Картинка

Артём Филатов: «Мы единственная институция в городе, у которой есть архив современного искусства»

Исследуем открытое хранение студии «Тихая» вместе с художником Артёмом Филатовым.

В начале ноября мы с командой отправились в Нижний Новгород, чтобы увидеть новый проект студии «Тихая» и пообщаться с художником Артёмом Филатовым. Нам удалось не только получить ценный и интересный опыт от особого взаимодействия с пространством выставки, но и заглянуть в недры студии.

Приоткрываем для вас завесу тайны и отправляемся на авторскую экскурсию по открытому хранению «Тихой» вместе с Артёмом Филатовым.

Про историю студии

В 2015-м году во флигеле старинного доходного дома были открыты первые мастерские  –пространства, в которых художники только работали и занимались печатной графикой. Со временем они стали своеобразным местом притяжения для любителей искусства.

Источник: команда ART FLASH

Артём: Иногда во время работы открывалась дверь, и заходили незнакомые люди, интересуясь, чем мы занимаемся. Сначала было даже смешно. Доходило до того, что поздно вечером, когда мы работали, в дверь стучались посетители, которые не говорили на русском языке – это были зарубежные журналисты. Оказалось, что наша мастерская была добавлена на онлайн-карты. Со временем стало тяжело работать в таком режиме, потому что каждый день кто-то приходил, постоянно были экскурсии. А три года назад у нас появилась возможность реконструировать отдельное здание и, тем самым, разгрузить мастерскую и улучшить возможности, которые были заложены изначально. 

Почему мы приглашали людей в мастерскую? Есть несколько причин. С одной стороны, так художники могли познакомиться с аудиторией, а с другой – посетители могли получить ответы на свои вопросы из первых уст. В Нижнем Новгороде нет возможности получить высшее образование в сфере искусства. Есть художественное училище и школы, но остальное – лишь собственный опыт. За высшим образованием можно уехать в другой город. Сейчас появилась кафедра, которая готовит менеджеров в сфере искусства в университете им. Лобачевского, но это направлено на будущих музейных работников, а не на художников. Встреча с широкой аудиторией, публичный рассказ о своей деятельности и о работах были хорошими тренировками для художников и их профессиональных навыков. Когда у нас появилась возможность реконструировать второе здание, мы сразу же собрали команду – настоящую dream team. Кроме меня, человека, который является одним из основателей студии, появилась Наталья Коренченко – наш директор по развитию. Она вместе с мужем Рустамом коллекционирует современное искусство и много лет поддерживает нижегородских авторов. И сейчас Наталья занимается именно тем, что представляет художников студии, помогает им с проектами. Также к нам присоединилась Алиса Савицкая. Алиса была куратором в Арсенале и позже перешла в студию. Несмотря на появление менеджерского состава, нам важно сохранить то, что мы все собрались именно в мастерских художников, а не в центре современного искусства.

Сейчас студия «Тихая» превратилась в полноценную институцию нового типа, сочетающую в себе разные форматы. Кроме выставочного зала и мастерских, в которых работают художники-резиденты и приглашённые авторы, здесь есть открытое хранение, научно-исследовательский центр и архив.

Открытое хранение

Артём: С одной стороны, открытое хранение – это склад искусства. В студии «Тихая» 11 художников-резидентов а значит нужно где-то хранить их произведения. С другой стороны, это шоурум, куда могут прийти кураторы, коллекционеры, любые интересующиеся люди. Например, куратор может взять и посмотреть все работы нашего художника для своей выставки. Это удобно делать, благодаря перфорированным фальш-стенам. Всё можно повесить, посмотреть и убрать в любой момент.

Когда у нас проходит выставка на первом этаже, мы можем дать к ней комментарии в открытом хранении.

Наша предыдущая выставка, созданная команда «ТОЙ», называлась «Барахолка». Как на настоящей барахолке, они расположили большое количество объектов, на уровне пола. Странные предметы гипертрофированной мужской культуры были ироничным комментарием художников, что всё искусство — это барахло, мусор. 

Многие произведения делались из предметов других художников студии. Например, художник Яков Хорев отдал свой ботинок Dr. Martens, у Владимира Чернышёва они взяли обрезки дерева. Вся выставка была похожа на слепок гаражной культуры, наполненный безумными лайфхаками, которые не улучшают твою жизнь, а наоборот угрожают безопасности. Команда «ТОЙ» часто обращается к массовой культуре, интернет-мемам. Например носки, которые можно поставить в угол как скульптуру – тоже прекрасный мужской артефакт. Сейчас это всё упаковывается и отправляется  коллекционерам под чутким руководством нашего главного хранителя Дарьи Коноваловой.

