В какие игры играют люди? Как игры влияют на самоощущение, творчество и отношения с окружающими? Какими бывают правила, и нужны ли они вообще? Мы поговорили с художниками-участниками проекта «ликвидация.game» о механиках игры, ее действующих лицах, стратегиях и значимости игры как неотъемлемого процесса жизни.
Восемь героев интервью — восемь разных подходов, творческих методов и способов доносить идеи до аудитории. Все вместе — большое высказывание о современном искусстве от тех, кто создает его, играя с формами, контекстом, материалами и эмоциями.
Лично я играю в художника и искусство. Если обнаружу что-то более интересное, то попробую себя там. Вопрос приоритета в выборе сферы зависит от игрока.
Игра — всегда и везде, как способ взаимодействия с окружающей действительностью, как способ не пропасть. Может быть, перестать следить за персонажами в The Sims, но следить за собой, переходить на новые уровни, получать новые знания, читкодить.
Игра — это прежде всего коммуникация. Мы социальные создания и постоянно взаимодействуем друг с другом везде и во всём)))
Во всех. Сразу вспоминается ария Германа из заставки «Что? Где? Когда?».
Считаю, что игра важна во всех сферах. Она нативно позволяет встраиваться в контексты.
Игра важна в любой сфере. Важна как сознательно выбранная позиция, как включение в отношения и понимание ситуации, как возможность менять эти отношения, как дистанция взгляда. И конечно, как переключатель от уставшей реальности.
В описании значении игры мне близка позиция антрополога с анархическим уклоном Джеймса Скотта, который в своих «Заметках об автономии, достоинстве, осмысленном труде и забаве», посвящённым связи экономики и творчества, оспаривает восприятие игры (а также практик сна и мечтаний), как якобы бесполезной человеческой деятельности, а наоборот рассматривает эти практики как основополагающие для существования современного сообщества и в социальном, и в физиологическом смысле.
Для меня игра может начинаться с простого вопроса «А что если попробовать вот так, а не так?», и это всё изменит.
Во всех сферах жизни игра имеет значение. Наш принцип — жить играючи, иначе можно сойти с ума.
Если мыслить игру, как систему правил, включённых в неё игроков и определенный набор развития сценариев, то она уже присутствует во всех сферах общественной жизни. Просто мы называем это социальными договорённостями или как-нибудь ещё. Но игра может быть и чем-то более абстрактным, чем-то, что дает свободу, позволяет быть непосредственным и включаться в процесс, не думая о результате. Такие ощущения от игры только обогащают и образование, и развитие общества, а в искусстве и в отношениях без них вообще невозможно.
Мне искренне нравится соблюдать правила. Это из детства, из сказок, где положительные герои проходят долгий путь. Соблюдают установленные правила, находя в них слабые места, используют это против антагониста. Всё зависит от игры. Некоторые правила созданы, чтобы их менять, а другие, чтобы нарушать.
Все люди по-разному воспринимают мир. Нет похожего сознания, соответственно, и игры могут быть общими, но их оттенки каждый воспринимает по-своему. Наверное, невозможно идеально соблюдать правила.
Правила формируют порядок. Они могут развиваться: какие-то добавляются, какие-то исчезают. На условиях договоренности, я считаю, их можно менять.
Правила созданы кем-то и работают только потому, что некоторое количество участников договорились между собой, что эти правила работают. Можно ли их нарушать? Конечно. Менять? Безусловно, даже нужно. Просто у каждого шага за пределами правил будет своя цена. У меня часто бывает ощущение, что, когда люди действуют рамках установленных правил, это даёт чуть больше предсказуемости. За пределами правил совсем не понятно, что происходит, любое действие может привести к чему угодно. Это же самое интересное, разве нет?
Правила созданы, чтобы людям было проще договариваться и понимать друг друга, и в конечном счёте сохранять жизнь, здоровье, время и нервы. Они дают некий порядок. Делают мир более предсказуемым. Но в то же время правила могут стать непреодолимыми границами, устареть, не успевая за изменяющейся жизнью и превратиться, что называется, в форму без духа. В социальной жизни всегда стоит вопрос — отражают ли правила, по которым живёт общество, реальные интересы людей (вообще и конкретно), справедливы и разумны ли? На мой взгляд, всякое поколение и всякий человек отвечает своим поведением на эти вопросы. Поэтому тестирование правил, проверки их границ и возможности их подвинуть, уточнение жизнеспособности кажутся мне необходимым.
