Картинка

Поддержка через переосмысление старинных традиций: Ольга Сизой о благотворительном проекте в «Кривоколенном 9с3»

Французская благотворительная традиция в новогоднем антураже московского ресторана.

24-го декабря в ресторане «Кривоколенный 9с3» состоялось благотворительное арт-застолье под кодовым названием XXS Xmas. Здесь гости смогли увидеть новую интерпретацию французской традиции «королевских пирогов» galettes des rois авторства Ольги Сизой. Творчество художницы сфокусировано на миниатюрах и игре масштабов. 

Сейчас Ольга базируется во Франции. Именно там в арт-резиденции в Лиможе под руководством Даниила Андропова художница создала миниатюрные керамические скульптуры, которые, по французской традиции, были спрятаны в «королевские пироги» от Кривоколенного. 30% заработанных средств от продажи пирогов и фигурок были перечислены в фонд Ночлежка. Мы поговорили с Ольгой и узнали о её творчестве, планах, связанных с участием в благотворительных проектах и процессе подготовки мероприятия в Кривоколенном.

Источник: ART FLASH

Расскажи, пожалуйста, немного о своём творчестве. 

Изначально я архитектор и художник-постановщик. Я закончила кафедру жилых зданий в МАРХИ, а также училась на театрального художника у Дмитрия Крымова на режфаке в ГИТИСе. Когда я делала архитектурный диплом, я начала работать как ассистент сет-дизайнера с Настей Дюковой. Мы работали, например, для Vogue, очень многих артистов и журналов. Тогда я узнала, что такое сет-дизайн. Для меня это было одновременно и про создание пространства и про съёмки, что-то более театральное. Можно сказать, что жизнь сама подтолкнула меня заниматься сет-дизайном. Сначала я делала обычный сет-дизайн. Потом мои на тот момент коллеги узнали, что я люблю макетирование. И только в прошлом году я поняла, что хочу сфокусировать своё внимание именно на этом.

Получается, что ты начинала как театральный художник?

В 16 лет я поступала в ГИТИС, но это было, скорее, ради того, чтобы посмотреть как работают театральные художники. Потом я попросила, чтобы мне разрешили ходить вольнослушателем. Я одновременно училась в Гитисе и в МАрхИ, но в театре никогда не работала.

А как ты пришла к макетированию? 

Когда год назад я начала заниматься макетированием, мне показалось, что это очень органично для меня, и я стала использовать его как основной инструмент. Плюс ко всему, в тот момент я осознала, что мой папа в детстве сам делал мне игрушки, и по сути макетирование было его хобби. Я с детства наблюдала за работой папы, но только сейчас поняла, что вообще-то всегда этим увлекалась. Можно в шутку сказать, что это наш семейный бизнес.

Идея названия бренда, посвящённого макетированию, пришла ко мне после прочтения книги Рема Колхаса «S, M, L, XL», которая рассказывает о разных размерах архитектуры. Из-за того, что я делаю супер маленькие вещи, я и решила назвать свой бренд «XXS».

Источник: официальный сайт Ольги Сизой

Какой смысл ты вкладываешь в свои работы?

Я никогда не продумывала свой artistic statement, но мне кажется, это считывается на чувственном уровне. В игре масштабов часто есть смысл, который может быть понятен только интуитивно. Я не всегда хочу что-то объяснять, потому что мне кажется, что люди классно по-своему интерпретируют работу. Миниатюры хорошо работают на восприятие человека, все любят либо очень большие объекты, либо очень маленькие, и в этом всегда есть второй смысл – секретное желание или воспоминания, просто что-то трогательное или архивация чего-то. Смысл всегда считывается по-разному, но при этом есть и какое-то общее чувство, которое присутствует на физическом уровне. 

В каких социальных или благотворительных проектах тебе бы хотелось поучаствовать?

Мне кажется, что создание миниатюр очень близко детям. Я также снимаю тиктоки и рилсы, а тикток – по сути, тоже для детей, потому что у него большая подростковая аудитория. Я не задумывалась о благотворительной деятельности, как о какой-то стратегии, но она сама начала складываться. Например, сейчас я переехала во Францию, где познакомилась с Ириной Мартыненко. Она рассказала, что там очень мало мероприятий или развлечений для детей. И тогда мне показалось, что было бы здорово сделать для детей воркшоп.

Сейчас я занимаюсь макетированием, так как это очень интересует меня в моменте, но глобально следующая ступень, которой мне бы хотелось заниматься – это образование. Мне кажется, что у меня уже есть классная база знаний. Мне очень повезло с преподавателями и учителями, ценный опыт работы и общения с которыми я тоже могу передать.

