Дэвид Боуи от А до Я

8 января 1947-го года родился музыкант, который прожил несколько жизней: от андрогинного пришельца с Марса до Слепого пророка. Дэвид Боуи создал собственную Вселенную из разных музыкальных жанров и сценических образов, превратив свою биографию в несколько противоречивую, но наполненную смыслами историю. Разбираем по буквам, из чего состоит культурный феномен Боуи.

А

Анизокория

Многие ошибочно считают, что у Дэвида Боуи была гетерохромия. Из-за расширенного левого зрачка казалось, что его глаза выглядят по-разному. На самом деле это состояние называется анизокория.

 

В школе Дэвид и его одноклассник влюбились в одну девушку. Возникший конфликт закончился дракой, в результате которой Боуи получил травму. Соперник попал ему пальцем в глаз и задел мышцы, отвечающие за сокращение зрачка. Интересно, что тем самым одноклассником был Джордж Андервуд — будущий иллюстратор обложек к песням и альбомам музыканта, в том числе и легендарной Space Oddity.

Б

Берлин

В 1977-м году Дэвид Боуи и Игги Поп переехали в Западный Берлин, чтобы избавиться от наркозависимости. Этот период стал самым плодотворным в карьере Дэвида: за год музыкант написал три альбома в сотрудничестве с британским композитором Брайаном Ино. Первым был выпущен альбом Low, записанный в берлинской студии Hansa вместе с Игги Попом на бэк-вокале. Далее – Heroes, который запомнился одноимённой песней об истории двух влюблённых, тайно встречающихся у Берлинской стены. Завершила Берлинскую трилогию пластинка Lodger, пожалуй, самая недооценённая работа из серии.

В

Влияние

Сценические образы и музыкальные эксперименты Боуи повлияли на музыкантов последующих поколений. Его эксцентричность и свободу самовыражения переняли пионеры панк-рока 1970-х. Образ Измождённного Белого Герцога, ритмичное звучание альбома Station to Station и последующая «беспокойная» Берлинская трилогия оказали влияние на пост-панк группы Joy Division и Bauhaus. В начале 1980-х благодаря Зигги Стардасту на музыкальной сцене появились неоромантики Spandau Ballet, Ultravox, Duran Duran. Из ритм-энд-блюзового Aladdin Sane вырос брит-поп 1990-х. Российские исполнители тоже не остались в стороне: яркий имидж и танцевальные ритмы брали на вооружение «Алиса» и «Наутилус Помпилиус», а самым большим фанатом Дэвида Боуи в России считается Борис Гребенщиков.

Г

Гендер

Андрогинные образы Боуи расширили представления о сексуальности. Зигги Стардаст с его стройной фигурой и высокими скулами, облегающей одеждой и макияжем вызывал шок у британской общественности, но впоследствии позволил увидеть и принять более широкий спектр гендерных идентичностей. Удивительным образом элегантное платье с цветочным принтом на фотографии с обложки альбома The Man Who Sold the World не выглядело на Боуи как нечто вызывающее и противоестественное. Ему удавалось совмещать в себе черты женской и мужской красоты — снимать гендерные ограничения для полного выражения себя.

Д

Е

Джонс

Евангелие

Настоящая фамилия Боуи — Джонс. Он принял решение сменить её в 18 лет, на заре своей карьеры, когда под именем Дэвид Джонс выступал другой британский артист. Существует несколько версий, почему музыкант выбрал псевдоним «Боуи». Первая связана с названием крупного ножа в форме клинка. В интервью 1974-го года для Rolling Stone Дэвид говорил о подростковом увлечении философией и желании «резать ложь подобно ножу». По версии историка Джона Лайонса, музыкант хотел стать ближе к американской публике, поэтому взял фамилию героя Техасской революции Джима Боуи.

Вышедший за два дня до смерти музыканта альбом Blackstar стал своего рода собственноручно написанной эпитафией. Песни из альбома передавали ощущения и мысли человека, находящегося в ожидании неизбежной смерти. 

 

Название сингла Lazarus отсылает к евангельскому сюжету воскрешения Лазаря из Вифании. В отличие от библейского персонажа, герой Боуи — Слепой пророк — не верит в физическое воскрешение и видит в смерти путь к свободе. Возможно, «воскрешение» Дэвида Боуи всё-таки произошло благодаря его творчеству?

Ж

Жизнь на Марсе

Life on Mars занимает первую строчку рейтинга 100 Greatest Songs of All Time по версии музыкального критика Нила МакКормика. Она признана Pitchfork самой культовой песней 70-х, а многие слушатели считают её лучшей композицией Боуи в принципе и называют «гибридом бродвейского мюзикла и живописи Сальвадора Дали».

