Как это понимать: «тет-а-тет» музыки и искусства под сводами Маросейки



Первый шаг музея AZ/ART на арт-сцену Москвы был уверенным: зрителям заявили, что искусство, созданное 70 лет назад, может восприниматься как современное с помощью аргументации, используемой в междисциплинарных сравнениях (композиторы – художники). Мы задали специалистам музея: научному сотруднику, куратору и музыковеду, — перекрёстные вопросы, чтобы понять, где именно пролегают пересечения двух искусств и в чём заключается компаративный метод, предложенный музеем. Используйте это интервью, чтобы не растеряться при фразе «междисциплинарный подход» и погрузиться в контекст истории искусства 60-80-х гг.

О выставке

Новый центр современного искусства AZ/ART, открытый Наталией Опалевой, начал сезон с выставки «Неочевидные пересечения». До 1 сентября зрители увидят диалог двух видов искусств: живописи и музыки. Кураторы проекта составили музыкально-художественные дуэты, представленные в концертной программе. Цель этих дуэтов — открыть новую точку зрения на произведения. Ведь согласитесь, рассматривать живопись в тишине или под гимны — совершенно разный опыт.
 

Мы решили продолжить диалог искусств, начатый экспозицией, дав слово исследователям.
Антон Каретников — куратор проекта «Неочевидные пересечения», исполнительный директор Фонда композитора Николая Каретникова
Ольга Богомолова — научный сотрудник музея AZ/ART​
Сергей Терентьев — куратор проекта и концертных программ «Неочевидные пересечения», музыковед​
photo_2024-06-20_09-48-11
photo_2024-06-20_09-48-12 (2)

 

 

Материалы можно назвать консервативными или новаторскими?

 

 

Консерватизм и новаторство подразумевают линейную последовательность: одно следует за другим. Но когда мы говорим о художниках-нонконформистах, важно понимать, что официальное («консервативное») искусство и неофициальное шли параллельными путями. Можно ли сказать, что Плавинский, используя для формирования рельефа одной из своих картин обыкновенную расческу, был новатором? Новаторство заключалось в ином образе и понимании искусства, которое отличалось от «официально признанного». Сама свобода была в то время новаторством.

 

 

Можно ли выделить основные темы, которые поднимали художники в своем творчестве? К каким сюжетам обращались?

 

 

Особенность этого периода состоит в том, что каждый из художников формировал собственный художественный язык. И, обратите внимание на то, что если в начале ХХ века существовали «объединения» художников, близких друг другу по духу и мысли, то во второй половине — мы говорим о «группах», образованных по территориальному признаку: «Лианозовская группа» или «Сретенский бульвар». Оскар Рабин писал: «Нас свело время», но подчеркивал, что каждый был один. Так что общего сюжета, кроме поиска и познания себя в высоком смысле этого слова, мне кажется, у них не было.

 

 

Почему искусство этого периода выглядит именно так? Какими были исторические и культурные предпосылки? 

 


Давайте зададимся вопросом: «А почему искусство всего ХХ века выглядит именно так»? Почти сто лет назад, в 1925 году, испанский культуролог и философ Хосе Ортега-и-Гассет выпустил статью под названием «Дегуманизация искусства». Он написал ее по итогам посещения выставки французских модернистов, попытавшись разобраться в увиденном. Под термином «дегуманизация искусства» он подразумевал отказ художника от изображения реальности. То есть, упрощая, можно сказать, что произошел грандиозный слом, и искусство стало отражением и воплощением не внешней реальности, а внутреннего мира художника. И, следуя этой тенденции, нонконформисты изображали то, что видно только им, но почувствовать способен каждый.

 

 

Как связано изобразительное искусство того времени с другими формами искусства, кроме музыки?

Как взаимодействовали между собой художники и композиторы в шестидесятые годы, во второй половине ХХ века?

photo_2024-06-20_09-48-12
photo_2024-06-20_09-48-13 (2)

В чём суть компаративного метода на выставке «Неочевидные пересечения» и что он может дать для понимания изобразительного искусства?

Каково влияние творчества художников этого периода на современность?

photo_2024-06-20_09-48-13
photo_2024-06-20_09-48-14

Какой Ваш любимый художественно-музыкальный дуэт в программе к выставке?

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.