В рамках первого международного кинофестиваля о ментальном здоровье, Mental Health Film Festival, состоится награждение его финалистов. В этом году впервые проведут церемонию награждения участников: авторы фильмов получат необычные подарки. Специально для этого события студенты HSE ART AND DESIGN SCHOOL под руководством куратора Марии Степановой создали эксклюзивные арт-объекты.
Студенты Школы дизайна приняли участие в конкурсе от сервиса по поиску увлечений Timepad и команды фестиваля MHFF. Команда арт-экосистемы ART FLASH также помогла в организации. Из нескольких десятков работ жюри, представленное основательницей фестиваля Алиной Радунской и генеральным директором Timepad Варварой Семенихиной, выбрало пять: «Монолит» Николая Тисовского, «Ментальную Жвачку» Валерии Батизатовой и Дарьи Глушко, «Исчезающего героя» Анны Мочаловой, «Статуэтку» Бориса Гладышева и «Подушку MHFF» от Эльмиры Алиевой и Астемира Хоконова. Концепция мероприятия отражается в работах по-разному: в размышлениях о жизни человека или многоликости киногероя. Мы пообщались со студентами программы «Предметный и промышленный дизайн» и узнали, как же создавались награды для участников Mental Health Film Festival.
Николай Тисовский — Монолит
Николай Тисовский — Монолит
Автор работы «Монолит»
Автор работы «Монолит»
Как концепция и философия Mental Health Film Festival нашли отражение в Вашей работе?
Хотелось поддержать идею фестиваля о том, что в каждом фильме чуткий зритель способен узнать себя. Почти при любых условиях статуэтка выглядит как абстрактная форма, «вырубленная» из монолита. И только правильно ее расположив относительно источника света, зритель легко различит в очертаниях объемное лицо человека.
Какие первые ассоциации или образы статуэтки возникли у Вас во время знакомства с Mental Health Film Festival?
Думаю, мне сразу было понятно, что нужно исходить из образа человека: героя фильма, зрителя, автора, которому предназначается награда.
Как Вы работаете над арт-объектом?
Статуэтку я создал в рамках конкурса за вечер. Еще один день понадобился для подготовки презентации.
Организаторы фестиваля выбрали трехмерную печать в качестве техники исполнения, поэтому моя работа над статуэткой ограничилась 3D-моделью. Думаю, эта технология привлекла организаторов из-за полос и шероховатостей, оставляемых на поверхности 3D-принтером: они созвучны с визуальным языком MHFF и делают каждую из наград уникальной. Мне же такой выбор техники развязал руки и позволил использовать формы любой сложности — отсюда идея включить в работу оптическую иллюзию.
Насколько сложно воплотить абстрактные образы в трехмерном пространстве?
Я думаю, у любой абстракции есть какая-либо основа. Если знать, от чего отталкиваться, дело только во владении техникой.
Какую картину Вы планируете посмотреть на фестивале?
Меня заинтересовали «Дар скорби» и «Зависимости и связи». Еще на всех кинофестивалях я питаю особую любовь к короткометражной программе.
Валерия Батизатова и Дарья Глушко — Ментальная Жвачка
Валерия Батизатова и Дарья Глушко
— Ментальная Жвачка
Автор работы «Ментальная жвачка»
Авторы работы «Ментальная жвачка»
Как концепция и философия Mental Health Film Festival нашли отражение в вашей работе?
В. Б. В начале любой работы мы всегда выписываем выражения-ассоциации к теме или проекту. Такое мини-исследование привело к словам «спокойствие», «гармония», «баланс» и «процесс».
Д. Г. Концептинг — важный и мой самый любимый этап, с которого начинается вся работа. Главное, не попасть в ловушку other thinking и mental gum!
Какие первые ассоциации или образы статуэтки возникли у Вас во время знакомства с Mental Health Film Festival?
В. Б. На самом деле нашей первой ассоциацией была метафора баланса между спокойствием и активностью для достижения гармонии. Во время брейншторма мы подумали о словосочетании «ментальная жвачка» — это означает процесс расслабления, освобождения и поиска новых решений.
Д. Г. Идея ментальной жвачки — это случайность: мы активно обсуждали другую задумку и были слишком в нее погружены. В какой-то момент просто прозвучало выражение «ментальная жвачка» — как осмысление процесса. Мы поняли: оно, то самое сочетание про ментальное здоровье, руминацию и возможность посмотреть на нее со стороны, абстрагироваться от своих мыслей, понять, что твои мысли — это не весь ты.
Как Вы работаете над арт-объектом?