Безусловно есть базовые общеизвестные истины,выраженные в европейской культуре и связанные с ненасилием по отношению к другим: как не убий или возлюби. Ими пренебрегать точно не нужно.
Но в каких-то менее общечеловеческих вещах и правилах, связанных с интересами государств, транскорпорации, компании, сообществ или даже отдельных людей, не стоит бояться их менять или творчески нарушать, особенно если они способствуют несправедливости или варварству.
Это зависит от игры. В искусстве, чтобы на время стать первым, нужно нарушить правила и вводить новые.
С правилами тоже можно и даже нужно играть. Создавать, следовать им, менять и нарушать. Действовать по-трикстерски.
Зависит от ситуации. Иногда границы и правила могут помочь почувствовать себя спокойнее, создать такой кокон безопасности, а иногда они превращаются в стимул что-то поменять. В любом случае, правила несут в себе много информации, и сломать стену легче, когда ты понимаешь, где именно и зачем она стоит.
Научиться получать от игры удовольствие.
Свет!
Дойти до финала.
Получать удовольствие от процесса.
Цель — интересно, с пользой для себя и минимумом ущерба для окружающего мира, провести небольшое количество времени, отведённое на поверхности планеты Земля. Иногда отрываясь от неё.
Сама жизнь и есть цель.
Игра — это построение связей, выстраивание отношений между разными явлениями. Мы говорим о жизни как о какой-то метаигре, у которой нет цели, только процесс. Это не игра актёров, это не постановка.
По мне, так получить максимальное удовольствие от процесса.
Почувствовать своё тело, внимание внутри него и само внимание.
Играть в любимую игру.
Ты есть ты в любом проявлении. Надевать ту или иную маску — проявлять себя. Не вижу смысла во фразе оставаться самим собой. Каждый, итак, сам свой.
Я не думаю, что наши маски это какие-то целиком отдельные от нас оболочки. Всё равно каждый их конструирует, исходя из личных предпочтений, желаний, возможностей. Мне кажется, что существует некоторый миф личностной целостности: как будто где-то внутри есть истинные наши сущности, но мы не всем их готовы предъявлять. А на самом деле, мы — и то, и другое сразу. Да, есть какие-то сокрытые внутренние истории, есть то, как мы общаемся с разными людьми, и это всё — мы. В этой разрозненной системе, в этом гардеробе из масок и есть цельность.
Мне кажется, что чем больше масок мы примеряем, тем понятнее становится, кто мы на самом деле. Не примеришь — не поймешь твоё это или нет. Со временем эти фрагменты чужих масок точно сложатся во что-то целое и уникальное, что смогут примерить на себя уже другие.
Какой тактики вы придерживаетесь?
Интуиция и собственная уникальная тактика Андрея Сяйлева.
Как часто Вам приходится играть по правилам индустрии?
Два раза в неделю.
Когда возникает необходимость конкурировать с другими, как Вы себя ведёте?
Как человек, которому это не очень интересно.
Какими правилами Вы могли бы пренебречь ради достижения собственной цели?
Правилом левой руки.
Game over — это…?
Смерть! Её сложно не заметить. Но, можно и не играть — конец будет такой же.
Вредят ли игры отношениям?
Игры вредят, когда к ним пропадает интерес, а игроки продолжают. Это работает и в обратную сторону: игра закончилась, а некоторые не поняли.
Как часто Вам приходится играть по правилам индустрии?
В том или ином количестве каждый художник играет по правилам индустрии, разница только в том, кто и как их отрицает. Можно не заполнять CV, можно не делать сайт, да и вообще не публиковать свои работы, но игра начинается в тот момент, когда ты начинаешь показывать свои работы зрителям. Меня восхищают те, кто эти правила индустрии деформирует, игнорирует и, как результат, создаёт новые правила и новое в искусстве.
Когда возникает необходимость конкурировать с другими, как Вы себя ведёте?
Люблю играть, но не соревноваться.
Что значит — играть с самим собой?
Играть с самим собой — цель.
Game over — это…?
Конец — это когда не с кем играть.
Кто участвует в играх?
Хочется верить, что в играх участвуют только те, кто соглашается играть, и что каждый из них является главным действующим лицом.
Что значит — играть с самим собой?
Это скорее игра на расширение своих границ, «на слабо». Удивить саму себя сложнее всего.
Как часто Вам приходится играть по правилам индустрии?
Сейчас я как раз в том моменте, когда основные правила понятны, осталось решить, с кем конкретно и во что играть. Эта игра нелинейна, есть возможность выбрать комфортные для себя условия и игроков.
Какими правилами Вы могли бы пренебречь ради достижения собственной цели?
