Картинка

12 выставок, с которыми нужно встретить осень

Мистические фотографии, русский импрессионизм и соединение искусства с наукой.

«Джефф Коуэн. Фотографии» в МОММА

Первая в России персональная выставка американского фотографа Джеффа Коуэна состоит из чем более 170 работ. Среди них встречаются размытые и туманные кадры, абстрактные коллажи, сумеречные пейзажи и другие произведения, которые показывают творчество Коуэна во всём разнообразии. 

Стилю фотографа свойственны безвременность и незавершенность: в снимках часто встречаются росчерки, пятна и замятие бумаги. Также в произведениях Коуэна нередко видно эхо абстрактного экспрессионизма и наследование герметизму алхимических практик.

Источник: Instagram @mmoma

При создании кадров автор использует собственные уникальные техники работы с материальной поверхностью снимка и с непреклонным эстетизмом обращается к археологии онейрического, к теневым образам потусторонних пространств, руинам и миражам. В итоге получаются уникальные снимки с почти сверхъестественным свечением и эстетикой пьес Генрика Ибсена или рассказов Джеймса Джойса. Благодаря многочисленным экспериментам фотографа его работы создают незабываемое впечатление.

Где: ул. Петровка, 25

Когда: с 1 сентября до 24 октября 

«Уроборос» в галерее JART

Основой проекта стал один из древнейших символов – Уроборос – змея, кусающая свой хвост. Художникам предложили свободно проинтерпретировать этот знак в контексте начала и конца, хаоса и порядка, разрушения и созидания.

«В своем проекте мы руководствуемся идеей, что жизнь любому загадочному символу и эмблеме создает контекст интерпретации. Мы пригласили команду художников. Каждый из них создает не памятник эмблеме, хорошо прорисованной в сборниках барокко, а ситуацию на тему: что случилось с фрагментом Вселенной, где поработал Уроборос. В целом создается лаборатория. И каждый в ней занят поисками собственного хвоста циркулирующих идей», – прокомментировал куратор экспозиции Сергей Хачатуров.

Источник: Instagram @jartgallery.art

В итоге получилось множество вариаций одного символа от совсем юных художников до мэтров современного искусства, среди которых – Евгений Дудников, «ЕлиКука», Владимир Карташов, Ирина Корина, Таня Пёникер и многие другие.

Где: 3-я ул. Ямского Поля, 9

Когда: с 3 до 26 сентября

«Aurea Saecula» в галерее «Триумф»

В своей новой персональной выставки Владимир Карташов продолжает исследовать сетевую культуру и эстетику новых игровых пространств, которые активно изучал в своём творчестве и до этого. Однако если раньше художник создавал проекты на основе персонажей компьютерных игр, то теперь автор обращается к социальным сетям и комбинирует онлайн и офлайн миры. 

В новом проекте Картошов создаёт собирательные образы пользователей цифрового пространства с их неизменной атрибутикой: длинными ногами, наушниками AirPods, брендовой одеждой и смартфонами. Это помогает художнику выстроить особую визуальную систему и транслировать актуальную повестку. 

В работах Карташов смешивает нарочитую современность с культурными традициями, поэтому на холстах зритель видит множество техник: от древнерусской иконописи до лубочной декоративности. Смешение деталей из различных эпох передаёт свойственную современности информационную перегрузку и частоту смены визуальных импульсов. Также это размывает временные границы и создаёт единое пространство различных культурных кодов, в котором бессмысленны разделения. 

Источник: Instagram @triumphgallery

Где: ул. Ильинка, 3/8с5

Когда: с 4 по 25 сентября

«Живое вещество» в Новой Третьяковке

Новая Третьяковка совместно с Политехническим музеем и галереей «Триумф» представляют групповую выставку «Живое вещество», в которой представлены более 300 произведений 55 художников из России, Дании, Франции, Швеции, Финляндии, Италии и других стран. В экспозиции представлены произведения, выполненные в различных техниках и жанрах: иммерсивные объекты, скульптуры, фотографии, видео- и звуковые инсталляции.

Для выставки были отобраны работы, в которых развивается философская концепция Вернадского. В ней биосфера представлена как «живое вещество» – «вся общность организмов, растительных и животных, в том числе и человека».

Авторы, чьи работы стали частью экспозиции, отрицают антропоцентризм и дуализм человека и природы, живого и неживого, активной силы и пассивной материи. В произведениях творцы объединяют научные исследования и художественное творчество, интерес к традиционным практикам и новым технологиям, рациональность и интуицию. 

Источник: Instagram @tretyakov_gallery

Искусство даёт зрителям возможность стать обитателями малознакомой среды, получить принципиально новый для человека опыт. Представленные на выставке произведения позволяют посмотреть на мир с позиции подземных обитателей, спустится на самое дно океана, проникнуть в микромир невидимых обычным зрением существ и посмотреть на ландшафт с высоты птичьего полета.