 

Считалось, что песня задумывалась, как трибьют Фрэнку Синатре, однако в реальности всё было совершенно наоборот. Композитор Пол Анка купил у Дэвида права на невышедшую Even a Fool Learns to Love и написал на её основе My Way для Синатры, чем сильно разозлил Боуи. Британский музыкант решил, что он обязан написать свою версию. 

 

Life on Mars получилась лёгкой музыкально и абстрактной лирически. Композиция рассказывает историю молодой девушки, которая, по-словам автора «разочаровалась в реальности». Но многие фанаты и музыкальные критики уверены, что песня Life on Mars на самом деле основана на личных переживаниях Боуи после отношений с актрисой Гермионой Фартингейл. 

З

Зигги Стардаст

Из альтер-эго Боуи Зигги Стардаст вырос в культовый образ. Героя концептуального альбома The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars отличало бунтарское поведение, нонконформистское мировоззрение и эксцентричный внешний вид. Он сочетал в себе черты героев произведений Бёрджесса и Берроуза, актёров театра Кабуки и драг-квин. За свою недолгую сценическую жизнь длиною в год Зигги настолько запомнился публике, что именно его образ был использован при создании восковой скульптуры Боуи в музее Мадам Тюссо.

Биография Зигги продумана так же тщательно, как и его визуальный стиль. Андрогинный марсианин спустился на апокалиптическую Землю с миссией рассказать человечеству о безнадёжном положении планеты, которой осталось существовать пять лет. Зигги Стардаст дарил людям надежду через свою музыку, пока не был «похоронен» самим Боуи прямо на сцене 3 июля 1974-го года.

И

Иман

Второй женой Дэвида Боуи была одна из первых темнокожих моделей и муза Ив Сен-Лорана— сомалийка Иман. Она не только участвовала в модных показах и съёмках, но и занималась активизмом — боролась с расовыми предрассудками в фэшн-индустрии. 

 

Пара познакомилась в 1990–м году, и уже в 1992-м они сыграли свадьбу. По словам Иман, её не интересовал Дэвид Боуи, рок-звезда и живая легенда, но она ответила взаимностью немного взволнованному и влюблённому в неё Дэвиду Джонсу. Не афишируя подробностей о своей личной жизни, Иман и Дэвид прожили вместе 24 года, до самой смерти музыканта.

Й

Йоко Оно

Джон Леннон был одним из самых близких друзей Дэвида Боуи, его соавтором и творческим вдохновителем. После смерти друга Боуи сохранил близкие отношения с женой Леннона — Йоко Оно. Она, в свою очередь, видела в нём  «фигуру отца» для их с Джоном сына Шона.

 

«После смерти Джона Дэвид всегда был рядом с Шоном и мной. Когда Шон учился в школе-интернате в Швейцарии, Дэвид водил моего сына по музеям или разрешал тусоваться в его студии звукозаписи в Женеве», —  говорила Йоко.

К

Космос

Дэвида Боуи всегда считали человеком, «пришедшим из космоса». Когда он родился, акушерка сказала матери, что этот ребёнок уже бывал на Земле: её слова в какой-то степени оказались пророческими. В 1976-м году на экраны вышел научно-фантастический фильм «Человек, который упал на Землю» с Боуи в главной роли.

 

Его герой  — Томас Джером Ньютон — гуманоидный инопланетянин, прибывший на Землю в поисках воды и спасения для родного мира. Вместе с Оливером Фарнсвортом, единственным близким ему человеком, он приобрёл огромное состояние, необходимое для постройки космического корабля и возвращения домой. Однажды Ньютон встретил Мэри-Лу, земную девушку, которая познакомила его с особенностями человеческой жизни. 

 

Однако планам Ньютона помешал доктор Натан Брайс, мечтавший любой ценой раскрыть его внеземную сущность. Ньютон и Мэри-Лу поссорились из-за настоящего облика гуманоида, а затем герой попал в ловушку и остался «заперт» на Земле. После долгих пыток ему удалось выбраться, но апатия, депрессия и зависимости настолько завладели Ньютоном, что тот перестал куда-либо стремиться. Инопланетянин создал аудиозапись для своих родных в надежде, что с помощью радиотрансляций она сможет попасть на родную планету. 

 

Холодная отчуждённость, мрачность и искусственность эмоций Ньютона получили дальнейшее отражение в творчестве Боуи. Именно на основе образа героя он создал одно из своих самых известных альтер-эго — Измождённого белого герцога.  

