«Работа над проектами похожа на серфинг — иногда нужно поймать волну вдохновения, иногда важно удержать баланс на доске реальности»:
Студия SIGNATURA о том, как работать над креативными проектами.

Размышление о бизнесе, партнерстве, медиапроектах и творчестве с креативными предпринимателями.


 

Креативные коллаборации — это не просто совместная работа, а химия, в которой рождаются проекты, способные в дальнейшем запомниться на годы. Основатель студии SIGNATURA — Алексей Ложкин (креативный директор) и партнер студии Андрей Глухов (медиадиректор) — рассказали о том, как наполнять проекты смыслом, выстраивать доверительное партнерство и менять индустрию через медиаискусство.  

 

 Алексей Ложкин

Основатель студии и креативный директор

 Андрей Глухов

Партнер студии и медиадиректор

ЧТО СКРЫВАЕТСЯ В НАЗВАНИИ СТУДИИ?

АЛЕКСЕЙ:   Название студии отсылает к научному термину: сигнатура — уникальный след объекта и одновременно с этим термин, который описывает уникальные свойства объектов: тепловые, химические, световые и многие другие.  

Именно этот след SIGNATURA ищет в каждой локации и каждом проекте. А еще — в диалогах: с пространством, аудиторией и партнерами.

 

Наш слоган — «Видеть то, что скрыто от глаз». Например, в направлении Science-Art мы исследуем научные эффекты, которые можно передать через творчество.  

АНДРЕЙ:    Сегодня SIGNATURA — это не только команда, но и сообщество — SIGNATURA SPACE  — физические и онлайн пространства, где мы работаем и развиваемся, — «места силы», где идеи обретают форму.    

Команда студии SIGNATURA и партнеры 

кТО СТОЯЛ У ИСТОКОВ ПРОЕКТА И КТО ПЕРВЫМ ПРЕДЛОЖИЛ ИДЕЮ?

АЛЕКСЕЙ:   Все началось в 2018-м году. После поездки на Байкал с друзьями я переосмыслил ценности и понял: пора создавать что-то свое.
Я начал думать над созданием собственной студии. Меня поддержала моя жена Александра Ложкина, а также Ирина Ковальская, в прошлом продюсер студии radugadesign — первые три года мы были именно в таком составе.  

КАКУЮ РОЛЬ В РАЗРАБОТКЕ СТУДИИ СЫГРАЛ ВАШ ПРЕДЫДУЩИЙ ОПЫТ?

АЛЕКСЕЙ:   В 2015-м году, после посещения фестиваля «Ночь новых медиа» в Никола-Ленивце, я влюбился в мир мультимедиа. Это было нечто совершенно новое — никаких привычных концертов или шумных мероприятий, только аудиовизуальные инсталляции, гармонично вписанные в природный ландшафт. Особенно меня впечатлила команда «Radugadesign». Полгода я пытался к ним попасть — и в итоге получилось: мне доверили пять проектов. Так начался мой профессиональный рост. Кульминацией этого периода стал проект «Cognition» в Стокгольме — пятиметровая диодная стела с синхронизированными лучами света. Эта сложнейшая концептуальная работа для бренда позже получила Европейскую премию дизайна в Осло как «лучшая диджитал инсталляция». Именно тогда я осознал две важные вещи: рынок остро нуждается в таких проектах, и даже небольшая команда способна создавать и успешно разрабатывать подобные решения. 

Какие пробелы в индустрии вы стремились заполнить, запуская SIGNATURA?

АЛЕКСЕЙ:   Главная проблема современного медиаискусства — отсутствие глубинных нарративов. Мы убеждены: каждый проект должен нести в себе законченную историю. Наш проект  «Cocoon» стал ярким примером такого подхода. Зрители сначала погружались в визуальный опыт, затем узнавали легенду инсталляции  и возвращались, чтобы переосмыслить увиденное. Особенно трогательным был момент в Перми, когда пожилая женщина провела у инсталляции три часа, признавшись, что ничего подобного раньше не видела. В «Коконе» мы соединили скульптурность, свето- и аудио-дизайн, уникальные технические решения — покрытие люминофором и пропись по объемному объекту лазером при помощи трекинга в TouchDesigner. Это довольно сложный, комплексный проект, который получил большой отклик у зрителя благодаря легенде, которая была заложена в сердце проекта. Мы опираемся на три столпа: креатив — идея, которая цепляет, режиссура  — глубокая, проработанная история и продюсирование — качественная реализация.  

У нас в студии укоренилось направление «Медиа-скульптура». Мы ввели это понятие, потому что скульптуры с использованием медиатехнологий — самостоятельные, самодостаточные проекты. Это принципиально новый формат, где традиционная форма искусства встречается с цифровыми технологиями, создавая полноценные художественные объекты.