В. Б. Работа над арт-объектом началась с формата хакатона: нужно было за 3 часа придумать весь проект. Мы начали с ассоциативных связей, выписывали слова, которые ассоциируются с фестивалем. Далее мы перешли к эскизам и референсам, и когда нашли форму, которая нам подходит, начали моделирование 3D-фигурки.
Д. Г. Бриф — ощущение — смысл — форма — визуализация.
Насколько сложно воплотить абстрактные образы в трехмерном пространстве?
В. Б. В наше время это не так сложно, как кажется: есть нейросети — с помощью них мы выбрали форму жвачки и потом перенесли ее в 3D-формат. Также можно начать с простого эскизирования и с помощью геометрических форм постепенно сформировать задуманный объект.
Д. Г. Воплотить несложно — трудно понять, что именно ты хочешь увидеть. Можно потратить бесконечное количество времени на генерацию в надежде, что нейронная сеть знает подходящий ответ, но в итоге даже ей нужны четкие указания.
Какую картину Вы планируете посмотреть на фестивале?
Д. Г. «Художник Дэвид Бромли: свет после темноты». Мне интересно, как показан внутренний мир творца через документальный фильм. Взгляд со стороны и другое качество наблюдения отличаются от просмотра работ самого автора-героя. Может быть, фильм позволит мне найти свои ответы или сформулировать более точные вопросы.
Анна Мочалова — Исчезающий герой
Анна Мочалова — Исчезающий герой
Автор работы «Исчезающий герой»
Автор работы «Исчезающий герой»
Как концепция и философия Mental Health Film Festival нашли отражение в вашей работе?
Мне очень понравился образ вырезанного из кадра киногероя, который использует фестиваль в своей визуальный айдентике. Это натолкнуло на мысль об эмоциональной связи режиссера и фильма. Я решила воплотить это в форме, используя знакомые силуэты: пленка с характерным для нее краем и исчезающий киногерой — образ кинофестиваля.
Какие первые ассоциации или образы статуэтки возникли у Вас во время знакомства с Mental Health Film Festival?
Думая о поиске себя в творчестве, я сразу представила образ «многоликой» статуэткой.
Как Вы работаете над арт-объектом?
Первый этап — это исследование и поиск вдохновения. Потом я обычно перехожу к эскизам, стараясь запечатлеть возникшую идею в образе. Далее я переношу это в 3D-модель на компьютере. В программе я уточняю все пропорции, размеры и детали: нужно подумать о технологии производства и материалах, чтобы двигаться в правильном направлении. Затем перехожу к прототипу с подрядчиком либо в одиночку, где происходит финализация узлов. И если у объекта есть будущее применение, то он доходит до реализации.
Насколько сложно воплотить абстрактные образы в трехмерном пространстве?
В процессе переноса идеи на бумагу может поменяться сам образ: абстрактная идея должна обрести рациональную основу, которую реально изготовить. Здорово, когда в голову приходит реализуемая концепция — при необходимых навыках ее можно воплотить в жизнь.
Какую картину Вы планируете посмотреть на фестивале?
В Зотов центре я бы хотела посмотреть программу короткометражных фильмов наших и зарубежных режиссеров.
Борис Гладышев — Статуэтка
Борис Гладышев — Статуэтка
Автор спецприза-статуэтки
Автор спецприза-статуэтки
Как концепция и философия Mental Health Film Festival нашли отражение в вашей работе?
В каждой работе на фестивале крайне важен главный герой и то, как он справляется или не справляется со своими трудностями. Эту идею и хотелось подчеркнуть в статуэтке финалиста, которую получает каждый участник мероприятия. Все арт-объекты, как и истории, по-своему уникальны, хоть и говорят об одном: путь восстановления — это всегда непредсказуемый и крайне личный опыт.
Какие первые ассоциации или образы статуэтки возникли у Вас во время знакомства с Mental Health Film Festival?
Статуэтка символизирует процесс восстановления: он непредсказуем и индивидуален для каждого человека. Путь к благополучию — это череда шагов вперед и болезненных откатов. Первый этап восстановления может быть разным: иногда он дается легко, а в определенных случаях становится серьезным испытанием. Для меня было важно создать образ, который вызывает ассоциации не только с движением и преодолением, но и с моментами слабости, желанием вернуться к старым деструктивным установкам.
Как Вы работаете над арт-объектом?
Работа всегда начинается с глубокого изучения идеи и символики того, что я хочу передать. В случае со статуэткой для фестиваля я начал с исследования темы ментального здоровья и попытался поймать ключевые аспекты процесса восстановления.
Я хотел создать объект, который будет придерживаться единого визуального языка, но при этом отличаться от статуэтки к статуэтке. Так появился образ ступеней, которые олицетворяют различные этапы пути: отличающиеся по сложности, значимости и направлению.