Где: Крымский Вал, 10

Когда: с 4 сентября до 10 октября

«Ближе к смыслу» в МАММ

Выставка «Ближе к смыслу» посвящена памяти классика российского современного искусства Никиты Алексеева, которого не стало 26 марта этого года. Выполняя последнюю волю художника, кураторы постарались максимально актуализировать его работы.

Творчество было для автора способом материализовать эфемерное время. Рисунки Алексеева, которые он создавал каждый день, – это единицы личного временного потока художника. 

Источник: Instagram @mamm_mdf

Важно, что Никита Алексеев был художником и писателем. В его творчестве невозможно отделить разные виды искусства друг от друга. Художник свободно цитировал в своих работах произведения мировой культуры – от древних японских мудрецов до Джона Кейджа. Такое жонглирование смыслами, формами слов и их нелинейными связями с изображением носили для автора принципиальный характер. Несводимость мира к единой универсальной системе – мысль, фундаментальная для Никиты Алексеева как художника и писателя. 

Где: ул. Остоженка, 16

Когда: с 4 сентября до 15 ноября

«Солнечная система» в Cube Moscow

Персональная выставка художницы и писательницы Кристины Ятковской представляет собой красочную попытку систематизировать непостижимое и невесомое – Солнечную систему, в которой находятся все ныне живущие люди. Художница старается запечатлеть бытие, космического лоскутного одеяла и сонной красоты жизни. 

В работах девушка стремится приравнять небесные тела к простому цвету, геометрии, градиенту, звуку. Она представляет планеты как шутки, как цитаты, как песни и указательные знаки, как всплески цветов и надежды. Однако, в конечном итоге, все эти поиски жизни за пределами Земли оказываются таким человечным поиском себя и возвращение к себе, ведь глядя в веселую бездну, люди глядят в зеркало, и каждый глаз – телескоп, каждый глаз – мир.

Источник: Instagram @c.jatkowsky

Где: ул. Тверская, 3

Когда: с 5 до 28 сентября

«Виталий Пушницкий. Gap» в галерее pop/off/art

Персональную выставка Виталия Пушницкого «Gap» – это развитие размышлений художника о восприятии мира после смерти, о состоянии, которое есть лишь разрыв, зазор, промежуток между формами и типами пребывания сознания. В экспозиции начинается большое высказывание автора о понятиях абстракции, о возможностях визуального, а также об особом опыте человека, который нельзя заранее прожить, но лишь помыслить.

В своих новых работах Пушницкий меняет живописную пластику узнаваемого авторского языка: теперь он фокусируется на работе с цветовой палитрой, создает колористические градиенты, обращаясь к японской ксилогравюре. Художник оставляет только цвет, отказываясь от сюжетной линии и героев, оставляя лишь фон, окружение, сцену без действующих лиц. В работах, однако, есть наблюдатель, но он находится снаружи, бестелесно, как некий авторский голос за кадром. 

«Все наши мысли о реальности связаны с тем, что мы имеем физическое тело. Оно является точкой отсчета. Как только мы его потеряем, весь мир для нас станет абстрактным. Возможно, это будут поля, пространства, периоды…» – пишет художник. 

Источник: Instagram @popoffart

Где: 4-й Сыромятнический пер., 1/8с6

Когда: с 7 сентября до 16 октября

«Коралловый остров: секс на пляже» в музеи АРТ4

Новая выставка АРТ4 покажет пополнившееся за последние два года собрание музея. В названии экспозиции не просто так упоминаются кораллы: это метафора разрастания коллекции, которая обогатилась новыми именами и заселилась свежими художественными полипами.

Источник: Instagram @art4museum

Выставка вместе со зрителями пытается понять, какие современные авторы уже успели стать классиками, а какие нет. Для этого посетителям представляют коктейль разных художников: молодых, старых, живых, мертвых, нонконформистов, модников, восходящих звезд. Всего на экспозиции представлено более 80 работ, среди которых будут произведения Эрика Булатова, Анатолия Зверева, Виктора Пивоварова, Дмитрия Краснопевцева и других.

«Изначально обновление коллекции музея мы планировали показывать каждый год. Для меня важно делать такую выставку, чтобы остановиться и взглянуть на разрастание коллекции, что купил, как сочетаются работы между собой, накупил ли говна», – комментирует выставку директор музея Игорь Маркин.

Источник: Instagram @art4museum

Где: Хлыновский тупик, 4

Когда: c 7 сентября до 28 октября 

«А судьи кто?» в Музеи AZ

На трёх этажах Музея AZ зрителям предстоит увидеть работы признанных звёзд российской арт-сцены. Посетителей ждут абстракции Владимира Наседкина и запредельные фигуры Гриши Брускина, ранние метафизические композиции Франциско Инфанте и виртуальные структуры Платона Инфанте, футуристические образы Сергея Шутова и видеоинсталляцию Аристарха Чернышева и многое другое.

Источник: Instagram @az_museum

Все эти произведения не просто так были собраны в одном месте: их объединяет пересечение с творчеством советского авангардиста Анатолия Зверева и в тоже время поиски ответов на актуальные вопросы. В своё время работы Зверева были глотком свежего воздуха среди советской повседневности. Возможно, современный зритель увидит в творениях сегодняшних авторов, которые вдохновлялись творчеством советского авангардиста, нечто подобное и сможет погрузиться в уникальный художественный мир.