Медиа-скульптура «Cocoon» студии SIGNATURA

АНДРЕЙ:    Мы хотим, чтобы инсталляции жили дольше одного вернисажа. Для нас медиаискусство — это не просто объекты, а полноценные истории, где технология служит лишь инструментом повествования. Мы создаем многомерные работы, где техническое исполнение гармонично сочетается с художественным замыслом, придавая проектам глубину и смысловую насыщенность. Хочется пропагандировать мультимедиа творчество как современное искусство. Во-первых, потому что это — действительно искусство, а без искусства жизнь не может существовать. Во-вторых, потому что мультимедиа транслирует движение и развитие — когда мы внедряем новые технологии в искусство, мы создаем путеводную звезду. Это новое развитие для мозга, пространственного мышления и воображения. Через проекты мы стремимся изменить восприятие медиаискусства, демонстрируя его способность трансформировать пространство, опыт и сознание зрителя. Еще мы работаем над медиа-скульптурами нового поколения — они должны светиться без электричества и звучать без колонок.

Как вы видите роль SIGNATURA в формировании нового поколения арт-проектов?

АЛЕКСЕЙ:   Сейчас мы развиваем новое направление — Digital Surf, которое органично сочетает три наши страсти: мультимедиа, путешествия и красоту природных ландшафтов. Это проекты, в рамках которых мы едем в экспедиции в живописные места России, где создаем уникальные инсталляции. Это глобальный проект федерального уровня, сейчас мы ведем переговорные процессы. Например, в рамках digital surf`а мы разрабатываем уникальный проект, где технологичность проявлена в контексте природы не только через наши действия. Мы формируем экспедицию к рукотворным созданиям, отсылающим нас к фантастическим мирам — ветровым электростанциям. У нас в стране есть разные точки, где установлены ветряки. Эти гигантские постройки смотрятся кинематографично в любом пейзаже. Например — за полярным кругом. Мы прорабатываем одну конкретную локацию, где в сентябре-октябре мы хотим поэкспериментироватьс трекингом лопастей ветряков и синхронизацией с лазерами, а так же записать звуки пространства. Вопрос альтернативной энергетики очень многогранный, именно поэтому нам хочется поработать с монументальными  ветряками, привлекая больше внимании к этой теме

Концепция проекта «Северный ветер» студии SIGNATURA 

АНДРЕЙ:    Наш творческий манифест строится на постоянном поиске гармонии между двумя мирами: миром художника,где главенствуют фантазия, свобода и утопические идеалы, и миром предпринимателя  с его прагматизмом и системным подходом. Мы сознательно избегаем крайностей. Наша цель — не стать «бизнесменами от искусства», а найти ровно столько коммерческой составляющей, сколько необходимо для реализации самых смелых творческих замыслов. Это как серфинг — иногда нужно поймать волну вдохновения, иногда важно удержать баланс на доске реальности.

Почему сегодня особенно важно привлекать креативных партнеров к работе над проектами?

Команда студии SIGNATURA на фестивале OUTLINE.
Медиа-скульптура 
«MOSS» 

АЛЕКСЕЙ:   Для нас партнеры — это мультидисциплинарная экосистема, где каждый участник вносит неординарный вклад. Это наши творческие союзники (художники, музыканты, дизайнеры), инвестиционные партнеры (фестивали, институции, меценаты) и медиапроводники (издательства, digital-платформы).  Сотрудничество необходимо для того, чтобы создать уникальный проект. Партнер должен воспользоваться твоими компетенциями и сильными сторонами, а ты — сильной стороной партнера. Из этого рождается новое и уникальное. 

АНДРЕЙ:    Наше сообщество сложилось естественно — не через формальные соглашения, а через творческое родство и общее понимание искусства. Такое сотрудничество позволяет создавать проекты, где зритель может увидеть искренний и творческий порыв авторов. При этом мы никогда не предлагаем коллаборации, которые не резонируют с внутренним миром и творческим вектором партнера.

Какие форматы сотрудничества вы обычно предлагаете? Какие из них находят больший отклик у аудитории?

АНДРЕЙ:    Мы можем просить помощь в конкретных задачах при создании определенных концепций, а можем искать пути финансирования определенных бюджетов или предоставлять поле для экспериментов. Большой потенциал, который показывает отклик аудитории, кроется как раз в выездах Digital Surf. Каждый участник выезда, будь то зритель, музыкант, художник, фотограф, автоматически становится нашим креативным партнером — мы вместе создаем полноценное событие. Поясню на примере вышеупомянутого проекта с ветряками — каждый участник может раскрыть свой самостоятельный потенциал. Создается событие, которое каждый участник может раскрыть через призму своего восприятия. Как лазером освоить ветровую установку? Какие звуки и мелодии соответствуют северному ветру? Как технически и творчески поймать происходящее в объектив? Это просто техническое воплощение или философский смысл? И кроме творческих вопросов есть еще поле для размышлений и метасообщений, которые могут поднять блогеры и лидеры мнений в медиапространстве. Что бы все это родилось, нужна техническая и организационная поддержка, в которой могут участвовать партнеры, заинтересованные в прикосновении к искусству уникального рода. Кроме концепции «Северный ветер» у нас есть еще несколько проработанных идей, информацией о которых мы в ближайшее время будем делиться в наших каналах. Нам будет полезно и интересно получить отклик на них и завести новые диалоги, поэтому приглашаем всех заинтересованных.

