Белые холсты и пустые стенды – новый взгляд на искусство или признак того, что мир сошёл с ума?
Не так давно, в конце мая, в СМИ появилась новость, которая многих шокировала: итальянский художник Сальваторе Гарау продал на аукционе свою скульптуру I am («Я есть») за €15 тыс., что составляет почти 1,5 млн. рублей. Дело в том, что этот арт-объект невидимый и, по словам автора, состоит из энергии, силы и мыслей. Художник создал эту работу очень нестандартным способом: он долго всматривался в пустоту, наполняя пространство своей энергетикой.
Такое необычное произведение искусства вызвало недоумение у большинства людей, хотя это далеко не первая скульптура, которую невозможно увидеть. Есть множество других примеров и даже целых выставок похожих произведений. Так в чём же смысл невидимого искусства, как давно оно существует и почему белые холсты и пустые стенды вызывают интерес? Расскажем обо всём по порядку.
Non-Visible Art: безумие или гениальность?
На первый взгляд может показаться, что Сальваторе Гарау аферист и продал воздух за миллион. Да и на второй тоже. Но в невидимом искусстве всё же есть смысл.
Художник продал не столько саму пустоту, сколько право на обладание интеллектуальной собственностью и, что самое главное, – концепцию. Ценность произведения искусства уже давно вышла за пределы его формы, и стала выражаться в оригинальности идеи. Грубо говоря, неважно, как художник воплощает свой замысел, важно, что именно он задумал. А форма может быть примитивной, как, например, у художников-супрематистов, которые изображают простейшие геометрические фигуры. Или же отсутствовать вовсе. Невидимые скульптуры и картины – самый яркий тому пример.
На этом принципе основан музей невидимого искусства The Museum of Non-Visible Art (MONA), где вы не увидите ни одного вещественного экспоната. Описания под пустыми стендами и рамами – вот, что составляет ценность, что заключает в себе идею художника. Без них пустота – это всего лишь пустота, но с ними она обретает смысл.
Пример такого экспоната – работа Perfect Peace («Совершенный покой») творческого дуэта Praxis:
Перевод:
На сайте музея также опубликован манифест. Согласно ему, некоторые идеи художников могут быть настолько оригинальными и концептуальными, что им лучше существовать только в воображении автора и зрителя. Материальная форма, по мнению создателей музея, для таких произведений убийственна, именно поэтому они и невидимы.
Музей предоставляет возможность купить понравившийся экспонат. Например, другая работа авторства Praxis, которая называется Fresh Air («Свежий воздух»), была продана за $10 тыс.
Можно считать это полнейшим безумием, но нельзя отрицать, что в произведения невидимого искусства на самом деле заложен определённый смысл. Именно идеи покупаются на аукционах и привлекают ценителей посетить подобные выставки.
Новый и уникальный способ творить или давно изобретённый приём?
Для многих людей новость, связанная с продажей скульптуры Сальваторе Гарау, показалась чем-то совершенно уникальным. Однако на самом деле это не так, ведь невидимое искусство появилось уже довольно давно.
Его родоначальником считается французский художник Ив Кляйн, который еще в 1958 году организовал выставку под названием «Пустота». Художник разослал приглашения огромному количеству людей, чем создал настоящий ажиотаж. У входа в зал выстроилась очередь более чем из трех тысяч человек, которые, как выяснилось позже, пришли смотреть на пустоту. В выставочном зале не было ничего, кроме шкафа, который на деле оказался даже не экспонатом, а обыкновенным предметом интерьера.
Общественность замысла художника так и не поняла – посетители остались недовольны, и выставка провалилась. Однако она всё же оставила след в истории искусства, породив совершенно новое его направление.
Вслед за Ивом Кляйном в арт-пространстве стали появляться новые художники, экспериментирующие с невидимым искусством. Одним из таких стал Энди Уорхол, американский художник, известный в мире как «отец поп-арта». В 1985 году в Нью-Йоркском ночном клубе Area он представил публике свою «Невидимую скульптуру». Художник некоторое время простоял на пьедестале, после спустился с постамента и ушёл, оставив только небольшую табличку на стене: «Энди Уорхол, США, Невидимая скульптура, смешанная техника, 1985». Он, как и Кляйн, хотел показать, что и пустота может быть искусством.
Эта работа была представлена на выставке «Невидимое. Искусство не для глаз», которая проходила в 2012 году в лондонской галерее Хейворд. Кроме Энди Уорхола там выставлялись и другие художники. Например, невидимая картина Тома Фридмана «1000 часов взгляда». Художник в течение пяти лет смотрел на пустой холст, который в настоящее время находится в коллекции Нью-Йоркского Музея современного искусства.
Как можно заметить, Сальваторе Гарау не был первым, кто решил бросить вызов форме. О родоначальниках и в целом о представителях невидимого искусства мало кто слышал в России: оно более известно в Америке и Европе. Возможно, поэтому случай с Гарау был воспринят как что-то уникальное и новое, хотя у направления уже есть история длиной более чем в 60 лет.
Без сомнений, невидимое искусство – особый, провокационный взгляд на творчество, который всегда вызывал и продолжает вызывать споры и недоумение. И это при том, что направление не такое уж и новое. Однако оно не лишено смысла и потому имеет право на существование. Основа невидимых произведений – оригинальность идеи. Именно она и привлекает ценителей искусства, в том числе потенциальных покупателей.