Сегодня — 9 марта — профессиональный праздник всех творцов креативных миксов и важный день для благотворительности внутри индустрии диджеинга. Ежегодно в этот день клубы проводят вечеринки для сбора пожертвований. Эта инициатива была основана ещё в 2002 году Всемирным фондом диджеев и международной благотворительной организацией Nordoff-Robbins, которая специализируется на лечении людей с ограниченными возможностями посредством музыкальной терапии.
Мы не смогли обойти стороной такой чудесный повод и поговорили с диджеем Соней Рикксон в рамках рубрики «Инструкция по применению», где эксперты делятся лайфхаками и секретами устройства творческой индустрии.
О том, как устроена сфера диджеинга, что нужно знать тем, кто только начинает свой творческий путь, и какими навыками должен обладать хороший диджей — ответы на эти вопросы ищите в нашем материале.
Какие определения надо знать человеку, которому интересно погрузиться в мир диджеинга?
В первую очередь, нужно определиться с жанром, в котором вы хотите играть. Это может быть популярная музыка или специфическое направление: например, хаус, техно или хип-хоп. У каждого из них своя специфика.
Сама по себе терминология диджеинга не сложна: микстейп (именно в диджейском понимании) — это просто запись сета, ремикс — переаранжированная версия композиции, а мешап — композиция, которая создаётся путём смешивания элементов из разных музыкальных треков для создания чего-то нового и уникального.
Как правильно называется та самая « диджейская пластинка» и как с ней работать?
Здесь всё зависит от типа диджея. Одни играют с виниловых пластинок, другие — с флешки через контроллер или дэки.
Независимо от инструмента суть дидженга в одном — подогнать две композиции по темпу и добиться незаметного перехода от одной к другой. Для этого профессиональное оборудование оснащено питч-контролем — инструментом, меняющим скорость воспроизведения музыки.
Какие бывают разновидности миксов и чем они отличаются?
В первую очередь, они отличаются жанром. Также отличие может заключаться в цели. Далеко не всегда люди танцуют под сет, иногда это просто сопровождение.
Как проходит рабочий день диджея? Действительно ли диджеи работают только по ночам?
Опять же, всё зависит от жанра и формата — есть ребята, которые работают даже на детских утренниках. Серьёзные же профессионалы, как правило, играют по ночам. Стандартный сет длится два часа, и востребованный диджей успевает выступить за ночь на двух-трёх площадках.
Нужно ли диджею музыкальное образование или достаточно «наслушенности» и понимания трендов? Какими навыками должен обладать новичок и можно ли обучиться профессии диджея?
Музыкальное образование пригодится тем, кто помимо выступлений выпускает собственную музыку. Такие диджеи более востребованы и популярны. Для сведения музыкальное образование не требуется, но этому безусловно нужно обучаться — именно этим занимаются в школах диджеинга.
Что важнее для профессии: креатив или техника?
В идеальном случае, и то и другое. Без хорошей техники не получится добиться эффекта целостности микса, а без креативного подхода, наслушенности и большой базы треков — интересно сыграть. Вообще, основная компетенция хорошего диджея — улавливать настроение аудитории и управлять эмоциями людей на танцполе.
Что диджей привносит в готовую музыку? Почему диджеинг тоже искусство?
Если не говорить об элите диджейского мира — тех представителях индустрии, которые выпускают свою музыку, —, то, в первую очередь, искусство и заключается в том, чтобы очень тонко чувствовать настроение людей и расшевеливать в них удовольствие от музыки.
С чего начать знакомство с миром диджеинга? Есть ли в индустрии «классики» или «фрешмены», за которыми стоит сейчас?
Начиная путь в диджеинге, важно определиться со стилем, который хочется развивать. Если нет чёткого представления, можно начать с простых шагов: слушать сеты различных стилей, посещать вечеринки или просто начать изучение и по ходу дела определиться, что ближе по духу. Когда я только начинала, то была уверена, что буду играть R’n’B. В процессе же поняла, что мне намного ближе электронная музыка, хотя раньше она мне не нравилась. Затем можно искать диджеев, играющих в том же жанре. Я нахожусь в постоянном поиске новых талантов, а если говорить конкретно о тех, за кем слежу, то это диджеи из Keinemusic, Bedouin, Solomun, Avangart Tabldot, Mont Rouge, Echonomist, Dixon.