Моя профессиональная этика очень схожа с жизненной, поэтому не могу представить себе цели, которая бы оправдывала любые средства.
Кто участвует в играх?
Играть с правилами и жизнь как игра — ход, который принадлежит трикстеру, самому интересному герою для нас. Это даже не герой, а его тень. В нашей художественной практике часто встречается образ волшебной принцессы и её огромная тень, которая принимает разные формы: ведьма, зверь, монстр и хтоническая чёрная дыра. Такая чёрно-белая магия. Или розово-чёрная).
Какой тактики Вы придерживаетесь, выстраивая отношения с новыми людьми?
Отношения мы обычно выстраиваем так: анализируем, кто перед нами, быстро улавливаем общий вайб и эмоциональный фон. Потом нам важно отделить настроение окружающих от себя, чтобы определить личные границы. И уже дальше действуем по ситуации. Но это какое-то идеальное правило игры — жизнь включается в игру, и правила меняются или рушатся.
Как часто Вам приходится играть по правилам индустрии?
Если отвечать на эти вопросики — значит играть по правилам индустрии, то случается. На эту игру нам было дано три дня, два из них просрали. Это 3:2 или 2:3? Кто выиграл?
Какими правилами Вы могли бы пренебречь ради достижения собственной цели?
Мы могли бы и очень охотно пренебрегаем правилам пространствено-временгого континуума. Остаёмся малышками несмотря на то, что нам уже много лет. Остаемся в Сибири, где достаточно пустоты и недостаточн ресурсов.
Ну и ещё, мы прямо в этом опросе нарушили правило: обычно мы говорим двумя голосами, а тут решили что для скорости нужно слиться в один.
Когда возникает необходимость конкурировать с другими, как Вы себя ведёте?
Я не конкурирую с другими. Я уважаю авторов и кураторов. А там, с кем я вижу сходство взглядов, где я могу быть полезен, я стараюсь помогать.
Что значит — играть с самим собой?
Это как достигательство. Ставишь себе некоторые условия, в которых должен находиться, другими словами, правила игры, и по ним действуешь. Другим проявлением может являться азарт, что-то наподобие игры в 21 или русскую рулетку. Часто проверяешь себя на интуицию или удачу.
Вредят ли игры отношениям?
Игры могут навредить в условиях их несуразности, когда одна из сторон не понимает, что это игра.
Как часто Вам приходится играть по правилам индустрии?
Так или иначе ты, как художник, работающий с институциями, должен понимать некоторые их внутренние распорядки, правила и так далее. Что можно, чего нельзя. Вы притираетесь и находите общее удовлетворяющее вас решение. Я не считаю, что художнику можно всё. Всё должно быть своевременно и к месту.
Кому отводится роль главного действующего лица?
Полагаю, что изнутри себя и своей жизни мы все так или иначе главные игроки на каком-то воображаемом поле. Роль у каждого своя, но, наверное, всех объединяет наличие выбора, который и определяет нас.
Возможны ли романтические отношения без игр?
Это сложный вопрос. Я бы сказала, что нет, невозможны. И любое общение без игры становится невыносимо серьёзным и скучным. Но для меня игра не отменяет искренность. Она скорее приносит свободу и расширяет опыт. Думаю, что есть ситуации, когда играть недопустимо. Например, когда это ранит другого человека. Но я не знаю, какие это ситуации — у всех они свои. Казалось бы, очевидно, что не стоит играть с какими-нибудь остро травматичными историями, триггерами и чем-то болезненным, но, с другой стороны, часто именно благодаря игре и возможности перенести боль в метафору такие вещи уходят и становятся менее ранящими. Поэтому — не знаю. Стоит быть бережным к чувствам других людей и прислушиваться к обратной связи. Вне зависимости от того, считаете вы это игрой или нет.
Какой тактики Вы придерживаетесь, выстраивая отношения с новыми людьми?
У меня много лет был никнейм с соцсетях, образованный от детского прозвища Снушик — как Снусмумрик из Муми-троллей. Мне кажется, я всегда примерно так и общаюсь с новыми людьми — наблюдаю из-под шляпы, задумчиво гляжу в сторону, слушаю-запоминаю, но при первом же порыве с радостью ускользаю — у меня всегда припрятана лодка в ближайших кустах))
Какими правилами Вы могли бы пренебречь ради достижения собственной цели?
