Картинка

Пацифик и кисть: как искусство спасает мир

Антивоенные выступления художников всей планеты. 

Антивоенные выступления художников всей планеты. 

Искусство и война – противоречащие друг другу понятия: искусство превозносит этот мир и человеческую жизнь, а война лишь уничтожает, не оставляя за собой ничего, кроме пепла и разрушений. С момента своего появления искусство влияет на общественное мнение, в том числе на мнение политиков: все творческие люди прекрасно понимали свои возможности и умело этим пользовались, поэтому часто посредством своих работ они пытались убедить людей в том, что войны не допустимы.

ART FLASH разобрали свои арт-архивы, чтобы показать вам созидающую, а не разрушающую силу искусства. Но способна ли она остановить войны?

Антивоенные высказывания на полотнах

Множество всемирно известных художников хоть раз в своей биографии высказывались за мир на своих картинах. Все эти работы объединяет одна идея: на них изображён ужас войны, передан страх, который испытывают люди, и, конечно же, её разрушительные последствия.

«Лицо войны» (1940, Сальвадор Дали)

На картине «Лицо войны» Сальвадора Дали мёртвая голова начинена зацикленными смертоносными образами: в глазницах и во рту находятся черепа, источающие страх и ужас. Ядовитые змеи, вырастающие из головы, бездумно и безжалостно жалят её. Картина Дали наполнена атмосферой страдания и ужаса, которую приносит война. В этой работе автор показал её бессмысленность, противоестественность и губительность для цивилизации. Писать холст художник начал по дороге в США, находясь под впечатлением от начинающейся в Европе Второй мировой войны.

«Апофеоз войны» (1871, Василий Верещагин)

«Апофеоз войны» – одно из самых ярких и выразительных полотен своего времени. Эта картина – обличает весь ужас и смерть, к которым приводят войны. Хотя она и была создана под впечатлением от примитивной жестокости восточных завоевателей, у неё нет привязки к конкретным историческим событиям – картина адресована всем, кто затевал и затевает войны во все времена. Не зря сам автор написал на раме картины: «Посвящается всем великим завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим». Верещагин будто показывает единственный возможный и неизбежный исход любой войны, какими бы ни были её цели и средства.

«Продавец спичек» (1920, Отто Дикс)

Эта картина – одна из четырёх из серии, в которой Отто Дикс изображает людей, покалеченных войной. Используя резко заострённый визуальный язык, художник протестует в этих работах против бессмысленности и жестокости войны. На этой картине в центре внимания находится не группа фигур, а один изувеченный военный. Пострадавший представлен как своего рода антигерой. Из его уст, как вымученный крик, вырываются слова: «Спички, настоящие шведские спички», выцарапанные меловой масляной краской на холсте. Состоятельные прохожие бегут от неприятной взгляду искалеченной фигуры, словно пытаясь стереть уродливые напоминания о трагедии. Но, чтобы не забывать важность мира на Земле, стоит замечать и осознавать последствия того ужаса, который приносят войны.

«Герника» (1937, Пабло Пикассо)

«Герника» Пабло Пикассо была публичным протестом против бомбардировки нацистами одноимённого баскского города. Его картина наполнена личными чувствами страдания, трагическим ощущением смерти, уничтожением и разрушением. На картине нет ни бомб, ни города – только пламя огня и войны.

«Перспектива убежища в метро» (1941, Генри Мур)

Серия работ «Рисунки в убежище» были выполнены в Лондоне, во время Блица (бомбардировка территории Великобритании нацистской Германией в период с 1940 по 1941 годы). Вид бесчисленных групп людей, спящих на платформах, тесно прижавшись друг к другу, в то время как мимо проносятся поезда, потряс Генри Мура. Художник смог увидеть не безликую массу, а живых людей. На полях блокнота, в котором Мур рисовал, он оставлял следующие комментарии, которые позволяли переносить образы на холст живыми: «Драматичное, мрачное освещение, множество полулежащих фигур, постепенно исчезающих в точке схода – штриховка и царапание, хаотичный передний план»; «Отдыхающие, невинные – покинутые, лишенные спокойствия». 

Перформансы во имя мира

«В постели за мир» Джон Леннон и Йоко Оно 

Джон Леннон и Йоко Оно. В постели за мир. 1969. Амстердам. Источник: commons.wikimedia.org

Первую неделю своего медового месяца Джон Леннон и Йоко Оно провели в отеле Amsterdam Hilton, ежедневно с 9 утра до 9 вечера приглашая мировую прессу в свой гостиничный номер. После выхода обложки альбома Two Virgins, где оба исполнителя были обнажены, пресса ожидала, что они публично займутся сексом в свою первую брачную ночь, но вместо этого пара просто сидела в постели в пижамах, а над кроватью красовались надписи «Мир для волос» и «Мир в постели». Таким образом, молодожены выражали свой протест против войн, которые развязывают политики, а также показывали свою мечту о мире на планете. 

«Балканское барокко» Марина Абрамович

Источник: официальный сайт галереи Лисон

Свой антивоенный перформанс Марина Абрамович показала на Венецианской биеннале в 1997 году. Она посвятила его «каждой войне» в нашем мире. Во время перформанса Абрамович счищала мясо и кровь с коровьих костей, напевая при этом народные песни и рассказывая истории бывшей Югославии. Венецианская жара делала смрад, исходящий от полутора тонн сырого мяса, невыносимым, таким же, как и чувство вины за погибших в войне людей: «Вы не сможете смыть со своих рук кровь, как нельзя смыть позор войны. Но всё же очень важно преодолеть это чувство», –  говорила художница. Очищение костей вылилось в символическую попытку заплатить за грехи, совершённые народом, и стремлением передать боль таким образом, чтобы её почувствовали и зрители.

Антивоенные плакаты всех времён

Bombing for peace is like fucking for virginity 

Источник: Twitter @HistoryInPics

Знаменитый плакат, впервые появился на антивоенном протесте против войны во Вьетнаме в 1969 году. С тех пор фраза, написанная на плакате, часто используется в разных антивоенных движениях. С этим лозунгом даже печатаются футболки, шопперы 

Плакаты Шепарда Фейри

Шепард Фейри известен как уличный художник и один из основателей стрит-арта. Он создает работы на холстах, деревянных панелях, на бумаге и на металле. Также Фейри знаменит своими антивоенными работами. Одну из них художник написал, вдохновившись фразой «Занимайтесь любовью, а не войной». Так был создан антивоенный плакат «Занимайтесь искусством, а не войной».

Советские антивоенные плакаты

«1972, В.М. Брискин». Источник: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный исторический музей»

Наверное, ни в одной стране мира не было так много антивоенной агитации, сколько её было в СССР. Плакаты со словами «Нет войне!», «Миру – да!», «Мир – дело всех и каждого» были на каждом шагу. Каждый школьник, который родился после окончания Второй мировой войны, помнит мероприятия в школах и детских садах, на которых говорили об ужасах войны. Всё это было направлено на то, чтобы воспитать поколение, которое будет любой ценой бороться за мир и точно знать, что война недопустима, ни при каких обстоятельствах. 

«1987, Хабаровского краевое отделение СФМ». Источник: Муниципальное казенное учреждение культуры «Амурский городской краеведческий музей»

На протяжении многих веков люди искусства боролись за мир с помощью своего творчества. Они рисовали картины, устраивали перфомансы, создавали плакаты, о которых знал весь мир. Искусство способно влиять на множество людей, и его создатели во все времена использовали это как возможность высказаться и донести свое мнение до людей и не раз именно искусство спасало наш мир от абсолютного краха.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.