Картинка

Александра Лекомцева: «С искусством в России всё в порядке»

Генеральный директор ярмарки молодого искусства blazar и сооснователь проекта Sample об особенностях арт-индустрии в России, о новых художниках и галереях, а также об отношении с международными арт-экспертами.

Генеральный директор ярмарки молодого искусства blazar и сооснователь проекта Sample Александра Лекомцева превратила свое хобби в профессию. Еще в юности она увлеклась работами современных российских художников и стала покупать их для души, а сейчас – является одним из ведущих игроков столичного художественного рынка и вместе с коллегами активно помогает талантливым начинающим мастерам в продвижении. В интервью она рассказала о самобытности арт-индустрии в России, о новых пространствах, именах и объяснила, почему мнение зарубежных экспертов не так важно.

Александра, что сегодня происходит с молодым современным искусством в России?

Я вижу, как динамично оно развивается, особенно последние два-три года, становится формирующим для всей арт-индустрии. Появляются новые имена, галереи – такие как Shilo Игоря Шиленкова в пространстве Cube.Moscow или молодая Галерея ULM, специализирующаяся на скульптуре, графике и керамике. Наша ярмарка blazar и Триеннале российского современного искусства, которую проводит «Гараж», – главные точки концентрации молодых талантливых художников. Их очень много. Например, София Кислякова и Ульяна Каль из Архангельска, с которыми я познакомилась на выставке «Дивование» в Каргополе. Они соприкасаются с наследием, традиционными картинами, но подают их в современной манере. Или питерская художница Аня Слобожанина, которая работает с керамикой. И конечно, Глеб Баранов – самый продаваемый на ярмарке с прошлого года.

Как ярмарка blazar изменилась за несколько лет?

Проводя ее впервые, мы приглашали дружественных кураторов, имеющих опыт в индустрии, – комиссара и художественного руководителя Уральской индустриальной биеннале современного искусства Алису Прудникову, арт-менеджера и заместителя директора Московского музея современного искусства Алексея Новоселова, кураторов Высшей школы экономики, «Гаража», галереи Sample и других профессионалов. Уже тогда это было достойное, но камерное мероприятие, которое стало стремительно развиваться. Нам было важно, чтобы open-call работал, был действительно эффективным, и в этом году мы собрали 1400 заявок со всей России, причем не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но и из Владивостока, Калининграда, Сочи, Краснодара и других городов. Приятно, что круг профессиональных креаторов расширяется, и мы вместе со всей командой blazar и Sample помогаем им реализоваться в профессии. Сейчас появилось много пространств и компаний, которые также поддерживают молодых художников: это и WIN-WIN – маркет на «Винзаводе», – и платформа bizar.art, и сервис услуг арт-консьержа LOBBY.

С какими вызовами сегодня сталкивается российская арт-индустрии и как вы справляетесь с ними?

Наши художники сталкиваются с проблемами продвижения, менеджмента. С одной стороны, они разбираются в технологиях и могут сами успешно пользоваться соцсетями, с другой – им часто не хватает юридической грамотности, понимания того, как работает интеллектуальное право и что они создают не просто произведения искусства, а реальный, осязаемый продукт. Вместе с Агентством креативных индустрий (АКИ) при Департаменте предпринимательства и инновационного развития Москвы мы провели огромную работу, чтобы креаторы могли получать эти знания, проводим ликбез на blazar, участвуем в различных образовательных мероприятиях и программах, организованных Агентством. Сегодня художники по крайней мере уже стали задумываться о защите своих прав и интересов, и когда им поступает предложение о сотрудничестве, многие не просто отвечают «да» или «нет», а погружаются в детали.

В чем главная идея ярмарки?

Поскольку это не выставка, у нас нет кураторской темы, но есть четкое разделение по секторам: зона галерей, зона независимых художников, которая является приоритетной. Также мы всегда представляем образовательные учреждения – и крупные, такие как «Суриковка», «Строгановка», Высшая школа экономики, Академия Штиглица и «Британка», и локальные – например, московский Институт современного искусства или казанский культурный центр «Смена». Отдельно расположена секция Created in Moscow, организованная совместно с Агентством креативных индустрий, в которой в этом году впервые будут показаны работы диджитал-художников.

Цифровое искусство развивается за счет новых технологий. Нужна ли таким художникам классическая база образования?

Мы никогда не указываем в условиях сотрудничества наличие профессионального высшего образования, но по статистике, у 80% художников, которые сотрудничают с нами и другими площадками, оно есть. Они разбираются в истории искусства, в современном рынке, в художественных методах и живописной традиции. Мне кажется, это важно. Художник – это профессия, которой нужно учиться, где нужно постоянно наполнять себя, и тогда все получится.

Изначально в вашей галерее Sample были представлены работы художников со всего мира. Как сейчас изменилась концепция? Ориентируетесь ли вы на какие-то внешние рынки или полностью сконцентрированы на внутреннем?

Большинство западных художников сейчас отказались от сотрудничества с нами, но честно говоря, мы и не настаивали, потому что приоритетной всегда считали работу с локальным рынком. С искусством в России все в порядке. Когда я посещаю крупнейшие ярмарки и выставки в западных, восточных странах, в Америке или Китае, у меня никогда не возникает ощущения, что мы отстаем или недотягиваем. Уровень художественного поля в нашей стране очень высок, и оно развивается по своим правилам, вне зависимости от внешних обстоятельств. У нас свои законы рынка, о которых, я думаю, лет через 10 напишу книгу, и мы наконец прекратим приглашать западных экспертов, которые будут рассказывать, как нам нужно вести бизнес и выстраивать систему поддержки. Мы способны делать это самостоятельно.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.