Л

Лабиринт

Фильм Джима Хенсона 1986-го года окончательно утвердил статус Боуи не только как выдающегося музыканта, но и как талантливого актёра. Он появился на экране в роли антагониста Джарета — короля гоблинов, влюблённого в юную девушку Сару. Картина получила противоречивые отзывы, но образ Джарета надолго остался в истории кино и моды. Его причёска входит в топ-10 лучших мужских стрижек по версии The Contentenders

 

Помимо актёрской игры и дизайнерских решений, Боуи подарил «Лабиринту» музыку – одноимённый альбом, полностью состоящий из саундтреков к фильму

М

Майор Том

Одним из главных персонажей «Вселенной Боуи» был Майор Том – протагонист клипа и песни «Space Oddity» – первого громкого хита Дэвида. 

 

Кинематографический клип, выпущенный в период «Космической лихорадки» в Великобритании, рассказывает историю об астронавте-неудачнике (так его называл сам Боуи), который остался на орбите совершенно один, лишившись связи с ЦУПом, Землёй и людьми. Майор Том обречён на вечное одиночество, страх и космическую пустоту. 

 

Дэвид Боуи скептически относился к стремлению так скоропостижно освоить космос: ему не нравилось, что к астронавтам относятся, как к подопытным кроликам, забывая о том, что они тоже люди. Однако в авторской интерпретации есть некоторые противоречия: Майор Том совсем не выглядит несчастным. Большое расстояние до дома его не беспокоит, он наслаждается своим единением с окружающим миром. 

 

Персонаж Майора Тома встречается и в дальнейшем творчестве Боуи. Он упоминается в Hello Spaceboy и в Ashes to Ashes.

Н

О

Натан Адлер

Outside

В 1994-м году после перерыва Дэвид Боуи вернулся к созданию персонажей. Его новым альтер-эго стал Натан Адлер, протагонист Outside. Действие альбома разворачивается в городке, подобном Твин-Пиксу, куда детектив Адлер приезжает, чтобы расследовать убийство 14-летней девочки Грейс Блю. Апокалиптичный Натан Адлер стал собирательным образом волнений, сотрясавших общество на заре нового тысячелетия.   

Хотя Натан Адлер — главный герой, в текстах многих песен историю рассказывают другие персонажи: жители города, жертвы убийцы, главный подозреваемый, именуемый Минотавром. Дэвид Боуи хотел создать как можно более запутанный сюжет, поэтому финал приключения Натана Адлера до сих пор неясен. Кому-то кажется, что Адлер и Минотавр оказываются одним и тем же человеком, другие продолжают искать зацепки, способные объяснить финал. Примечательно, что Боуи никогда не использовал образ детектива на концертах, однако написал ряд текстов, получивших название «Дневники Натана Адлера» и продававшихся вместе с альбомом.

Девятнадцатый студийный альбом Дэвида Боуи был записан в Mountain Studios (Монтрё, Швейцария), TownHouse Digital Mastering Studios (Вест-Энд, Лондон) и вышел 25 сентября 1995-го года. Изначально Боуи планировал выпуcкать целую серию альбомов о приключениях Натана Адлера вплоть до 1999-го года, но эти планы не осуществились, поэтому Outside так и остался единственным в цикле. Тем не менее, в результате работы над новыми пластинками было записано около 27-ми часов нереализованного материала.

 

Одноимённый  трек вернул Боуи на вершину мейнстримного рока. Сам Outside, как и посвящённые ему концертные туры, публика встретила неоднозначно, из-за сохедлайнеров тура, группы Nine Inch Nails и политики разделения билетов между фанатами и прочими. У Outside было несколько изданий, в том числе и отредактированный вариант Excerpts from Outside и ограниченное двухдисковое издание 2004-го года.

П

Прекрасный жиголо, бедный жиголо

Несмотря на успех многих кинокартин с участием Боуи, его актёрский опыт не всегда был удачным. В 1979-м году на экраны вышел западногерманский фильм «Прекрасный жиголо, бедный жиголо», где Боуи сыграл главного героя Пауля — вернувшегося с войны юношу, который вынужден зарабатывать деньги, развлекая пожилых дам. 

Его напарницей по картине была Марлен Дитрих, для которой роль баронессы фон Земеринг стала последней. Звёздный каст и драматизм центральной идеи фильма не спасли картину. Актёрские навыки Боуи были освистаны публикой и критиками

Р

Рак

Последние два года жизни британский музыкант боролся с раком печени, но даже после неудачного лечения не переставал творить. Голландский режиссёр Ива Ван Хоффе рассказывал, что Боуи оставался в хорошей форме и активно работал, несмотря на боль. «Я видел, как человек сражается. Он боролся как лев, и я его безмерно уважаю за это», — вспоминает режиссёр.

