Картинка

5 лучших фильмов Кирилла Серебренникова

Или Что посмотреть, чтобы понять Россию.

В конце июня завершилось дело «Седьмой студии» – уголовный процесс о мошенничестве против российского режиссёра Кирилла Серебренникова. Спустя несколько дней после этого на русскоязычном YouTube-канале Sony Pictures вышел трейлер его нового фильма «Петровы в гриппе». Над ним худрук Гоголь-центра работал в течение всего периода после освобождения из-под домашнего ареста, то есть с апреля прошлого года. Ожидается, что кинолента выйдет на большие экраны в 2021 году. Актёрский состав фильма впечатляет: в его съёмках приняли участие Чулпан Хаматова, Семён Серзин, Юрий Колокольников, Иван Дорн и другие знаменитые фигуры из креативной индустрии. Пока мы ждём официального выхода «Петровых», предлагаем вспомнить другие работы Кирилла Серебренникова, которые уже успели завоевать внимание и любовь зрительской аудитории.

«Изображая жертву», 2006

«Изображая жертву» – это красочный гротеск на современную систему правосудия в России. Здесь всё смешивается со всем: глупость приказов свыше с абсолютно нелепой манерой их исполнения, проявления «палочной» системы с тщетными попытками найти справедливость, судьба одного человека с прошлым, настоящим и будущим целой страны. Кирилл Серебренников не сглаживает углы: события на экране так часто переходят грань между здравым смыслом и абсурдом, что по ходу просмотру фильма перестают вызывать удивление и возмущение. Вот, ближе к середине киноленты, зритель уже спокойно реагирует на бредовые галлюцинации главного героя, молодого сотрудника правоохранительных органов, потому что то, что приходит ему в бредовом сне, ничем не хуже действительности, в которой он живёт. Эмоции смотрящего неминуемого притупляются – и это не режиссёрский промах, а осознанное художественное решение, которое после просмотра фильма, скорее всего, заставит вас задуматься о реальности, в которой вы живёте, и о том, почему безумная экранная действительность в определённый момент перестала казаться абсурдной и стала чем-то привычным и до боли знакомым.

Кадр из фильма «Изображая жертву»

«Юрьев день», 2008

Это история о распаде человеческой личности и тотальной потере собственного «я». Сюжет киноленты разворачивается вокруг оперной певицы Любови. Её играет Ксения Раппопорт, образ которой удивительно точно подходит для репрезентации талантливой молодой женщины, которая собирается навсегда покинуть родные края ради более перспективной жизни заграницей. В начале фильма главной героиней хочется любоваться – вместе с сыном она, молодая и перспективная, приезжает в российскую провинцию, чтобы в последний раз почувствовать первозданную Россию и навсегда оставить её в погоне за собственным счастьем. Однако страна не готова их отпустить: сын певицы теряется в российской глубинке, и главная героиня постепенно отчаивается в попытках найти его. Она неминуемо увязает в местах, которыми ей прежде доводилось восхищаться, и выясняет, что окружающий её мир не такие уж и дружелюбен к своим обитателям. Суровая действительность, которая отвергает главную героиню как чужеродное тело, превращает нежную оперную певицу Любовь с огромным талантом и светлым будущим в грубую одинокую уборщицу Люсю, коих по всей России не сосчитать.

Кадр из фильма «Юрьев день»

«Измена», 2012

В 2012 году «Измена» Кирилла Серебренникова была единственным российским фильмом, включённым в основной конкурс Венецианского фестиваля. Взять главный приз ему не удалось, зато кинолента прогремела в международных сводках новостей.

Сюжет картины, на первый взгляд, незамысловат: двое знакомых случайно узнают о том, что их супруги стали любовниками, однако всё, что происходит после этого, по позволяет зрителю назвать фильм простым и уж тем более «проходным». Измена, которая навсегда меняет жизнь главных героев, побуждает их на поступки, о которых прежде они не могли даже помыслить. По первоначальному замыслу кинолента должна была получить название «Казнь».

Одну из главных ролей в «Измене» играет немецкая актриса Франциска Петри. За лучшую женскую актёрскую игру она получила приз на VI международном кинофестивале в Абу-Даби. Её спутника в фильме сыграл македонский актёр Деян Лилич, который больше известен по своим ролям в театральных постановках, нежели в полнометражных кинолентах. Тот факт, что актёрский состав «Измены» получился разношёрстным и многообразным, притягивает дополнительное внимание к работе Кирилла Серебренникова.

Кадр из фильма «Измена»

«Ученик», 2016

«Ученика» можно назвать самым сложным фильмом Кирилла Серебренникова – в нём поднимается целый ряд остросоциальных тем, от воспитания детей до религиозного фанатизма. Он снят по пьесе «Мученик» немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга, и это «книжное влияние» неминуемо чувствуется при просмотре киноленты: некоторые диалоги кажутся нелепыми и даже смешными, не вписывающимися в человеческую реальность. Так достигается эффект «пира во время чумы» – когда от абсурдности происходящего хочется смеяться несмотря на то, что экранная действительность беспросветно мрачна.

В центре сюжета – старшеклассник Веня, который, прочитав Библию, становится христианским фанатиком и начинает предъявлять радикальные требования к окружающим его людям. Он полностью уверен, что знает, как «надо» – и Кирилл Серебренников показывает, что в этом его главная слабость, что мир гораздо сложнее, чем написано в священных книгах и что поделить его на «чёрное», плохое, злое и «белое», хорошее и доброе нельзя. Только вот достучаться до Вени и пытаться исправить похожих на него людей едва ли возможно.

Кадр из фильма «Ученик»

За год до выхода киноленты пьеса была поставлена на сцене Гоголь-центра. Интересно, что актёры, сыгравшие своих героев в театре, органично вошли в кинематографический формат – в фильме поменялся только исполнитель главной роли (им стал Пётр Скворцов). В 2016 году Кирилл Серебренников получил приз «Кинотавра» за лучшую режиссёрскую работу.

«Лето», 2018

Это последний художественный фильм Кирилла Серебренникова на момент написания статьи. После него вышла только документальная кинолента о том, как снималось «Лето» – и она тоже заслуживает внимания зрителя, однако представляет наибольший интерес только в связке с основным художественным произведением.

Кадр из фильма «Лето»

«Лето» – не про Виктора Цоя, Майка Науменко или историю русского рока – это про время грядущих перемен и лихой свободы, про последние годы брежневского застоя. Основное действие фильма разворачивается летом 1981 года. Молодые рок-музыканты, имена которых до сих пор нередко звучат у нас на устах, только начинают свою карьеру, организуя музыкальные квартирники, выступая в маленьких ленинградских клубах и не подозревая о том, какое будущее их ждёт. Интересно, что фильм снимали в Санкт-Петербурге до тех пор, пока Кирилла Серебренникова не отправили в Москву под домашний арест в августе 2017 года. К тому моменту киноленту снимали всего лишь пару месяцев, так что доснимать её пришлось без режиссёра, по его запискам и ранее отработанным репетициям. Производство фильма затянулось до 2018 года, однако это не помешало ему получить приз за лучший саундтрек на Каннском кинофестивале и побить рекорд по количеству номинаций на фестивале «Ника» (кинолента победила в 4 из 12 заявленных номинаций).

Кадр из фильма «Лето»

После выхода картины на неё обрушилось немало критических замечаний, ставивших под сомнение достоверность сюжета, и это неудивительно, так как «Лето» – художественный фильм, к которому не стоит обращаться за исторической правдой. Для достоверной репрезентации прошлого у нас есть документальные фильмы, к ряду которых «Лето» не относится.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.