Проект открытого хранения для нас сделал нижегородский архитектор Миша Маслов. Он же предложил построить поворотный куб в центре зала. Кроме перфорированных фальш-стен, мы построили кастомные драйверы для графики, которые можно передвигать в пространстве благодаря колёсам.

Все габариты в открытом хранении были основаны на анкетах художников студии, описавших произведения, которые они делали, делают и собираются делать. Кроме того, когда проходят студио-визиты, посетители могут спуститься в открытое хранение, где резиденты студии покажут свои работы и ответят на вопросы. Ну и, конечно, здесь есть архив.

Артём: Мы единственная институция в городе, у которой есть архив современного искусства. Мы получили грант от музея современного искусства «Гараж» на запуск архива в студии «Тихая». Для нас это не столько архив самой организации, сколько система личных архивов художников.

Вместе с Артёмом мы рассмотрели его архив скетчбуков и открыток, собранных за годы творческой работы. Художники «Тихой» проводили много времени вместе и в начале пути, и после создания студии. Каждый оставлял в чужом доме зарисовки, эскизы и другие будущие арт-объекты. Артём рассказал, как начал собирать эти работы в архив.

Артём: В какой-то день ко мне пришёл Сева из команды «ТОЙ» . Он принёс скетчбук и сказал: «Артём, я хочу, чтобы он был у тебя». И с тех пор, я его храню.

Другие скетчбуки я сделал своими руками. Нашёл бумагу, картон для обложки, собрал их, порезал, сшил. Пять скетчбуков я подарил своим друзьям-художникам, в том числе, и Стасу Доброму. Когда скетчбук был заполнен, он подарил мне его обратно. Теперь вы можете увидеть его в моём архиве.

В моих архивных папках хранится много открыток от художников.  Например открытка, которую мне подарил художник Анастасия Богомолова, который живёт в Екатеринбурге. Или моя знакомая Авив Цукер из Тель-Авива отправила свою фотографию, двойные открытки Жаклин Херрац из Нью-Йорка, линогравюра Лукии Муриной из Томска .На выставку «Обратно домой» в бывшем Музее нижегородской интеллигенции в 2017-м году к нам приезжала художница из Эстонии Фло Кеасару, которая подарила целую стопку открыток, посвящённых её собственному дому-музею. 

Моя давняя знакомая Мария Лоцманова уехала из России и живёт сейчас в США. Раньше она каждый год присылала мне открытки, а сейчас очень тоскует по этой традиции. В прошлом году я отправил ей открытку, и она, к счастью, дошла. Часть открыток – это подарки от нижегородских художников, например линогравюра Владимира Чернышёва на пивном картоне с изображением заснеженной избы, ёлки, лыжника и звёзд, конечно же.

Мы оказались не единственными гостями студии в этот день. К нашей экскурсии присоединились друзья Артёма  –  арт-директор Национальной библиотеки республики Татарстан Табрис Яруллин со своей чудесной семьей. Конечно, разговор о взаимосвязи литературы и искусства оказался неизбежным.

Артём: Это потрясающая вещь. Это вообще не библиотека, а дом культуры. В первую очередь, когда приезжаешь в Казань, то, скорее всего, окажешься именно в национальной библиотеке. В ней есть зал для прослушивания музыки, и место, где можно посмотреть комиксы, и временные выставки, концерты, площадка для современного театра. 

Много где в России есть хорошие книжные магазины. Но я не видел ни одного магазина лучше, чем «Смена» в Казани. Ты приходишь туда и понимаешь, что в магазине авторская раскладка книг. Бывает, что книжный магазин превращается в кладбище книг, или в нём продаются только самые банальные, популярные издания. Но это не про «Смену».

То же самое происходит, когда ты приходишь в Национальную библиотеку, в жизни которой «Смена» занимает значимую часть. В библиотеке есть фонд, открытый для посетителей без читательского билета. Не имея денег (а книги сейчас стоят дорого), ты можешь прийти и прочитать неочевидную новинку от российских издательств.

В 2019-м году вместе с Алисой Савицкой мы написали книгу «Краткая история нижегородского уличного искусства». Она написана на основе наших исследований личных архивов художников и интервью с ними. Архив студии — не столько институциональный, сколько комплекс личных архивов наших художников-резидентов. Мы оцифровываем документы, описываем их, делаем доступ к ним открытым.