 

Боуи творчески «похоронил» себя в последнем альбоме Blackstar. Чёрная звезда на его обложке — символ неизбежного конца, чёрной дыры, на превращение в которую обречена практически любая сверхновая. А в медицине симптом «black star lesion», наблюдаемый внутри грудной клетки, является доказательством развития в организме некоторых видов рака.

С

Space Oddity

Говорят, что одну из самых известных и противоречивых своих песен Дэвид Боуи написал сразу же после просмотра «Космической Одиссеи». Долгое время трек пролежал на полке вместе с промофильмом Love You Till Tuesday, но получил право на реализацию к запуску Аполлона-11. Сначала продюсеры отказались работать с материалом, так как не нашли в нём ничего интересного. Сам Боуи тогда числился скорее в разряде звёзд-однодневок, а не двигателей мировой музыкальной индустрии. В 1984-м году песня и клип на неё увидели свет, во многом благодаря продюссеру Гасу Даджону, который, послушав демо, решил с её помощью привлечь внимание к космической программе Великобритании.  Музыкально Space Oddity стала прорывом для Боуи.

 

Её аранжировка и текст отсылают к элементам фолк-рока, особенно к группе Bee Gees, звучанием и манерой которой вдохновлялся Боуи. 

 

Смесь мифологизма, джазовых аккордов, смен интонаций в куплетах и припевах, подчёркивающих состояние лирического героя песни, и классический для рок-жанра гитарный проигрыш в конце, стали визитной карточкой Space Oddity, превратив её из посредственной в самую культовую композицию Дэвида Боуи.

Т

У

Тут я Дэвид, а не Дэйв

Успех в коммерции

«Тут, в Нью-Йорке, мне часто кричат: Эй, Боуи! Это нормально, меня это устраивает. Потому что в Лондоне все кричат «Дэйв», и за это мне хочется проломить их чёртовы головы. Мое имя Дэвид, и я ненавижу, когда меня называют Дэйв. Думаю, кстати, что все об этом хорошо знают».

 

Дэвид Боуи для журнала Esquire.

Коммерческий успех для Боуи наступил не сразу. Провал его дебютного альбома 1968-го года положил конец сотрудничеству с лейблом Dream Records, а последующий контракт с менеджером Тони Дефрисом серьёзно ограничил доход музыканта, несмотря на возросшее внимание к его творчеству периода Зигги Стардаста. В 1980-х годах он начал работать с EMI и выпустил самый продаваемый альбом лейбла — Let’s Dance.  С тех пор известному среди массовой аудитории артисту стали поступать рекламные предложения от крупных брендов вроде Pepsi, Louis Vuitton и Microsoft. 

 

За всю карьеру Дэвиду Боуи удалось продать внушительное количество альбомов — более 140 миллионов экземпляров, и это без учёта синглов. Некоторые из них получили статус платиновых. Например, сборник суперхитов ChangesOneBowie. Успешен был и последний альбом Blackstar, который стал самой популярной пластинкой после смерти музыканта.

Основной доход Боуи получал от живых выступлений. Удивительно, что один из самых коммерчески успешных туров Glass Spider Tour 1987 не был тепло воспринят аудиторией из-за чрезмерного количества спецэффектов и другого реквизита. 

Ф

«Феликс Дзержинский»

После тура 1973-го года по Японии из-за аэрофобии Дэвида он и его друг Джеффри МакКормак возвращались в Англию через Советский Союз, до которого добирались из порта Йокогамы на пароходе «Феликс Дзержинский». Прямо на корабле Боуи исполнил акустический сет с хитами — это было его первое выступление для советской публики. Только спустя 20 лет он вернулся с полноценным концертом в Москву. 

 

МакКормак в интервью для ТАСС делился впечатлениями об их последующем пути по Транссибирской магистрали и прибытии в Москву: «Люди оглядывались на Дэвида — кто этот сумасшедший в желтой одежде, на высоких каблуках?». Подобный интерес к странной паре иностранцев проявляли и пассажиры парохода. По некоторым данным, с ними вели «дружескую» беседу сотрудники КГБ, которых музыканты приняли за американцев.