Насколько сложно воплотить абстрактные образы в трехмерном пространстве?
В своей работе всегда стараюсь проводить буквальное через призму абстрактного. Здесь же получилось наоборот. Идти от эмоции к образу, создавать формы из метафоры. В качестве предметного — отталкивался от простейшей прямоугольной формы, добавляя динамики и смысла за счет разделения и смещения.
Какую картину Вы планируете посмотреть на фестивале?
Больше всего жду показа: «Топливо», «Юрий», «Дрейфующий вверх», «Четыре тревожных звонка» и «Энергия», но не хочу ограничиваться только на картинах, близких мне по духу. Важно повышать свою осведомленность, чтобы понимать людей, которые меня окружают.
Эльмира Алиева и Астемир Хоконов
— Подушка MHFF
Эльмира Алиева и Астемир Хоконов
— Подушка MHFF
Авторы «Подушки MHFF»
Авторы «Подушки MHFF»
Авторы «Подушки MHFF»
Как концепция и философия Mental Health Film Festival нашли отражение в вашей работе?
Э.А. Ключевыми словами во время работы над проектом для нас были «поддержка», «забота», «тактильность». Воплощением этих ощущений стала подушка – мягкая, дарящая объятья, «поддерживающая». Она знакома каждому и является неотъемлемой частью нашей жизни. Так и проблемы с ментальным здоровьем стали частью нашей реальности, с ними может столкнуться каждый человек. Заплатки на подушке олицетворяют пережитые страдания, которые не проходят бесследно.
А.Х. Зачастую, проживая сложные периоды нашей жизни, мы впадаем в состояние апатии, убегаем от реальности и проводим с такой обволакивающей, безопасной формой, как подушка, длительные часы. Нам очень хотелось изобразить на предмете метафору пережитых травмирующих событий — ее воплощение нашлось в заплатках. Мы можем лишь научиться заново жить и функционировать в уже измененной версии себя, не теряя наших основных качеств. Шрамы пережитого опыта в нашей ментальности или заплатки на подушке — новая версия не становится лучше или хуже, а лишь изменяется. Здесь нет места для стигматизации и оценки в категории «хуже/лучше», ведь нормы не существует.
Какие первые ассоциации или образы статуэтки возникли у Вас во время знакомства с Mental Health Film Festival?
Э.А. Первый образ, который всплыл у меня при подборе ассоциаций на тему проблем ментального здоровья, – нечто разбитое на части и вновь собранное в единое целое (мы можем видеть это на примере японской техники реставрации посуды – кинцуги). В нашей работе это нашло отражение в заплатках, которые были нанесены на подушку.
А.Х. Моя первая ассоциация была клубком пряжи. С одной стороны, клубок навевает ощущение домашней безопасности, с другой — запутанность человеческой психики. Работая с пряжей, мы можем связать различные формы. Так и с психикой — от того, как мы выстроим наши когнитивные паттерны, зависит наше наполнение и отношение к жизни.
Как Вы работаете над арт-объектом?
Э.А. и А.Х. Во время работы над концепцией подушки на 3D-принтере мы генерировали 3D-модель подушки с помощью ИИ, а далее создавали заплатки в Blender, этикетку в Figma. После мы решили отойти от первоначально задуманной концепции производства статуэтки на 3D-принтере и обратиться к классическому методу производства подушки – шитью, чтобы сохранить главные свойства объекта (мягкость и упругость, дарящие чувство спокойствия при тактильном взаимодействии). На этом этапе чуть больше внимания уделила этикетке, на которой нанесено название фестиваля – было предложено несколько вариантов этикетки, повторяющих особенность написания названия фестиваля через сдвинутые относительно друг друга блоки. Сама подушка, заплатки, штрихи на заплатках, бирка и ее содержимое – всё предлагалось выполнить в фирменных цветах фестиваля.
Далее мы прибегли к помощи Midjourney и подобрали наиболее подходящую визуализацию нашей идеи. В результате получили два варианта подушки: собранную нами и искусственным интеллектом.
Насколько сложно воплотить абстрактные образы в трехмерном пространстве?
Э.А. В этот раз это получилось сделать достаточно легко, так как по итогу сложилась понятная метафора — подушка, — которая уже существовала в физическом мире.
Какую картину Вы планируете посмотреть на фестивале?
Э.А. «Хлам» или «Коллекция» и «Индикатор низкого топлива». Мне близка тема ОКР, и очень клевой кажется идея подать ее через мультипликацию.
А.Х. «Возраст и диалог» и «Зависимости и связи».
Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.