Парк в Подмосковье, названный в честь знаменитого авангардного художника, стал местом must visit этим летом. Причиной тому – выставка современного искусства «При чём тут Малевич?», организованная при поддержке Третьяковской галереи. Экспозиция внутри парка познакомила посетителей с двенадцатью лэнд-арт-объектами, расположившимися между посёлками Немчиновка и Барвиха, где когда-то жил и работал Казимир Малевич.
Каждый арт-объект экспозиции отсылает к творчеству великого художника и соответствует главному правилу авангарда – визуализации затерянных смыслов и языков. Пренебрегая основной функцией, парк играет роль живописного выставочного пространства, где искусство гармонирует с природным ландшафтом.
Предлагаем вам прогуляться по парку вместе с командой ART FLASH и узнать чуть больше о некоторых арт-объектах. Кстати, для каждого из них мы подобрали отдельную музыкальную композицию. Полный плейлист «Для прогулки в парке Малевича»:
Надпись при входе в парк «При чём тут Малевич?» становится ключевым звеном экспозиции и выстраивает линию маршрута прогулки, в конце которой каждый посетитель находит собственный ответ на поставленный ранее вопрос.
Экспозицию открывает работа художника-нонконформиста Игоря Шелковского «Человек бегущий». Работа словно призывает посетителя идти дальше вглубь парка, чтобы увидеть новые арт-объекты. Величие и рост «Человека бегущего» отсылает к супрематическим «людям» кисти Малевича. Здесь пространство парка играет важную роль, так как подчёркивает стремление человека всегда двигаться вперёд, узнавать что-то новое и становится «выше» природы.
Арт-объект Леонида Тишкова «Частное солнце» воплощает основную мечту авангарда – способность искусства изменить мир. При создании этой работы художник вдохновлялся картиной «Банкет» 1955-го года бельгийского художника Рене Магритта, где последний играл с реальностью, вводя в заблуждение человеческое сознание.
Солнце Тишкова, повисшее между крон деревьев, отсылает нас к авангардной опере «Победа над Солнцем», которая была написана на заумном языке Алексея Кручёных с использованием диссонансных аккордов Михаила Матюшина. Сценическими костюмами для оперы, поражавшими геометричностью, занимался Казимир Малевич. Леонид Тишков словно возвращает ценность «цветного солнца», которое футуристы заменили на знаменитый «чёрный квадрат».
Музыка: Перемотка — Солнце
Продвигаясь дальше вглубь парка, можно встретить ещё одну работу Леонида Тишкова – парящий среди деревьев чёрный квадрат, сквозь который пробивается звёздный свет – «Куб космоса», ассоциирующийся с одной из самых знаменитых работ Казимира Малевича.
«В одном из писем Малевич писал, что чёрный квадрат – это гроб для солнца. Здесь непобедимое солнце прячется внутри “Куба космоса”» — рассказывает о своей работе Тишков.
На «Кубе космоса» находится настоящая звёздная карта, где можно найти даже Млечный Путь. От восхода до заката работа художника живёт по-разному: днём она отражает свет листьев, при сумерках звёзды на кубе разгораются ярче. Самым красивым временем суток становится вечер, когда космос вырывается из заточения и начинает освещать всё вокруг, а очертания небесных тел становятся заметны на каждом листке дерева.
Музыка: Parks‚ Squares and Alleys — Shadows
Куб – не единственная геометрическая форма, которая встречается в парке. В инсталляции «Встреча» художницы Аллы Урбан большую роль играет кристаллическая геометрия работы «Геометризация пространства» 1919-го года Михаила Матюшина, друга Малевича. Изменчивая природа парка сливается с эфемерно голубыми глазами-кристаллами художницы, которые заставляют человека увидеть скрытые вибрации и колебания мира.
Музыка: Муся Тотибадзе — Голоса
Цепочку арт-объектов замыкает беспредметная и самодостаточная скульптура инженера-архитектора Романа Ермакова «Стабильная композиция». Работа приоткрывает дверь в «пятое измерение» и отсылает к кинетическому искусству конструктивизма, одному из направлений авангарда, которое начало развиваться при Казимире Малевиче. Она также становится тем самым проводником посетителя в мир, где обнуляется всё, что было увидено ранее, а для мира будущего готовится «новый танец».
Музыка: Stromae — Alors on danse
Отдать дань великому авангардисту, изучить направления его творчества, переосмыслить многочисленные идеи и смыслы авангардных течений, почувствовать атмосферу, в которой работал художник – всё это возможно во время прогулки по экспозиции в Парке Малевича. Мы рассказали только о некоторых арт-объектах выставки, но есть ещё и другие, которые также помогут ответить на вопрос – а при чём же тут всё таки Малевич?