«Соучастие и сопричастность — фундамент нашей работы»: как устроена «Институция года» по версии Cosmoscow 2024





Директор Центра городской культуры Татьяна Синицына о работе институции и подготовке к ярмарке Cosmoscow.


 

 

25 октября стартует 12-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow — без преувеличений главное культурное событие осени. 

 

Пока вы готовитесь к прогулке по «Тимирязев Центру», мы начинаем погружаться во внутреннюю кухню ярмарки этого года и знакомить вас с ее участниками, организаторами, партнерами и победителями программ. «Институцией года» по версии Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow стал Центр городской культуры в Перми — место, где пересекаются искусство, локальный контекст и идея тотальной сопричастности. На ярмарке команда ЦГК представит стенд с уникальным арт-объектом, который олицетворяет накопленный опыт институции и как ничто другое воплощает ее основную миссию.

 

О подготовке команды к ярмарке, работе над стендом и особенностях современного искусства Перми мы поговорили с директором Центра Татьяной Синицыной.

Расскажите о Центре городской культуры: какова его миссия и основные направления работы?

Центр городской культуры — открытая и независимая площадка в Перми, созданная для поддержки местных культурных, общественных и просветительских инициатив. ЦГК открылся 18 мая 2016-го года. За восемь лет деятельности у нас состоялись сотни самых разных событий — фестивалей, выставочных проектов, лекционных программ, конференций, круглых столов, семинаров, публичных встреч и многого другого.

В фокусе внимания Центра находится городской контекст: сообщества и феномены во всем их многообразии. ЦГК определяет своей целью стремление дать локальным сообществам и отдельным инициативам место для высказывания и активного действия, оказать им поддержку. Для этого используются разные методы и форматы в логике инструментального подхода к культуре. Миссия Центра — выявлять, объединять и презентовать все многообразие городских практик для перспективных социальных трансформаций и устойчивого развития города.

 

Я понимала, что такое культурная институция, потому что у меня был профессиональный бэкграунд в Школе дизайна НИУ ВШЭ по направлению «Дизайн и современное искусство». Также проходила практику на двухгодичной программе при музее Гараж,  выбрав направление «Современное искусство: введение в историю и музейно-выставочную практику», где в одном из проектов защищала открытие мастерских при музее. Формат резидентства возник, когда мы встретились с Катей.

Команда Центра городской культуры

Татьяна Синицына

Директор Центра городской культуры

Команда Центра городской культуры

Расскажите, как проходила подготовка к ярмарке? Столкнулись ли Вы с какими-то трудностями? Как преодолевали их?

Подготовка к ярмарке продолжается. Узнав о том, что мы стали Институцией года и у нас будет свой стенд, команда Центра собрала рабочую группу из сотрудников, художников и дизайнеров. 

 

Мы много встречались, разговаривали, спорили и пытались найти именно ту форму, которая отразила бы наши принципы и основные подходы работы. Для нас очень важно работать с локальным контекстом, мы всегда стараемся вовлекать в нашу деятельность посетителей. Создавая проекты на стыке интересов нескольких сообществ, мы отвечаем актуальным запросам города: все это хочется отразить на стенде. Наша деятельность очень разнообразна и в форматах работы, и в направлениях. С одной стороны, такое разнообразие, позволяет нам экспериментировать и совершать неожиданные открытия, с другой же — его не всегда получается упаковать в виде презентации и организовать в строгую структуру. Поэтому работа над стендом заставила нас задуматься о личном архиве Центра, проанализировать наш путь, обратиться к партнерам, бывшим и нынешним сотрудникам. По сути, это не просто подготовка к ярмарке, а логичный этап развития нашей институции.

 

Мы стараемся уважительно относится к зрителю и понимаем, что формат ярмарки итак предполагает большое количество информации: картины, тексты, люди и многое другое. Нам совсем не хочется заваливать посетителей сложными текстами, но точно хочется дать почувствовать, что такое ЦГК и как много людей причастны к его работе. Соучастие и сопричастность — это фундамент нашей работы. Мы верим, что большинство посетителей становится сопричастно нашим проектам. Кто-то участвует физически, кто-то разделяет наши ценности, а кто-то просто хорошо проводит  время с нами.

Каких художников Вы планируете представить на ярмарке? Как Вы выбираете, что показать?