Х

Художник

Не пропускавший школьные уроки рисования Боуи признавался, что мог бы стать художником, но не таким известным. После принятого им решения полностью посвятить себя музыке, рисование и живопись остались лишь увлечением. Эти навыки Боуи применял в музыкальной сфере: по его скетчам и эскизам оформлены обложки некоторых альбомов. Музыкант не боялся работать с различными техниками — писал акрилом экспрессионистские портреты, делал коллажи и даже создавал совместные работы с художниками Дэмиеном Хёрстом и Бизи Бейли.

Ц

Ч

Цитаты

Человек, который продал мир

Дэвид Боуи не переставал читать даже во время гастрольных туров. Солидные стопки книг достигали габаритов музыкальной аппаратуры. Начитанность Боуи не могла не сказаться на текстах его песен: Karma Man и Space Oddity — дань рассказам Рэя Брэдбери, название Jean Genie — каламбурная отсылка к имени французского писателя Жана Жене, а в тексте Suffragette City использован «надсат» из романа Энтони Бёрджесса «Завод­ной апельсин».

Песня The Man Who Sold the World из одноимённого альбома Боуи приобрела популярность во многом благодаря каверу группы Nirvana. Автору это не всегда играло на руку. После концертов его хвалили за то, что он исполняет хит из репертуара другого кумира молодёжи того времени — Курта Кобейна. На деле музыканты не были знакомы лично, хотя Боуи сожалел, что не смог узнать о причинах интереса к песне у лидера Nirvana. Позже The Man Who Sold the World перепевали не только зарубежные исполнители — Lulu, Мидж Юр, Ричард Бэрон ––, но и российская рок-группа «Сплин».

Ш

Э

Шизофрения

Эксперименты

Родственники Боуи по линии матери страдали от шизофренических расстройств. Шизофрения была и у его старшего сводного брата Терри Бёрнса. Несмотря на это, Терри открыл для Дэвида современный джаз, поэзию битников, буддизм и научную фантастику, которые оказали влияние на творчество музыканта. Во время госпитализаций брата в психиатрическую лечебницу в 1970–1980-х годах Боуи практически не навещал его из-за страха обнаружить у себя наследственную болезнь.

Дэвид Боуи умело экспериментировал не только с визуальными образами, но и с музыкальными жанрами. От лирического звучания песен с первых альбомов он ушёл в мрачный гитарный рок The Man Who Sold the World, использовал мотивы соула, диско и фанка в Young Americans и обращался к эмбиенту и краут-року в Берлинской трилогии.

Ю

Ювелирные украшения

На многих фотографиях на запястье Дэвида Боуи можно заметить два лаконичных серебряных браслета. Контрастирующие с его яркими образами ювелирные украшения были подарком от брата Боуи на свадьбу с его первой женой Анджелой Барнетт. У неё также было два браслета, правда, неизвестно, носила ли она символ их «вечной любви» постоянно, как это делал её муж. После потери браслетов брак Дэвида и Анджелы распался.

Я

Ямамото Кансай

 

В создании экстравагантного гардероба артиста принимал участие японский дизайнер Кансай Ямамото. Сотрудничество началось в 1970-х годах, хотя и до этого Боуи выступал в одежде из женской коллекции дизайнера. Их объединял интерес к андрогинному стилю, преодолению границ между женским и мужским. Ямамото «усовершенствовал» образ Зигги Стардаста, добавив к нему пламенно-красные волосы и несколько костюмов, в том числе и виниловый комбинезон, вдохновлённый эстетикой Баухауса.

Бонус: днём «рождения» Дэвида Боуи принято считать 14 января 1966-го года: именно тогда громкое имя впервые появилось на обложке сингла «Can’t Help Thinking About Me». До этого судьбоносного дня талант британской рок-сцены выступал под настоящим именем — Дэвид Джонс — или рабочим псевдонимом «Дэйви».

В годовщину рождения звезды вместе с Yauza Place и киноклубом «Киноwed» ART FLASH проведёт особенный киновечер за просмотром документального фильма — красочной хроники творческого пути рок-музыканта и истории с множеством кульминаций, связанных с непростой философией жизни Боуи и его непреодолимой тягой к хаосу.

Ещё до начала просмотра мы вместе обсудим феномен популярности исполнителя: разложим в аккуратные стопки сведения о его поисках себя в разных музыкальных жанрах и разберем на морфемы энтропию, ведущую Боуи за руку по серпантину успеха. Осознанно и структурно погрузиться в тему без акваланга нам поможет режиссёр, сценарист и основатель киноклуба «Киноwed» — Лев Евлампиев: он точно знает, как разместить информацию в светлых головах и досыта накормить даже самые пытливые умы.

 

Двери откроем в 17:30
Начинаем в 18:00

 

Билеты по ссылке

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.