Картинка

«Уязвимость, свобода, любовь, смерть и возрождение, поиск героя времени, правды, идентичности — основные темы, из которых состоит наша коллекция»: Катрин Борисов о фонде Ruarts

О работе Ruarts Foundation, выставке New Now и проектах Фонда в большом интервью с Катрин Борисов.

За более чем 20 лет работы Ruarts Foundation обзавёлся собственным пространством, реализовал десятки проектов в разных направлениях и стал одним из самых значимых фондов, содействующих развитию современного искусства в России. 

Сейчас здесь проходит масштабная выставка New Now – собрание из работ, приобретенных в период с 2020-го по 2023-й год. О новом проекте, об устройстве Фонда и о том, как оставаться актуальной просветительской площадкой, мы поговорили с арт-директором фонда и галереи Ruarts Катрин Борисов.

Катрин Борисов. Фотограф: Влад Локтев

О работе Фонда

Расскажите о том, как появился Фонд. С каких произведений началась его работа?

Фонд Ruarts родился в 2003-м году благодаря большой страсти к искусству его основательницы — Марианны Сардаровой. Сложно точно сказать, с какой работы началась коллекция Фонда. Изначально её основу составили произведения художников-нонконформистов из частного собрания Марианны. Коллекция — живой организм, который растёт, развивается, видоизменяется. Эта флюидность является неотъемлемой частью её привлекательности. 

Источник: архив пресс-службы

В апреле 2021-го года открылось долгожданное пространство в Трубниковском переулке в Москве, включающее пять экспозиционных этажей, библиотеку, лекторий и кафе. Первой крупной выставкой стала «Мягкая родина», за которой последовали кураторские проекты «True Ли», «Все в cад!», «Великая пустота», «Поля-двойники», New Now. Каждая выставка сопровождается серьёзной исследовательской работой, влюбляя в современное искусство новых посетителей Фонда.

В чём принципиальное различие между выставочными проектами галереи и Фонда с точки зрения концепции и кураторской работы?

Основное различие заключается в коммерческом аспекте. Галерея работает с собственным пулом художников, занимается их продвижением, осуществляет продажу выставляемых произведений. В то время как выставки в Фонде призваны показывать коллекцию, собранную за 20 лет и ориентированы на популяризацию и изучение современного искусства. Мы проводим выставочную и лекционную программы в культурно-просветительских целях. Кураторы же приглашаются для работы как в галерее, так и в Фонде. 

Источник: архив пресс-службы

Как происходит приобретение работ? Расскажите про самый запоминающийся случай.

Как правило, мы покупаем работы у коллег-галеристов или с собственных выставок, а также на аукционах как российских, так и зарубежных. 

Иногда приобретаем работы напрямую у художника, работаем с дилерами. Совсем небольшой процент работ в коллекции — это дары.

Сейчас на выставке New Now представлен «Лес» Николы Овчинникова. Знаковая работа в творчестве художника состоит из десяти частей и составляет 20 метров. Мы приобрели произведение на аукционе онлайн и не обратили внимание на внушительные размеры и, когда работу привезли в Фонд, долго думали, где же её хранить и как экспонировать. Решение можно увидеть на выставке, но в полном объёме она пока не помещается ни на одну стену в Фонде. Действительно бескрайний лес. 

Подбираете ли Вы концепт для отобранных работ определённого периода, или новые поступления сами выстраиваются в экспозицию?

Марианна Сардарова и я курируем коллекцию. Во многих интервью мы говорили об определённом «женском» взгляде при выборе произведений, но это не означает, что покупки происходят спонтанно. За многие годы совместной работы сформировались основные предпочтения, чутьё, понимание развития коллекции. Некоторые работы приобретаются под определённый проект, а иногда сама выставка позволяет открыть новые имена. Так, например, после резонансной выставки женщин-художниц «Великая пустота», скрупулёзно собранной куратором Анной Журбой, мы пополнили коллекцию Фонда произведениями Анастасии Цайдер, Анны Лапшиновой, Ольги Чернышёвой.

Источник: архив пресс-службы

Какое слово ассоциируется у Вас с работой Фонда и почему?

Открытость. Слоган We are OPEN не просто звучал в день открытия площадки, но стал важной частью политики Ruarts, отражая ключевые принципы Фонда. Открытость изменениям и современной повестке, открытое взаимодействие с аудиторией и профессиональным сообществом. Фонд открыт для всех желающих. Для нас важно осознанное восприятие искусства. Все проекты и само пространство Фонда направлены на вдохновение, переживание, открытый обмен мнениями и опытом. Даже архитектура здания с большими окнами, стеклянными перегородками и атриумом играет с прозрачностью, отражая философию современности и открытости Фонда.

О выставке New Now

Расскажите о главных тенденциях работы Фонда за последние три года.
Главной задачей было сохранить команду, продолжить работать на высоком уровне. Фонд занимался расширением и исследованием коллекции. В 2022-м году в наших стенах прошли занятия кураторской группы из школы «Каскад». Их выпускным проектом стала выставка «Майские грезы», посвящённая осмыслению понятия интимности. Одними из главных тенденций были показ небольших временных выставок на пятом этаже, запуск читательского клуба, активное сотрудничество с музеями, продюсирование экспериментальных проектов художников Ruarts, например, перформанса «Наш Каменный век» 0331с и Гриши. С гордостью отметим, что в 2023-м году Марианна Сардарова стала лауреатом XI Премии The Art Newspaper Russia в номинации «Личный вклад».

