7 глупых вопросов о кино: деньги, плохие фильмы и Тарковский

Отвечают режиссёр и актёр.

Кино – неотрывная часть нашей жизни: мы следим за актёрами, повсюду видим рекламные постеры и покупаем подписки на стриминговые сервисы. Но об индустрии знаем довольно мало. Именно поэтому мы задали самые наивные, но оттого и интересные, вопросы её представителям – режиссёру и сценаристу Михаилу Сабурову и актёру Павлу Власенко.

Почему кино так долго снимают?

Павел Власенко, актёр и автор телеграм-канала ZTM:

Времена, когда Дэвид Линч мучался с «Головой Ластиком» больше 5 лет, а Роберт Родригез тестировал на себе медикаменты, чтобы заработать 7000 долларов на плёнку и лампы для камеры, уже прошли. 

«Пилу» сняли за 18 дней. Сейчас есть фестивали, куда подают фильмы, снятые на айфон – можно справиться ещё быстрее. 

В картинах марвеловского масштаба съёмочный процесс внушительнее из-за хронометража и обилия персонажей. Однако он короче, чем время на пре- и постпродакшн. В Голливуде при подготовке к съёмкам всё продумывается до малейшей детали, чтобы на площадке справиться за 1–2 дубля. Если ты, конечно, не садист-перфекционист Финчер, которому нужно 100.

Трейлер к фильму «Пила»

Миша Сабуров, сценарист, режиссёр и автор телеграм-канала That’s a Wrap!:

В США, в среднем, на препродакшн полнометражного фильма уходит 1–2 месяца, 3–4 недели занимают съёмки и 3–6 месяцев – постпродакшн. Но от идеи до показа на фестивале может пройти 5 лет, если не больше.

Написать хороший сценарий, а потом убедить кого-то дать на него миллион долларов – не так просто. Мартин Скорсезе не мог снять «Молчание» 28 лет, а он Мартин Скорсезе.

Трейлер к фильму «Молчание»

Почему кино такое дорогое?

Миша Сабуров

Если взять две двухметровые алюминиевые трубы и наклеить на них этикетку «кинооборудование» – они подорожают в 10 раз. Это, конечно, шутка, но кино – и правда закрытая экосистема, которая функционирует по своим правилам. 

Техническое оснащение стоит дорого, но у него есть потолок: фильмы с бюджетом в 15 миллионов и в 150 используют одни технологии, а смета растёт за счёт актеров и основных лиц вроде режиссёра или сценариста. Если Том Круз практически гарантировано принесёт десятки миллионов выручки, почему он должен мало получить?

Кадр из фильма «Миссия: невыполнима 3»

В США производство контролируется гильдиями, которые рассчитывают ставки съёмочной группы в зависимости от общей сметы. Актёр малобюджетного фильма в роли доктора, зачитывающего диагноз герою, в день заработает минимум 335 долларов, а на высокобюджетном – хотя бы 1000. При этом ни актёр, ни роль не меняются. 

В этом и задача гильдии – следить за ценовой политикой. В кино умеют считать деньги и редко за что переплачивают.

Над фильмами и клипами работает большая команда. Когда снимается откровенно плохое кино, неужели никто в процессе этого не понимает?

Миша Сабуров

Задаю себе этот вопрос с каждым заваленным мной проектом. 

Представьте, что вы работаете над идеей 5 лет. Вы знаете её от и до, и в вашей голове каждая строчка в сценарии – отдельная история. В какой-то момент перестаёшь понимать, как материал видит зритель. Важно сохранить свежесть: прислушиваться к команде. 

Отдельно взятые сцены, даже хорошие, не обязательно складываются в цельный фильм. Единственная аксиома: если сценарий говно, то ни один режиссёр его не спасёт. 

Павел Власенко

Если после читки сценария фильм кажется эпичным фейлом, он всё ещё может быть спасён. Всё решает режиссёр и его видение. В комедиях многое не работает на бумаге и должно воплотиться в жизнь.

В клипах и рекламах часто выручает монтаж. Однажды я снимался для музыкальной группы, чьё название даже стыдно произносить. 12 часов съёмок под их песню выглядели крайне несуразно. Волшебное «we’ll fix it in post» сделало всё хотя бы смотрибельным благодаря динамике и эффектам.

Что делать, если на площадке озаряет, что всё плохо и вообще режиссёр – дурак?

Павел Власенко

У актёров такого не бывает. Я не чувствую ни голода, ни усталости, ни травм (например, после сцен драки), пока нахожусь в кадре или на сцене. Когда выходишь из образа, на тебя накатывают все вышеупомянутые проблемы.

Режиссёр может и дурак, но если ты профессионал, то должен просто делать своё дело. Актёры калибра Эдварда Нортона подолгу общаются с режиссёром и до, и во время съёмок, обсуждая каждую сцену, чтобы сделать фильм лучше.

Миша Сабуров

Главное не считать сколько денег сгорает каждый день, пить больше жидкости и кому-нибудь молиться. 

Продакт плейсмент – это хорошо или нет?

Миша Сабуров

Хорошо, если это именно «плейсмент», а не крупный план банки Nescafe. В реальной жизни на одной лишь кухне нас окружают десятки брендов. Почему у героев фильма должно быть иначе? 

С финансовой точки зрения можно вернуться к первому вопросу: убедить кого-то дать деньги на проект – очень сложно. Все средства хороши.

Трейлер к фильму Product Placement World

Как актёры устраиваются на работу? Кому надо понравиться?

Павел Власенко

В эпоху социальных сетей наработать связи стало легче. Можно установить «холодные» контакты с кастинг-директорами, продюсерами и художественными руководителями, отправив им резюме и актёрскую визитку на почту или в личку. Появился Сlubhouse (уже исчез), где можно познакомиться с киношниками.

Важно ходить на мастер-классы, тренинги, питчинги и открытые кино-тусовки: это «тёплые» контакты, они эффективнее. Сами мероприятия полезны и прокачивают тебя как актёра. Это профессия, где учёба никогда не заканчивается.

Почему Тарковский – гений?

Павел Власенко

Он личность и автор, на почерк которого не могла повлиять ни советская цензура, ни критика. Его перфекционизм граничил с безумием. На постановку и съёмку одного кадра мог уйти день.

Покраска травы для сцены может вызвать недоумение, а сожжение коровы – осуждение. Но то, что его фильмы будут обсуждать и через 100 лет, не вызывает сомнений.

Архивная кинохроника из Российского Государственного архива кинофотодокументов.

Миша Сабуров

Гениальность часто связана с травмой и страданием. Тарковский смог переложить это в форму кино уникальным способом. И не один раз, а на протяжении всей карьеры. 

Вообще, «гений» – что-то посмертное и даже случайное. Я бы скорее относился к нему как к мастеру.

Кадр из фильма «Солярис». Режиссер Андрей Тарковский. 1972 год

подписка на журнал
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку, чтобы всегда оставаться в курсе новостей искусства и моды