«У каждого из них точно есть одна черта, она же – точка пересечения с легендарным авангардистом (Зверевым). Черта эта – личная и творческая независимость. И каждый из них создал свой уникальный художественный мир и существует в своей тщательно выстроенной системе координат. И мир каждого столь интересен, убедителен, а в некоторых случаях, и пленителен, что привлекает и завораживает и знатоков искусства, и неискушенных зрителей», – пишет куратор выставки Полина Лобачевская.

Где: 2-я Тверская-Ямская ул., 20-22с2

Когда: с 9 сентября до 10 октября

«Зеркало без памяти» в «Гараже»

Впервые в России пройдёт выставка немецкого художника Томаса Деманда – одного из самых значимых фотографов последних десятилетий. Автор прославился необычным процесом создания произведений: он берёт изображения событий из прессы и других источников, затем воспроизводит эти сцены в реальном масштабе из картона и бумаги, фактически создавая скульптуры, после чего фотографирует их и разрушает.

Экспозиция объединяет работы художника 1991–2021 годов, причём последний цикл создан специально для «Гаража» и посвящён истории Эдварда Сноудена. Выставка занимает два этажа и представляет собой сложную систему отражений реальности и наших представлений о ней, которые часто регулируются ненадежностью памяти, общими конвенциями относительно тех или иных событий или субъективными переживаниями.

Внизу расположены работы, посвящёные осмыслению идей макетности и модели, которые являются основой искусства Деманда. Эту часть художник готовил взаимодействуя с архитекторами. Благодаря этому автору удалось всесторонне изучить модель, её жизненные циклы, внутреннюю динамику и режимы синхронизации с физической реальностью.

Над работами для второго этажа Деманд трудился, находясь в диалоге с творчеством немецкого режиссёра Александра Клуге. По этой причине первое, что увидит зритель на верхнем уровне, – подвесные конструкции-кинотеатры с фильмами немца, которые являются видеоинтерпретациями трёх работ Деманда: «Хранилище», «Пять глобусов» и «Руина».

Томас Деманд. Инкубатор. 2020. Источник: архив пресс-службы

Где: ул. Крымский Вал, 9, стр. 32

Когда: с 10 сентября 2021 до 30 января 2022

«Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924» в Музеи русского импрессионизма

Выставка-исследование посвящена крупнейшему в США показу русской живописи, скульптуры и графики, который проходил в 1924 году на одной из самых престижных площадок Нью-Йорка – в Большом Центральном дворце в центре Манхэттена. Тогда на ней были показаны более 1000 работ, которые представляли уникальный срез русского искусства первой четверти XX века. Спустя почти сто лет посетители увидят более 70 знаковых работ из музейных коллекций и частных собраний России и мира.

Со временем работы были рассеяны по разным странам, чтобы собрать хоть часть произведений вместе потребовалось провести почти детективное исследование. Кураторы больше года разыскивали полотна по разным музеям мира. Подтвердить участие того или иного холста в американской выставке помогли сотни архивных документов, каталогов аукционных торгов, консультации с музейными хранителями, а также переговоры с коллекционерами и сотрудниками аукционных домов. Значительную роль в подготовке проекта также сыграли газеты и журналы.

В итоге удалось собрать огромную экспозицию из работ Льва Бакста, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой и других художников из собраний музеев и галерей всего мира.

Источник: Instagram @rusimp_museum

Где: Ленинградский просп., 15, стр. 11

Когда: с 16 сентября 2021 до 16 января 2022

«Ксения Хауснер. Правдивая ложь» в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Пушкинского музеи

На выставке будет представлено 30 живописных произведений Ксении Хауснер, а также ряд фотографий, созданных художницей в ходе подготовки к написанию картин. Тема экспозиции – роль женщин в искусстве – совпадает с одной из ключевых тем творчества художницы. Действие большинства полотен автора происходит в некой альтернативной реальности, где доминируют женщины, которые и становятся главными действующими лицами. 

«Моя вселенная – женская. Женщины – ключевой элемент в моем творчестве, в моих произведениях они выступают как представители всех гендеров. Я работаю над общечеловеческими темами с женским актерским составом», – говорила Ксения Хауснер.

Отдельно отметим, что живопись Хауснер оказывает глубокое воздействие не только на визуальном, но и на эмоциональном уровне. Каждого зрителя захватывает драматургия очень глубокого и личного контакта между персонажами полотен. Художница стремится точно передать эмоции героев картин: девушку волнуют душевная близость, привязанность, любовь и забота, которые испытывают изображённые ей люди. Это делает творчество Хауснер актуальным в сегодняшнем мире, где не утихает пандемия, продолжаются глобальные и локальные конфликты, возникают новые и новые потоки беженцев. 

Где: ул. Волхонка, 14, стр. 6

Когда: с 28 сентября 2021 до 16 января 2022

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.