусстве. Сегодня ситуация меняется – всё больше женщин-художниц добиваются успеха, их работы выставляются в ведущих галереях и музеях. Успех в искусстве зависит от таланта, упорства и способности находить свою аудиторию.

Как вы считаете, отличаются ли правила игры на арт-рынке для мужчин и женщин? Если да, то как именно?

К сожалению, гендерные стереотипы всё ещё влияют на арт-рынок. Например, работы женщин-художниц иногда оцениваются ниже, чем работы мужчин. Однако ситуация постепенно меняется благодаря усилиям кураторов, галеристов и коллекционеров, которые поддерживают гендерное равенство. Чтобы уравнять игроков рынка, важно поддерживать и продвигать женщин-художниц через выставки, гранты и резиденции. Образовывать аудиторию, разрушая стереотипы о «женском» и «мужском» искусстве. Создавать равные условия для участия в арт-ярмарках, аукционах и других культурных мероприятиях.

За чьей профессиональной карьерой в арт-сфере вы наблюдаете? Почему именно они? 

Меня вдохновляют люди, которые сочетают в себе страсть к искусству и умение строить устойчивые бизнес-модели. Например, Пегги Гуггенхайм — её вклад в развитие современного искусства через поддержку молодых художников и создание музея впечатляет. Также я восхищаюсь Ларри Гагосяном, который смог превратить галерейный бизнес в глобальную империю. Эти люди показывают, как можно совмещать любовь к искусству с профессионализмом и стратегическим мышлением.

Дайте пару советов тем, кто только начинает свой путь в арт-индустрии.

Будьте любопытными, изучайте историю искусства, посещайте выставки, общайтесь с художниками и профессионалами индустрии. Чем больше вы знаете, тем легче вы найдёте своё место в этой сфере.  Стройте связи. Арт-индустрия — это мир коммуникаций. Участвуйте в мероприятиях, знакомьтесь с людьми, будьте открытыми к сотрудничеству. Иногда именно личные связи помогают найти новые возможности. Смелее экспериментируйте. Искусство — это пространство для творчества и инноваций. Пробуйте новые подходы, даже если они кажутся рискованными.

Михаил Левин — директор Московской школы современного искусства, директор программ высшего образования в университете креативных индустрий University University

Фото: Татьяна Дмитриева

Расскажите про свой путь в искусстве: почему вы выбрали именно эту профессиональную сферу?

С самого раннего возраста я занимался искусством. Одним из первых мест была изостудия при Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Потом, после окончания школы, я уехал учиться в Англию и восемь лет прожил там. Получил образование в The Ruskin School of Art, Oxford University, The Slade School of Fine Art, University College London и The Royal Drawing School. 

В последний год учёбы в Королевской школе рисунка я увидел объявление: в Британской высшей школе дизайна в России искали преподавателей. Тогда я в целом задумался о том, что хотел бы вернуться назад в Москву, заниматься художественной практикой и делиться знаниями, преподавать. С этого всё началось — в 2011-м году я начал работать в  Британке и уже тогда пришёл к мысли о том, что хочу делать программу по современному искусству, которая бы учитывала, с одной стороны, специфику российской арт-сферы, а, с другой — международные практики. В 2015-м мы начали её разрабатывать, а спустя год у нас состоялся первый набор студентов.

По вашему мнению, чем арт-индустрия отличается от других сфер бизнеса? 

В первую очередь, арт-индустрия отличается от других сфер бизнеса тем, что она не столько про бизнес, хотя он и может играть важную роль, сколько про более высокую идею, про мироощущение, восприятие окружающей среды, про способ мышления. Это и про социальную ответственность, и про культурное наследие, и про желание оставить след в истории. Деятельность в области современного искусства — это как образ жизни, более всеобъемлющее и многообразное понятие, чем просто профессия. 

Если говорить об искусстве с точки зрения бизнеса, то многие процессы в арт-среде неочевидны: не очень большая прозрачность, много субъективного, импульсивного и эмоционального, не столь присущего дургим сферам бизнеса.

Какими качествами нужно обладать, чтобы быть успешным в этой индустрии?

Безусловно, надо быть человеком вдумчивым, чувствительным, эмпатичным, размышляющим, анализирующим, увлеченным и погружающимся, любящим историю. Но и терпеливым тоже, потому что в искусстве быстро достигать результатов и успехов редко получается. Искусство — игра вдолгую и, мне кажется, это не та сфера, где можно быстро сделать большие деньги.

