О, том как живётся детским игрушкам, об образе матери в живописи и о создании картин, похожих на воспоминания мы поговорили с молодыми художниками в рамках проекта a—s—t—r—a OPEN.
Кураторами выступила команда Newnow.
Иван Лебедев
Каждая работа названа в честь одной из самых сверхмассивных чёрных дыр, которые удалось зафиксировать на сегодняшний день в нашей Вселенной. Подходя к работам, можно забивать их название в поисковик и читать об этих объектах. Всё потому, что чёрная дыра – это абсолютное проявление гравитации. Мне хотелось показать, как вездесущее её притяжение стало бы ощутимым, формирующим движения, позы и само существование этого «физического тела» в очень простых заданных условиях чёрного и белого, света и тьмы.
![](https://artflashmagazine.ru/wp-content/uploads/2024/02/ivan-lebedev-q09066930-2023.webp)
Q0906+6930, 2023
![](https://artflashmagazine.ru/wp-content/uploads/2024/02/ivan-lebedev-ngc-1271-2023jpg.webp)
NGC 1271, 2023
![](https://artflashmagazine.ru/wp-content/uploads/2024/02/ivan-lebedev-ngc-3115-2023jpg.webp)
NGC 3115, 2023
В процессе изучения меня поразил и вдохновил один факт: перо, гиря, худое тело девушки или массивное мужское, космический корабль или целая планета в безвоздушном пространстве ведут себя абсолютно одинаково. Мы называем это невесомостью. А невесомость – это не от того, что гравитации нет, а от того, что есть только одна гравитация.
Игорь Поносов
Отправной точкой моего визуального исследования стал Нижний Новгород и его окраины. Также я посетил города области: Арзамас, Бор и Дзержинск. В каждом из них я вёл фотофиксацию текущего состояния типовых советских заборов серии «ПО-2», чтобы составить из кадров представление о бытовании и использовании этого объекта инфраструктуры сегодня.
![](https://artflashmagazine.ru/wp-content/uploads/2024/02/igor-ponosov-kartografiya-zabora-2023.webp)
Картография забора, 2023
Собирательный образ забора и его функций в постсоветском городе я визуализировал в виде панно, составленного из оригинальной плиты в масштабе один к одному. Идея проекта состоит в том, чтобы провести некую визуальную ревизию городской среды, найти индивидуальность в типовом. Фотографируя забор по всей России, – от Калининграда до Владивостока – я стремлюсь провести своеобразное картографирование нашей страны.
Лёша Непетрович
Став взрослыми, проживая изменения окружающего мира, мы вспоминаем детство, и наши старые детские игрушки переносят нас в те далекие времена, когда весь мир принадлежал только нам, а впереди была целая жизнь, полная радости и счастья. Как сейчас живётся нашим детским игрушкам, немым свидетелям наших побед и разочарований, заботы и равнодушия, верности и предательства, любви и жестокости?
Рождаются (не)детские истории, которые я рассказываю в своих работах.
![](https://artflashmagazine.ru/wp-content/uploads/2024/02/lesha-nepetrovich-deda-moroza-ne-videli-2220x2500.webp)
Деда Мороза не видели?, 2022
Вот и картина «Деда Мороза не видели?» имеет свою историю.
Фима: «Достаточно странно, но года в три-четыре моей любимой игрушкой был калькулятор, который мама приносила с работы. Скорее всего, один из таких калькуляторов помог учёным подсчитать, что скорость передвижения Деда Мороза составляет не менее 10 млн километров в час, чтобы успеть развести подарки по всей земле. И конечно, на такой скорости увидеть и услышать Деда Мороза ой как сложно».
Ольга Махно
Работа из серии «Перекати-поле» – дневниковая фиксация долгой миграции, обрывков воспоминаний и проекций будущего. Смешанного прошлого, настоящего и будущего в бесконечном следовании за ветром. Пространство безвременья между тем, что загадано и тем, что случится.