Наш проект на стенде Cosmoscow, как и многие проекты центра, будет соучастным. Совместно с пермскими художниками — Любой Шмыковой и Петром Стабровским, мы придумали форму визуализации, в которой приняли участие люди, так или иначе связанные с Центром городской культуры. 

 

Наша архитектурная форма, арт-объект в виде ротонды — это и есть ЦГК, который мы особым образом упаковали, чтобы доставить в Москву хотя бы часть нашей атмосферы и истории. 

 

Изнутри арт-объект будет оформлен самыми разными материалами, оставшимися от проектов, созданных в ЦГК за последние годы. Мы стараемся все хранить. До сих пор нами руководил экологичный подход: лучше дождаться, пока что-нибудь снова пригодится в новом проекте, чем увеличивать количество мусора на планете. Теперь, благодаря стенду на Cosmoscow, мы смогли наделить эти материалы еще и символическим значением: каждый фрагмент отсылает к конкретному проекту, в который были вложены силы, эмоции и способности множества людей.

 

Это важная часть нашего рассказа о себе, поскольку без человеческих усилий и эмоций архитектурная конструкция осталась бы просто скоплением материалов, а не местом, которое хранит в себе дух ЦГК. Многие из тех, кто когда-либо работал с нами или в нашем пространстве — художники, кураторы, партнеры и друзья, монтажники, разнорабочие и даже охранники — получили возможность выбрать и вернуть к жизни осколки тех проектов, которые для них особенно дороги и памятны. Мы пригласили их внести свою лепту, чтобы процесс выбора фрагментов и монтажа превратился в отдельный опыт. В процессе мы вместе с нашими друзьями не только вспомнили важные вехи развития ЦГК, но и постарались нащупать и прочувствовать пути развития Центра.

Как Центр городской культуры взаимодействует с местными художниками и кураторами? Какие возможности Вы предоставляете для их развития?

Вся наша деятельность построена на взаимодействии с местными художниками и кураторами. Для нас очень важно поддерживать современных молодых и начинающих деятелей, а также актуализировать работы пермских художников прошлых лет. Во втором случае, мы во многом опираемся на коллекцию искусства инициатора всего проекта ЦГК — мецената и коллекционера Надежды Агишевой. 

 

Каждый год мы реализуем несколько больших персональных выставок молодых пермских художников. Это позволяет им раскрыть творческий потенциал и реализовать те идеи, которые сложно воплотить в жизнь самостоятельно, а также поддерживает в дальнейшем развитии. 

 

Кроме того, в ЦГК недавно появилось коммерческое направление деятельности, где мы помогаем художникам и авторам найти не только своего зрителя, но и покупателя. Мы проводим выставки-продажи, аукционы и ярмарки. Стоит отметить, что на нашей площадке также есть магазин «Фон», где представлены авторские работы дизайнеров и современных художников. 

Какие особенности современного искусства в Перми Вы могли бы выделить? Чем оно отличается от других регионов России?

Культурный ландшафт Перми довольно непростой — со своими особенностями и историей. На него, в том числе, повлияла Пермская культурная революция, которая получила широкий резонанс и оставила след в нашем городе. Сейчас некоммерческий сектор и государство стали обращать все больше внимания на сферу культуры. И нам, кажется, удается встраиваться в существующую систему, а иногда и влиять на нее. Мы создали устойчивое сообщество художников, кураторов и арт-менеджеров — очень дружное и сплоченное комьюнити, где ребята ходят друг к другу на вернисажи, делятся контактами, делают совместные работы и претворяют общие проекты. При этом нужно честно сказать, что художников у нас немного, но те, что есть — особенные.

Какие тенденции развития Вы наблюдаете в сфере искусства в Перми?

Кажется, что Пермь здесь не уникальна: художник наконец становится участником рынка, на него обращают внимание, его работы становятся основой для создания интерьеров, концепций заведений. Художников приглашают делать социокультурные проекты. Наконец начали задумываться о вопросах авторства: в городской среде появляется все меньше работ, в которых автор неизвестен или не указан. 

Нам, конечно, кажется, что художников в Перми не хватает. Хочется, чтобы их было больше. В этом и заключается задача институций, которые работают с искусством: поддерживать творческий потенциал, давать голос молодым, курировать и обучать людей, чтобы они оставались, развивались, получали достойную оплату и помогали городу развиваться в этой сфере. 




Источник: сайт институции

Что бы Вы могли порекомендовать людям, которые хотят ближе познакомиться с современным искусством Перми?

Приходите в Центр городской культуры.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.