Как проводить качественные переговоры?

АНДРЕЙ:    При первых переговорах нам важно увидеть взаимный интерес в глазах тех, кому мы предлагаем идеи или участие. Мы умеем работать и с деловыми людьми, которые ценят свое время и стараются выкроить максимум из малейших взаимодействий, и с творческими личностями, которые пускаясь в дебри фантазий могут раствориться во времени. В зависимости от ситуации мы четко обрисовываем условия. Если сроки сжаты, мы инициируем и ведем оперативное принятие решений. Если мы располагаем временем на гибкую разработку, то с доверием даем возможность партнерам индивидуально проработать свою часть. Мы составляем планы, но при этом всегда готовы к хаосу. Уделяя достаточно времени и внимания юридическим договоренностям мы спокойно приходим к реализации, четко разделяя между участниками задачи и ответственность.  Соблюдение баланса — один из важных навыков, который мы развиваем.

На что вы в первую очередь обращаете внимание при выборе креативных партнеров?

АЛЕКСЕЙ:   Из важных критериев — комфортное общение. Когда общение идет легко, когда вы чувствуете, что дополняете друг друга — тогда и рождаются по-настоящему сильные проекты. Но даже в самых теплых и доверительных отношениях нельзя забывать о четких договоренностях. Авторские права — это не просто формальность, а основа уважительного сотрудничества. Мы всегда заранее обсуждаем, кто и как может использовать материалы, какие права остаются у каждой стороны. Если в проекте используются наработки партнеров — мы обязательно указываем их вклад, особенно если работа получает признание. Это вопрос не только юридической чистоты, но и профессиональной этики.

 

АНДРЕЙ:    Настоящее партнерство начинается там, где есть живой, честный и открытый диалог — не просто обмен информацией, а взаимное погружение в творческий процесс. Нужно уметь слышать и слушать, и при этом уметь говорить. Такой диалог — всегда риск
и доверие одновременно. Он требует готовности показать незавершенные мысли, обнажить сомнения, вместе искать решения.

Как вы решаете споры или творческие разногласия, если взгляд партнера сильно отличается от вашего?

АЛЕКСЕЙ:  Я думаю, здесь не бывает универсальных решений. Разногласие можно решить в зависимости от того, какую цель проекта вы заложили, как вы идете к этой цели и какой результат ожидаете. На каждом этапе работа над проблемой будет выглядеть по-разному, поэтому для каждого недопонимания решение будет разное. На заре проекта, когда концепция еще зыбкая, принципиальные разногласия часто означают естественный отбор — идея либо выдерживает испытание дискуссией, либо рассыпается, и это здоровый процесс. В нашей практике бывали случаи, когда после плодотворного сотрудничества пути с партнерами расходились — просто потому, что разошлись творческие траектории.

АНДРЕЙ:   Конфликты в коллаборациях — это не тупик, а перекресток возможностей. Наш опыт подсказывает два принципиальных сценария. Первый  — применение стратегий решения конфликтов и разногласий. Сейчас существует множество разных методик. Например, если это диалог двух людей, можно привлечь третье мнение или же запустить тестовое действие, демо-разработку, чтобы проверить чью-либо гипотезу и на примере выявить, кто неправ. Иными словами — выйти из субъективного в объективное. Если разногласия принципиальные — мы просто благодарим за честность и расходимся — лучше понять это сразу, чем через полгода напряженной работы. Второй вариант — разногласия, которые начинают проявляться в процессе работы при длительном общении. Для нас это означает постепенное сближение и притирку — в таком случае нужно быть гибким и искать выход из ситуации. Это как шлифовка алмаза — важно только соблюдать ритм: споры должны чередоваться с периодами «творческого переваривания», когда идеи отстаиваются в тишине. 

 

В чем заключается особенность вашего подхода к работе с креативными партнерами?

АЛЕКСЕЙ Одно из самых главных отличий — откровенное обсуждение интереса от сотрудничества. При обсуждении партнерства и коллабораций, у нас не всегда есть четкие требования и запросы, мы открыты к обсуждению и любим искать новый взгляд во встречных предложениях. Спонсорам, информационным и медиапартнерам мы предлагаем набор контента оригинального медиаформата. Например, в рамках сотрудничества можно стать причастным к свежим проявлениям мультимедиа арта, будь то инсталляция на фестивале или выезд в рамках Digital Serf. Со своей стороны мы выполняем функции генеральных продюсеров, обеспечивая реализацию и финализацию проекта, чтобы тестовые варианты в итоге были обрамлены в нечто целостное. При взаимодействии мы цепляем и развиваем обрывки их мыслей до полноценных идей и предлагаем вместе создать повод, на который зрителям будет не жалко потратить свое время.

