Цирк в искусстве: о масках, свободе и закулисье

Разбираемся в этой теме вместе с Адель Левитовой, которая представила персональную выставку «Circus» в музее ART-4.






Тема цирка в творческой практике Адель Левитовой так или иначе прослеживается с самого начала ее художественной деятельности. Сейчас Адель готовит необычный зарубежный проект, в котором образ шапито приобретет новые смыслы и новый вид. А весной этого года художница представила выставку «Circus» в арт-хабе «Тупик» в музее ART4. Адель показала серию из восьми работ, где сосредоточилась на образе циркового закулисья как всеобщей метафоре жизни и личной драмы проживающего ее героя.

 

Именно Адель стала нашим проводником в историю, значение и символизм цирка в культуре и помогла разобраться в том, как современные художники переосмысляют опыт предыдущих поколений в своем творчестве.

Об Адель Левитовой

Цирковое буйство — одна из тем, к которой художники обращались во все времена. Смена масок и ролей стала настолько привычной для нас, что повседневность и торжество праздника порой смешиваются. Такое слияние культуры спектакля и обыденности превратилось в обширное поле для интерпретаций художников.

О выставке «Circus»

Проект олицетворяет «состояние эмоционального предела»: не только негативные чувства, но и эйфорию, восторг, влюбленность. С такими крайностями интересно работать, и в серии «Circus» это безусловно прослеживается. 

 

Адель Левитова обычно пишет картины без эскиза: сразу на холсте. Эта серия оказалась другой, менее спонтанной, более выверенной. Адель создавала ее как продуманный проект: художнице было интересно подойти к процессу более рационально и отследить внутренние переживания, прежде чем выплескивать их на холсты. В результате серия стала «корсетом» Адель Левитовой, который «держал» ее и помогал быть более собранной.

Стилистика серии «Circus»

Стилистически новая серия отличается от предыдущих работ: в картинах преобладают красные и черные цвета. Автор комментирует это так:  

Я решила попробовать работать с минимумом цвета. Для меня это был вызов: лаконично и просто рассказать большую историю.

Цирк как образ

Для меня цирк — это отражение нашего мира в миниатюре. Но больше всего меня интересовало, как ведут себя клоуны: всегда ли они остаются людьми? Какими людьми? Или маски так плотно приросли к нам, что мы теряем свою идентичность.

Эта серия — возможность задать себе вопрос: кто мы? Художница старалась вложить в нее идею о том, как  важно чувствовать свою идентичность и взгляды, а не мимикрировать, подстраиваясь под обстоятельства. «Circus» — проект об искренности. Какие мы, когда снимаем маски и уходим со сцены? Это закулисье. Внутренний мир, где герои могут расслабиться и быть собой. 

Крупный план

Цирковое искусство имеет множество интерпретаций.  Это и комедия дель арте, и «Ледяной дом» императрицы Анны, и явления поп-культуры.

Куратор выставки Виктория Мизиано и художница Адель Левитова о цирке в культуре

Вика: Комедия дель арте позволяла артистам импровизацию, несмотря на то что они выбирали себе амплуа и играли его всю жизнь. И вместе с Адель нам было интересно поразмышлять, где в личной жизни человек может отойти от привычной ему роли и действовать смело, небанально и к чему это приведет.

 

Мне нравится, как Адель рассказывает о последней работе серии «Клоун» (секретное название — «Будь дураком») о человеке, который в реальной жизни примеряет маску «дурачка» и может себе позволить больше раскрыться: как шуту ему больше прощается. 

Адель: Да, он, как юродивый, который может говорить правду, скрываясь за маской немощного. История про маски — она бесконечна. Мы всю жизнь пребываем в каких-то ролях и жонглируем субличностями. И для меня вопрос про маски — это вопрос про искренность. Когда мы в дуальности нашего поведения забываем реальное я. Я стараюсь стремиться к «кристальной чистоте»: быть искренней и быть собой. Потому что быть собой — это роскошь, получить которую невозможно без жертв. 

 

Все знают «Девочку на шаре» Пикассо, а кто еще из художников обращался к теме цирка?

Мне очень нравится серия «Цирк» Марка Шагала, есть замечательные картина «Арлекины» Поля Сезанна.  Очень люблю Джеймса Энсора: он писал людей в масках. Но на момент работы над серией я ни с кем не состояла в диалоге. Сначала я создала «Circus», а потом уже вспомнила про Жана Дюфи, например. У него прекрасные работы.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.