Картинка

Студия Stain: «Процесс сложного творческого бытия становится необходимым»

Медиахудожники студии Stain о концерте в Черноголовке.

28 октября в Черноголовке пройдёт концерт студии Stain – известного дуэта медиахудожников Сергея Титова и Александры Гавриловой, участников международных выставок и фестивалей: от Эрмитажа и ММОМА до московского «Круга Света» и Fulldome Festival (Йена, Германия). Ребята курировали резиденцию фестиваля Signal, обучали медиаискусству студентов креативных лабораторий крупнейших корпораций. 

Фото: студия Stain

В Черноголовке Сергей и Александра проведут необычный концерт, посвящённый ноосфере. Событие организует Центр Art & Science Университета ИТМО и Центр ЗА АРТ и Центр городского развития Черноголовки в рамках Лаборатории Науки и Искусства. Накануне концерта специально для ART FLASH Анастасия Петракова поговорила с художниками.

Сергей, Саша, расскажите о жизни студии Stain за последний год. Какой была область ваших исследований? Над чем работали?

Сергей и Саша: В 2023-м году у студии Stain получилось много работать с медийной средой. Для выставки, посвящённой юбилею футбольного клуба Зенит, мы создали интерактивную инсталляцию «Метахрон». Это была проекция про межвидовую интеграцию на тему «человек-общество-природа». В пространстве ЦЕХ в Нижнем Новгороде, в рамках выставки Mediatorium, представили инсталляцию MIMPI v3 (mimpi в Индонезии означает «мечта») – абстрактную интерактивную картину для одновременного участия зрителей. Двигая смартфон, можно было создавать в проекции аудиовизуальные фигуры. Мы также отыграли на московском фесте ELEKTRO KARDIOGRAM 1.0. Более объёмным по медиа составляющей стал, конечно, проект для резиденции фестиваля Signal, которую мы курировали в этом году. За две недели до фестиваля мы встретились с участниками в Москве, чтобы поработать в студии на Дизайн-заводе Флакон, а за неделю переместились в Никола-Ленивец. Под нашим кураторством восемь музыкантов и видео-художница IULA ALUI создали арт-проект «Следующая дверь».
Вообще, мы довольно часто участвуем в проектах как эксперты в области медиаискусства. Например, симпатичная история получилась с Креативными лабораториями Зенит, с экологической темой. Экологи, музыканты, люди разных профессий разработали медиаинсталляции, и пять лучших проектов потом были представлены на выставке «Ход природы» в Центре Art & Science ИТМО. Наконец, мы сделали новый аудиовизуальный концерт в Санкт-Петербурге — «Плотность воды. Нева». Это некое посвящение поэтическому образу реки Петербурга. Сейчас для Черноголовки мы подготовили концерт на тему «Слушание Ноосферы». Всё это сильно погружающие процессы.

В описаниях к вашим проектам указано, что вы исследуете свойства восприятия, используя алгоритмические и интерактивные методы. Как ваше искусство влияет на восприятие? 

Сергей: Восприятие представляется нам основным инструментом человека, так мы формируем свое представление о действительности. Это, конечно, про осознанность выбора, про ценности и другие ментальные конструкции, абстрактные понятия и мотивацию, про общество в целом и про персональный опыт. Находясь в процессе поиска стиля, ощущения, настроения и смысла и, далее, создания новой работы, получаешь эффект трансформации своего представления. Это позволяет достичь инсайтов. Поэтому процесс сложного творческого бытия становится необходимым, интересным и ценным сам по себе.


Саша: Исследование происходит и во время работы над проектами, и когда мы непосредственно создаем алгоритмы, звуки и комбинируем их, исследуем, какие это вызывает ощущения у нас самих. Интересно сравнить, как воспринимает образ и звук каждый из нас, как воспринимают зрители. Самые базовые аспекты – скорость, ритм, фокус внимания – могут ощущаться по-разному. И это здорово фиксируется в работе с  абстрактными медиа. Параметрическое произведение (там, где мы как художники играем с параметрами), которое создаётся в реальном времени, позволяет наблюдать за своим восприятием. Отслеживать его.