Я не пренебрегаю этикой ни в каких ситуациях — мне важно быть бережной к людям. Одно время у меня было самостоятельно изобретённое правило максимально бережного обращения с пространством, и я года три продержалась как художница, у которой не было вбито ни одного гвоздика и не вкручено ни одного самореза. В какой-то момент от правила пришлось отказаться. Забавно, что этот момент я помню до сих пор,потому что это правда важная для меня история. Что-то такое, в чём важность вижу только я — могу сдвинуть. В остальном, не знаю.
Кому отводится роль главного действующего лица?
Играют все, а Главного, на самом деле, не существует. Есть общая субстанция с броуновским движением.
Что значит — играть с самим собой?
Игра с самим собой — это духовный рост и движение, осознание себя живым.
Как часто Вам приходится играть по правилам индустрии?
Индустрия — страшное слово, конечно. Я немного в отлёте, и не очень люблю углубляться в тонкости этой машинери, но с партнёрами стараюсь строить дела на доверии, и это главное правило.
Когда возникает необходимость конкурировать с другими, как Вы себя ведёте?
Радуюсь здоровой конкуренции: появляется столько новых работ, всё вокруг кипит.
Какими правилами Вы могли бы пренебречь ради достижения собственной цели?
Ну, только правилами здорового сна. Я могу лепить, рисовать, снимать, строить и шить дни и ночи напролёт)
Game over — это…?
Game over предвосхищает новое.
Кому отводится роль главного действующего лица?
Роль главного действующего лица обычно незавидна — на нём много ответственности и внимания остальных. А если это лицо ещё и нарушает правила игры или меняет их под себя — то и заслуженных недоброжелателей, и опасности тоже много. И, конечно, великая вероятность быть выкинутым из этой игры вопреки собственной воли.
Возможны ли романтические отношения без игр?
Думаю, нет. Если рождаются чувства, то воображение включается вне зависимости от желания или нежелания.
Бывает, что игры специально устраивает одна сторона для создания романтических отношений. В усиленном режиме.
Как часто Вам приходится играть по правилам индустрии?
Каждый раз когда индустрия чего-то хочет.
Какими правилами Вы могли бы пренебречь ради достижения собственной цели?
Правилами, как вы говорите, индустрии.
Game over — это…?
Конец наступает в тот момент, когда вы уже не можете влиять на игру. Какую бы то ни было.
Весь процесс моей художнической практики — бесконечная игра с самой собой. То ли прятки, то ли догонялки, то ли гольф на поле, покрытом плотным туманом. И я даже не уверена, что проблема в том, что я не вижу эти лунки. Я как будто бы и не хочу их видеть. Мне нравится ощущение катящегося по полю мяча. И неопределённость результата нравится — всё это выглядит, как растянутое в бесконечности действие, почти лишенное смысла.
Я воспринимаю свою практику исключительно как игру. Правил в ней немного. Доверять процессу и материалу и до определённого момента, ориентироваться только на собственные ощущения.
Мне кажется, работу любого человека можно рассматривать с точки зрения игры. Я стараюсь не проигрывать самой себе, не ломать игру, не терять очки, бережно относиться к другим игрокам, не сдаваться, играть на время.
Правил и ограничений нет, но я всегда внимательно отношусь к тому, что меня «цепляет». Даже если на первый взгляд это не связано с моей практикой, я даю идее «помариноваться», и потом эти связи всё равно находятся. В категориях игры это похоже на пазл или на конструктор, где каждая деталь расширяет и углубляет суть общего.
Мои работы являются ребусом, решив который, мы вместе со зрителем можем сделать мир лучше.
Безусловно. Ты всегда заигрываешь со своим зрителем. Хорошая работа должна обманывать – это как искать разгадку, играть, в своего, рода квест. Оставлять подсказки, а иногда выстраивать интеллектуальный лабиринт с тупиками. В этом лабиринте можно подбирать артефакты, коллекционировать образы, спасать принцесс, нарываться на Минотавров.
Мы заигрались с детства вместе, и эти игры разрослись. Работы мы создаем методом игры, куда включено личное, случайное, непосредственное. Мы соединяем контрасты, сталкиваем противоположные явления и смотрим, что из этого получается — фейерверк или взрыв. У нас нет ни техники, ни формы, ни плана. Есть мы и набор наших жизненных установок, которые мы обыгрываем, утверждаем или пытаемся изменить.
Да, в надписях и работах Синего Карандаша много игры. От игры слов до использования игровых форм. Например, классики-прыгалки или интерактивных букв.
Я стараюсь следовать правилу созвучности, добавочного смысла и закону антиподлости.
Правило лучшей работы, которую я могу создать в текущий момент времени.
Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.