Знаете, в литературе есть понятие «ненадёжный рассказчик»: когда повествующий герой произведения сообщает недостоверную информацию, не указывая на это. В биографических не художественных произведениях «ненадёжный рассказчик» может быть самим автором, а значит героем книги, так как он повествует о собственной жизни, о событиях, которые описываются им со страниц произведения будто бы объективно. В современной антропологии важно обращать внимание не только на тех, кого исследуют, но и на тех, кто исследует. Как меняется их жизнь в ходе исследования и после него. Представьте, архив нашей студии очень подвижен и собирается из материалов ныне живых художников, которые могут теперь по-другому относиться к своим эскизам, записным книжкам, специально их редактировать, зная, что они попадут в архив. Интересно, как это влияет на нашу предвзятость? Насколько мы начинаем сознательно или бессознательно сообщать то, что в наших интересах и вычёркивать, выбрасывать, уничтожать обратное? Меня очень интересует этот вопрос

«Всё исчезнет»

Здесь же, в открытом хранении, мы обнаружили уже знакомые работы – проект «Всё исчезнет», который Артём подготовил специально для Cosmoscow 2023.

Источник: команда ART FLASH

Артём: Эта графическая серия сделана с помощью зелёнки. Её особенность в том, что под воздействием света она выцветает, поэтому только будущий владелец произведения решает, показывать её и, тем самым сокращать жизнь работы, или хранить в закрытой папке. Концептуально мне нравится эта мысль: если ты что-то ценишь, то стараешься себя оберегать от того, чтобы этим пользоваться, и тем самым крадёшь у себя возможность этим наслаждаться.

У двух моих знакомых коллекционеров были противоположные реакции на эту серию работ. Один сказал, что это худшая работа для коллекционера, потому что она когда-то исчезнет. Второй сказал, что это прекрасно, ведь её не надо показывать никому, кроме себя. 

Я не очень люблю, когда произведение искусства пассивно, будь-то графика, живопись или даже скульптура. Ты их ставишь, вешаешь, и они существуют. Мне же хочется, чтобы искусство становилось искусством тогда, когда его активизируют, приводят в действие. Когда, например, графика висит, как плазма на стене, это очень пассивно. Поэтому я хотел, чтобы она завладела пространством, обрела объёмное тело, которое словно от инъекции начинает расти непропорционально, безгранично. Для графики я придумал парадоксальные хранилища, которые должны гипертрофированно сохранять её от исчезновения. И одно из таких хранилищ — скульптура «В урну», которая создана специально для установки в угол Представьте: вы хотите, чтобы работа находилась в каком-то пространстве. А вам говорят, нет, только в угол. Это ограничение, которое дает характер этому телу.

Другая скульптура называется «Ящик позора». В массовой культуре так называют стереотипную картонную коробку, в которую уволенный сотрудник компании собирает свои личные вещи: фото в рамке, любимую кружку, и проходит с ней через весь офис. Здесь же мой импровизированный «Ящик позора», в котором есть тайный механизм.

Продолжая исследовать пространство «Тихой», мы вернулись на первый этаж, где сейчас представлен проект Артёма «Будьте осторожны! Ваша неосмотрительность может быть чревата последствиями». Его соавторами выступили исследователь игр Евгений Кузьмичёв из Санкт-Петербурга и композитор Дмитрий Крылов из Самары. 

Артём: Вы попали сюда в самый непрезентабельный момент жизни студии, потому что это наш самый странный проект. 

Он выдающийся, потому что, в отличие от всех других проектов, которые были и, вполне вероятно, будут в ближайшее время, вас здесь никто не встречает. Нет никакого текста о проекте, нет никакого описания, никаких спойлеров, нет ничего. Посещение проекта происходит строго в одиночестве. Каждый раз, когда сюда приходит группа людей, проект не работает. Как и сейчас, когда мы с вами говорим.

Посетитель регистрируется заранее, приходит к определённому времени к студии, у которой в отведённое время автоматически открывается дверь. Он попадает внутрь и находится в одиночестве на протяжении 15 минут. По истечении времени ему необходимо покинуть помещение.

Источник: команда ART FLASH

У проекта много задач, и мы специально о них не говорим – вся привычная коммуникация в медиа о проекте поставлена на стоп до нашего public talk, на котором мы впервые расскажем о нём публике.  До этого мы не даём подробные интервью. Ты либо получил собственный опыт на проекте, либо не получил. Это важно для нас, как авторов, создать пространство вариантов, состоящее из непересекающихся личных восприятий. 

Конечно, мы поговорили с Артёмом и о новом проекте. Специально для команды ART FLASH он приоткрыл завесу тайны. Подробностями о нашем опыте от посещения студии в момент особого режима осмотра мы поделимся по окончании выставочного проекта.

Режим особого осмотра студии будет действовать до 3-го декабря. Ознакомиться с правилами посещения студии и пройти регистрацию можно по ссылке.

Автор фото на обложке: Анатолий Козьма

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.