Сегодня для художников существует множество резиденций, образовательных инициатив, мероприятий, связанных с благотворительностью. Мне бы тоже хотелось заниматься чем-то подобным в дальнейшем, потому что именно в этой деятельности я чувствую ценность. Самоцелью становится не реклама, а образование и создание воркшопов. Во Франции это, возможно, получится реализовать с Центром Помпиду. Но конечно, мне бы хотелось заниматься подобной деятельностью и в России, потому что это именно то, в чём я могу быть здесь полезна.

Что благотворительная деятельность даёт художнику, человеку искусства?

Из-за того, что сейчас существует очень много ограничений по поводу высказываний или того, что ты можешь транслировать, благотворительность становится той минимальной частью, через которую можно функционально работать. А ещё благотворительность даёт возможность делать что-то не как коммерческий проект. Мы создавали стол в Кривоколенном как акт благотворительности, помощи людям. В данном случае, мне кажется, что благотворительность становится частью месседжа, который художник хочет передать.

Почему вы выбрали именно традицию с королевскими пирогами для мероприятия в Кривоколенном?

Во Франции, как оказалось, люди очень любят миниатюры, у них вообще много макетов. Само слово «макет» произошло от французского «maquette». Французы всегда рассказывали мне о традициях, связанных с миниатюрами. Например, про игру на пляже с миниатюрными велосипедистами или о том, как дети строят треки из песка, что тоже отчасти является макетированием. Тогда я подумала, что постоянно делаю макеты из бумаги, а мне бы хотелось попробовать поработать с другим материалом. 

Так я познакомилась с художником Даниилом Антроповым, который преподаёт в институте в Лиможе. Он предложил приехать к нему и что-то слепить. Изначально мне хотелось сделать какой-то большой макет, но Даня рассказал про французскую традицию с миниатюрными фигурками в пирогах, которая соблюдается во Франции с 6-го на 7-е февраля в День Богоявления. В этот день принято делать пожертвования и собираться за семейным столом. На французских маркетах часто можно увидеть маленькие фигурки, но я даже не вдавалась в подробности, что это такое. Предложение Дани попробовать сделать оммаж на французскую традицию мне очень понравилось. 

Когда ты приезжаешь в другую страну, то начинаешь сравнивать себя с новой средой и пытаешься приложить свои умения к этому месту, найти точки соприкосновения. Тогда я подумала, что здорово поработать с традициями нового для меня места. Спустя время эта работа уже приобрела дополнительный смысл с благотворительным актом и добавлением кулинарной части. 

Источник: личный архив Ольги Сизой

Как к проекту присоединился Кривоколенный 9с3?

Я хотела реализовать этот проект к Рождеству. Когда я приехала в Москву, моя подруга Маша Виноградова планировала сделать коллаборацию с Кривоколенным, но проект перенесли. У меня же уже всё было готово, и тогда Кривоколенный предложил мне сделать мероприятие с ним в декабре. Ресторан тоже был заинтересован в этом проекте с точки зрения кухни и создания пирогов. Я думаю, что было бы здорово повторить подобное мероприятие во Франции в следующем году, так как я получила большой отклик от французских коллег и друзей. 

Как проходила коллаборация с фондом Ночлежка?

Ночлежка – это фонд, оказывающий помощь бездомным, которые оказались на улице из-за семейных конфликтов, мошенничества, потери работы и проблем со здоровьем. Изначально традиция с французскими «королевскими пирогами» или galettes des rois связывалась с оказанием помощи беднякам и бездомным: то есть мы буквально соблюли все правила традиции. 

Какие скульптуры были представлены на мероприятии?

Всего было представлено более 100 скульптур. По традиции изначально запекали бобы, потом делали фигурки, в которых начали появляться библейские мотивы. Сначала я лепила все скульптуры сама. Позже мы решили сделать микс из новых и старых  скульптур, которые я приобрела в Лиможе на винтажном рынке. Все фигурки обжигались в бисере по технике Дани Антропова. Благодаря этому они получились под таким стеклянным соусом и стали похожи на что-то съедобное. 

Источник: личный архив Ольги Сизой

По традиции кто-то должен стать Королём фортуны. А что это значит?

Во Франции происходит так: пирог в форме короны запекается 6-го января, а затем разрезается на части по количеству членов семьи, в одной из которых спрятана фигурка. Есть версия, что куски пирога в семье распределяет ребёнок. Тот, кто находит фигурку объявляется Королём фортуны, и ему даже вручается корона.

Источник: личный архив Ольги Сизой

Получилось ли у тебя стать Королём фортуны в конце вечера?

Нет. Мы решили, что я не буду участвовать, чтобы мне не попалась фигурка, хотя я попробовала кусочек пирога.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.