Сталкивались ли вы с мнением о том, что сфера искусства с профессиональной точки зрения — «женский бизнес»?

За последние годы активных и влиятельных женщин, которые действительно вносят большой вклад, становится всё больше. Хотя исторически, конечно, это в большей степени была сфера мужского доминирования. Но, думаю, эта тенденция прослеживается и в других областях. 

Если говорить про нашу страну, то, наверное, действительно, женщин больше, и это связано с рядом факторов. На мой взгляд, гендерная принадлежность в этом вопросе не так важна, здесь скорее важны эмпатия и интерес и желание что-то менять. Так что на мой взгляд, я бы точно не считал арт-индустрию «женским бизнесом».

Сталкивались ли вы с мнением о том, что среди успешных художников больше мужчин?

Статистика говорит сама за себя. Если брать исключительно рыночные отношения и цены на художников, как умерших, так и живых, то здесь очевидно, что пока разница достаточно велика.

Вопрос в том, как измерить успех. Если говорить о масштабных  выставочных проектах, музейных экспозициях, то ситуация, безусловно, выравнивается. И где-то даже можно наблюдать перевес в сторону женщин-художниц. И разница на самом деле колоссальная. Если мы рассмотрим последние 100 лет, то условно можно сказать, что тогда соотношение было 95 к 5. В то время как сейчас это, если не 50 на 50, то точно близко к этим значениям. И опять же, в ряде случаев этот процент может быть даже выше в пользу женщин. Может быть, на какой-то из крупных биеннале можно уже прослеживать такую тенденцию. Это связано с рядом факторов, в том числе с тем, что занятие искусством больше не воспринимается как мужская прерогатива. Также гендерная позиция, голос, мнение абсолютно равнозначны в текущем контексте. Другая причина — глобальный интерес к тому, чтобы слышать и видеть позиции тех, кто раньше исторически был недостаточно представлен, она очень актуальна.

Как вы считаете, отличаются ли правила игры на арт-рынке для мужчин и женщин? Если да, то как именно?

Нет, я думаю, что правила не отличаются, и условия сейчас уже везде стали одинаковыми. Если где-то ещё и сохранилось неравенство, то это какие-то локальные явления. А глобально, я думаю, что есть абсолютный паритет. И с точки зрения определения цены или продажи искусства, решения коллекционера, мне кажется, гендерная принадлежность художника не играет большой роли. 

Если говорить про аукционные цены, то тут, я думаю, требуется ещё какое-то время, чтобы цены и количество продаж уравнялись между самыми дорогими мужчинами художниками и самым дорогими женщинам художницам. То есть время — главный фактор. 

Предполагаю, что влияют и институции, когда они направляют фокус на искусство, созданное женщинами. Этим они могут задавать тренды, повышать востребованность и цены на работы художниц.

За чьей профессиональной карьерой в арт-сфере вы наблюдаете? Почему именно они? 

Я, конечно, чаще слежу за художниками. Например, художница африканского происхождения Вонгечи Муту или американская художница Кара Уокер. Также моя бывшая профессор, к сожалению, уже покойная, Филлида Барлоу или еще британская художница Сесили Браун. Список тех, кто, безусловно, является для меня лично ориентиром с точки зрения интересного художественного высказывания, личной практики, транслирования своей уникальной художественной идентичности, можно долго продолжать. 

И нельзя сказать, что вопрос здесь заключается в гендере — это действительно наблюдение за их развитием и приверженностью подходам, методологии, тематике. Меня, конечно, эти аспекты очень интересуют и как художника, и как преподавателя, куратора.

Дайте пару советов тем, кто только начинает свой путь в арт-индустрии.

Ключевой совет — изучить ландшафт, знать основных игроков и институции. Это помогает получить представление о том, как всё устроено, у кого какие функции и роли. Причём как локально, так и глобально. 

Ещё один совет — развивать насмотренность. Что это значит? Естественно, стоит иметь представление об истории искусства: знать, как она начиналась и развивалась до сегодняшних дней. Постоянно ходить в галереи и музеи, смотреть экспозиции, анализировать искусство: размышлять, какое оно и почему такое, почему это произведение было создано в тот или иной период, кто и зачем его создавал. Полезен анализ того, какую реакцию искусство вызывает у зрителя и почему — аспектов много. Важно тренировать этот так называемый зрительно-аналитический мускул.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.