Можете рассказать какие-то самые интересные примеры обратной связи от зрителей, которые приходили на ваши концерты/перформансы?

Сергей: Обычно связь у зрителей происходит с самим произведением, а авторы всё-таки остаются в стороне. Это связано с формой произведений, мы работаем с цифровым искусством, а это означает некую опосредованность изначально.

Но приятно видеть, что временами работы воспринимаются как чудо наяву. Порой задуманное инсталляционное пространство работает, начиная от страницы сайта, где про него рассказывается, а продолжается уже где-то под дождём, в который из зала выходят зрители.

Совсем скоро вы проведете аудиовизуальный концерт в Черноголовке. Это будет ваш первый визит в город?

Саша: В Черноголовке мы были на фестивале астрономии «Тушите свет». Город, как многие интеллектуальные центры, радует определённостью взглядов у жителей, проверенностью реальности, если можно так сказать. Черноголовка — город приятный и уютный. Тот случай, когда скромность украшает.

Цифровое и генеративное искусство – как будто бы неочевидное направление для жителей вне столицы. Во многих городах, даже наукоградах, выставки современного искусства не проводятся вообще. Расскажите, пожалуйста, какие у вас в связи с этим ожидания? 

Сергей: Современное искусство – единственно возможное. К таковому я отношу всё, что делается в этот момент времени авторами. Жостово, Гжель, концептуальные зины молодых авторов и контент ярмарки Cosmoscow – всё видится мне актуальным культурным ландшафтом. А уже авторский выбор и культурные предпочтения зрителей формирует этот пейзаж. 
Саша: С доступом в интернет можно узнавать о современном искусстве из любой точки планеты, если интересоваться. Мне кажется, зрителю из небольшого города как раз будет понятно то, что мы делаем, потому что ближе природа, меньше суеты, и ритм способствует медленному восприятию. Конечно, здесь важно сообщество, места, событийность. Поэтому очень радостно, что в Черноголовке будет проводиться Лаборатория Науки и искусства. 

Почему ноосфера? Можете максимально просто объяснить тему концерта?

Тема ноосферы возникла спонтанно, она словно сама выпала из Ноосферы этим летом. Ноосфера – это концепция с высокими идеалами и ставками про глобальное сосуществование и принципы такой возможности, про гармонию в современности, про цели и средства, про желания и понимание, про способность видеть невидимое но важное. Теорию Ноосферы описал учёный и философ Владимир Вернадский, который был одним из первых, кто предложил смотреть на планету как на глобальную комплексную экосистему. Важным свойством Ноосферы является глубокая взаимосвязь человека, природы и Космоса. Эта концепция кажется нам очень близкой.

Довольно много современных художников сейчас работают с экспериментальными формами синтеза искусств, в этом плане интересно следить, например, за фестивалем медиаискусства НУР в Казани. Расскажите, за кем следите вы? 

Сергей: Я не то чтобы слежу. Для меня существуют некие параллельные миры: когда вдруг видишь, что кто-то сделал нечто новое, но такое, о чём как будто думал и ты сам. Это, кстати, одно из свойств Ноосферы как некоего мира идей, в котором происходит взаимный обмен данными – невербальный, через высокочастотные чувства. Думаю, советовать особенно не стану – каждый может найти себе то, что ему важно.

Саша: Мне нравится видеть работы художников как зрителю, случайно оказываясь на выставках и фестивалях. Важно ценить произведения, которые глубоко отзываются внутри нас, потому что тренды итак окажутся на виду.

Если бы у вас была неограниченная возможность в средствах и шанс сделать проект/перформанс в любой точке мира, что вы хотели бы воплотить?

Сергей: Обычно именно так и происходит. Возникает некая точка в пространстве- времени, в которой прикладываются неограниченные усилия, чтобы сделать проект. Это мы и делаем!

Саша: Мне тоже кажется, что жизнь дает нам возможности воплощать идеи. Сейчас хочется систематизировать опыт и более серьёзно заниматься студийной работой.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.