Источник: архив пресс-службы

Работы, включённые в выставку, отображают чувство тревоги. Нельзя отрицать, что оно особенно ощущалось со времён пандемии и до настоящего момента. Как вам удалось найти работы с таким настроением при условии, что многие из них были созданы задолго до 2020-го года?

Образы на выставке New Now действительно эмоционально сильные и отображают настроения последних трёх лет. В этом, наверное, и заключается энергия актуального искусства — быть зеркалом, иметь отклик у современного зрителя, говорить с ним на одном языке. Но не хотелось бы суживать рамки интерпретаций только до тревожной ноты. Уязвимость, свобода, любовь, смерть и возрождение, поиск героя времени, правды, идентичности — основные темы, из которых состоит наша коллекция, так же как и искусство в целом. 

На выставке представлен в том числе видео-арт. Как Вам кажется, готова ли публика покупать такое искусство?

Мы живём в эпоху огромного количества визуального контента. Видео повсюду, но как вид искусства видео-арт в России до сих пор остаётся менее привлекательным для частных коллекционеров, чем, скажем, живопись. У видео-арта есть проблема внутри самого медиума — технологическое устаревание. Более того, видеоработы часто требуют особого пространства и оборудования для его воспроизведения, что тоже отпугивает покупателя. 
В целом видео-арт продолжает привлекать ценителей и исследователей искусства, и его значение и признание постепенно растут. Технологические проблемы могут быть преодолены, а привлекательность для коллекционеров может возрасти с расширением понимания и оценки этой формы искусства. Поэтому культурным институциям прежде всего необходимо знакомить публику с видеоискусством, делать образовательные программы. Весной в Фонде Ruarts планируется лекционный курс по видео-арту с Кириллом Преображенским, пройдёт ряд встреч с видеохудожниками. На своих выставках мы уже показывали видеоработы Дмитрия Венкова, Шишкина-Хокусая, AES+F, Тимофея Ради, Александры Митлянской, Дианы Капизовой, Таус Махачевой, Лизы Бобковой и других.

Источник: архив пресс-службы

В проекте пристальное внимание также уделяется экспериментальным женским практикам. Как часто Фонд приобретает работы женщин-художниц, и насколько это важно с точки зрения социального контекста?

Художницы формируют выразительный голос в искусстве. Важно его слышать и увеличивать видимость женщин-художниц. Работая над проектами, Ruarts стремится отойти от разделения искусства по гендерному типу. Мы стираем жёсткие представления о «женских практиках» или «женских темах». Для нас есть талантливый художник разных эстетических убеждений и его творение. Выставка New Now является прекрасным примером того, как разные художественные языки и импульсы переплетаются в единое целое, создавая уникальный опыт для зрителей. В коллекции много женщин-художниц, мы собрали важный корпус работ Айдан Салаховой, Виты Буйвид, Ольги Тобрелутс, Татьяны Подмарковой, Ирины Наховой, Елены Артеменко, Анны Жёлудь и других, но по-прежнему работ художников-мужчин в разы больше.

О проектах Фонда

Просветительская миссия Фонда заключается том, чтобы установить диалог, в том числе со зрителем. Расскажите о том, как удаётся реализовывать это с помощью просветительских программ?

Лекционные курсы, мастер-классы для детей и взрослых, издательская и междисциплинарная программа в библиотеке поддерживают текущие проекты Фонда. По воскресеньям у нас проходят встречи читательского клуба. Каждый день на выставке работают медиаторы. Всё это направлено на привлечение активного зрителя и установление того самого диалога.

Как и где реализовываются грантовые программы для художников? Планируется ли новый проект в ближайшее время?

Фонд Ruarts — один из уникальных примеров корпоративной филантропии в России. Грантовая программа — один из важный способов поддержки художественных инициатив. С 2016-го года мы ежегодно вручаем свой Грант на реализацию проектов в области современного искусства.

В июне прошлого года мы объявили победителя грантовой программы 2023. Им стала художница Рина Вольных с проектом-колыбельной «Спи, моя радость». Это сложное многогранное высказывание, поэтому ждём его реализации.

Источник: архив пресс-службы

Расскажите о библиотеке Фонда. Какой приобретённой книгой Вы гордитесь больше всего?

Библиотека Ruarts представляет собой подборку тематических изданий с фокусом на стрит-арт, граффити и такие сопутствующие дисциплины, как архитектура, городское планирование, урбанистика и активизм, что делает её уникальной. В ней хранятся первые полноценные журналы российской граффити-сцены: Silver Lines, Sixpack Magazine, The Writer. Эти издания отражают изменения и эволюцию граффити в России на протяжении десятилетия. Среди наиболее значимых в мировом контексте книг представлена Subway Art — издание о нью-йоркской граффити-сцене 1980-х. «Искусство подземки» повлияло на несколько поколений райтеров и стало важной и неотъемлемой частью граффити-культуры. Не менее значимая для среды уличного искусства книга «Части Стен 2», которую в 2018-м году фонд Ruarts выпустил вместе с художником Алексеем Партола. Она также доступна к чтению в библиотеке. В целом библиотека предлагает незаменимый источник для изучения и понимания граффити-культуры в России и за рубежом.

Какие планы у проектов Фонда на ближайшие несколько месяцев?

В ближайшие полгода мы презентуем две книги: новое исследование в области уличного искусства «Части Стен 3» и альбом классика российской фотографии Сергея Борисова. В июне откроем большую выставку, посвящённую текстилю. На весну планируется лекционный курс по видео-арту. В сентябре же мы откроем выставку «Город-сказка» Сергея Борисова и Михаила Розанова в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.