Расскажите о проекте, где вам удалось наиболее полно воплотить ценности Signatura благодаря коллаборации.

АЛЕКСЕЙ:  Знаменательным для нашей студии стала аудио-визуальная медиа-скульптура «Cocoon». Мы разработали скульптурную форму, технические приемы и общую концепцию проекта, коллеги из студии -.618
в лице Жени Беспалко и Саши Скорика помогли нам с технической реализацией. Они привнесли свой взгляд в этот проект, а также разработали креативный кодинг лазеров и стробоскопов. Музыку специально для инсталляции написал Никола Мельников. В «Cocoon» технология перестала быть инструментом — она стала языком, на котором мы рассказывали историю. Люминофорные поверхности, лазерная проекция, иммерсивный звук — все это работало на одно впечатление, которое зрители проживали.

 

Медиа-скульптура «Cocoon» студии SIGNATURA

АНДРЕЙ:   Не менее значимым стал наш первый опыт в рамках направления Digital Surf — выездной проект «Gravity», который мы также сделали в коллаборации со студией -.618. Совместный выезд на природу создал ту особую творческую атмосферу, когда идеи буквально витают в воздухе, а участники начинают мыслить в едином ритме. Отдельно с благодарностью хочется отметить партнерство с компанией dreamlaser — историю о настоящем профессиональном доверии. Для реализации проекта «Gravity» у озера под Нижним Новгородом компания  предоставила нам оборудование, что в целом позволило реализовать проект, и укрепило наше общение. Именно такие отношения, где партнеры чувствуют друг друга и готовы поддержать на творческом пути, рождают по-настоящему вдохновляющие проекты. Эти примеры показывают, как важны в нашей работе не только технологии и идеи, но и человеческие связи, основанные на взаимном уважении и понимании.

Проект «Gravity» студии SIGNATURA

АНДРЕЙ:  Еще один значимый проект — концерт «Receptio»
на «Суперметалле», где мы переосмыслили саму форму музыкального выступления для пианиста Николы Мельникова, превратив его в единый аудиовизуальный поток.  
Также мы создали проект «Русское поле», реализованный на фестивале «Город света» в Зарядье. Это кейс, который доказал, что даже в историческом сердце Москвы современные решения в медиасфере могут звучать по-новому. Особая благодарность команде «Города света» за их смелость и доверие. Именно такие коллаборации, где каждая сторона готова выйти за рамки привычного, создают ту самую магию, которая меняет представление о возможностях медиаискусства. 

 
 

Концерт «Receptio» студии SIGNATURA

Инсталляция «Русское поле» студии SIGNATURA

Есть ли у вас стратегия расширения партнерских связей?

АЛЕКСЕЙ Последние годы переформатировали арт-рынок с точки зрения горизонтальных связей, экономики и других факторов, но при этом  открыли неожиданные возможности. Период коронавируса  стал для нас временем интенсивного творческого роста — мы сформировали богатейший культурный, студийный и креативный слой. Помимо этого, изоляция стала почвой для размышления над новыми стратегиями развития студии и проектов. В глобальном смысле мы смотрим на три направления: ближневосточный вектор и арабские страны, Юго-Восточная Азия и расширение в рамках России. Сейчас арабские страны открыты к мультимедиа проектам, и это направление кажется перспективным, а азиатский рынок в свою очередь активно растет и развивается. Нам интересны Бали и Вьетнам как новые арт-хабы современного креативного кластера. Рынок в России, который мы осваиваем — не такой широкий и гибкий. Есть много программ финансирования, как коммерческого, так и государственного и грантового, но здесь мы сталкиваемся с большим количеством нюансов.
Сейчас мы смотрим, как развиваются мультимедиа-фестивали, как они меняют в лучшую сторону мультимедиа-арт-рынок. Развиваются новые парки, направления, осваивается территория страны под ландшафтное искусство. Смотря на все это у нас уже формируются свои идеи таких форматов. И в ближайшие годы мы планируем реализовать их. 

 

Реклама. ИП Ложкин А.П. ИНН 180903938377

25.06.25
Конференция ART FLASH
на стыке искусства и бизнеса
Это лаборатория идей, где рождаются ваши будущие коллаборации, а также шанс найти будущих партнеров и договориться о сотрудничестве, получить идеи для проектов и инсайдерские знания арт-рынка. Позвольте своим проектам выйти на новый уровень!
подробнее

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.