![](https://artflashmagazine.ru/wp-content/uploads/2024/02/snimok-ekrana-2024-02-06-v-12.43.15.webp)
Перекати-поле, 2022
Все мы в той или иной степени перекати-поле: кружимся неприкаянно, пока не найдём землю, на которой захотим пустить корни. И пусть это право выбора, и пусть эта свобода всегда будет у нас. А пока данная документация для меня – не только попытка запомнить, но и понять похожее на лимб настоящее. Где я в этом коллаже из заметок, где те, кто мне дорог?
Мария Стадник
Картина «Вечность» входит в серию «Память полей». Её название говорит не о протяжённости во времени, а о том, что изображённое, как мне кажется, настолько важно, что его необходимо сохранить.
![](https://artflashmagazine.ru/wp-content/uploads/2024/02/mariya-stadnik-holod-2020.webp)
Холод, 2020
Мне интересна тема памяти и ностальгии. Когда я создаю картины, то использую принцип похожий на свойства наших воспоминаний. Сначала они яркие, но со временем тускнеют, теряют детали. От реального сюжета остаются только очертания, ощущения. Я говорю не о событийном воспоминании, а о визуальном. Объекты превращаются в архетипичные образы, которые знакомы каждому. Изображение больше не обладает признаками времени и места, как следствие становится вневременным – вечным.
Александра Демидова
Эта работа про игры, в которые мы играем, часто сами с собой. Здесь я имею в виду треугольник Карпмана – распространённую схему токсичных отношений, которую мы усваиваем в детстве. Первый шаг для выхода из игры – увидеть сценарий, в который попала.
![](https://artflashmagazine.ru/wp-content/uploads/2024/02/snimok-ekrana-2024-02-06-v-12.44.41.webp)
Алхимический комикс, 2022
Работа из «Алхимического комикса» – это серия в жанре апроприации, в которой я иллюстрирую свои психические процессы и базовые понятия психологии в ироничном ключе. Основа серии – алхимические трактаты XVII века. Опираясь на Карла Густава Юнга, я воспринимаю алхимию метафорой развития личности человека. Диалоги и цитаты написаны транслитерацией русского текста латиницей.
Константин Чирков
Протест – это инструмент диалога между народом и его избранниками, публичное выражение неодобрения или несогласия с идеей или действием, обычно политическим.
![](https://artflashmagazine.ru/wp-content/uploads/2024/02/img_2289.webp)
There are NOHEROES in the mass protest, 2020
В этой работе цветовое пятно, изображающее волосы, проходит через весь холст абстрактной композицией, символизирующей, что эти люди едины в своих мыслях, целях и действиях. Но теперь такое возможно только в час пик на какой-нибудь кольцевой станции метро.
Егор Воскресенский
«Материнство» – одно из наиболее таинственных моих произведений. Есть в этой работе что-то необъяснимо притягательное и отталкивающее одновременно. Что-то мистическое. Это будто бы старинное, поблёкшее от времени изображение, напоминающее плащаницу, всегда вызывает у зрителя много вопросов.
«Материнство» – максимально собирательный образ. Образ, который веками воспевался художниками. Образ матери. Абсолютно каждой матери. Хотя, конечно, в плане иконографии здесь главенствует образ Богородицы, прежде всего.
![](https://artflashmagazine.ru/wp-content/uploads/2024/02/egor_voskresenskij._materinstvo__2023.webp)
Материнство, 2023
Благодаря авторской многослойной художественной технике мне удалось создать максимально «архаическое» произведение. «Выцветшие» краски, размытые контуры, грубая текстура листа, неожиданные комбинации материалов, создают весьма правдоподобный миф о «древнем» происхождении работы.
Иной раз я настолько увлекаюсь этим мифом, что и сам начинаю сомневаться в причастности к созданию этой картины. Кажется, будто эта работа существовала ещё до моего рождения, а мне предстояло лишь обнаружить её и представить широкой публике.