Венецианская биеннале на протяжении десятилетий была сценой, где новаторские работы изменяли не только восприятие искусства, но и его роль в обществе. Некоторые проекты шокировали, другие задавали новые стандарты, но каждый из них вносил свой вклад в то, как мы понимаем искусство сегодня. В этой статье мы рассмотрим три знаковых момента в истории биеннале, которые изменили арт-мир: от триумфа Роберта Раушенберга и авангардизма Яеи Кусамы до более поздних инноваций, таких как интеграция селебрити в 2011 году и последние коллаборации с брендами на примере Louis Vuitton в 2024 году.
Новая сила: Раушенберг на Венецианской биеннале 1964 года
В 1964 году Роберт Раушенберг, один из основателей поп-арта в США, стал первым американцем, получившим Золотого льва на Венецианской биеннале. Эта победа ознаменовала смену мирового арт-центра — с Европы, долгое время доминирующей на сцене современного искусства, на Нью-Йорк. До этого триумфа главными создателями тенденций считали художников из Парижа и Италии . Победа Раушенберга была символом признания Нью-Йорка как нового мирового центра современного искусства.
Работы Раушенберга, представленные в американском павильоне, например шелкография «Buffalo II», показали смелое смешение техник и материалов, которое контрастировало с традиционными европейскими художественными подходами. Этот важный поворот в истории искусства утвердил поп-арт как новое направление и подтвердил статус Нью-Йорка как лидера арт-мира.
Провокация институции: «Narcissus Garden» Яеи Кусамы
В 1966 году японская художница Яеи Кусама совершила прорыв на Венецианской биеннале, вызвав резонанс в арт-сообществе и изменив представления о современном искусстве. Не дождавшись официального приглашения, она выставила свою инсталляцию «Narcissus Garden» на территории биеннале. 1,500 зеркальных шаров, разложенных на траве, символизировали нарциссизм общества и его одержимость собственным отражением. Кусама продавала шары за символические 2 доллара, что было не только провокацией, но и критикой коммерциализации искусства и музейных институций.
В незапланированную акцию вмешалась полиция, что только усилило ее послание. Биеннале продемонстрировала новую волну критического отношения к музейной институции, сделав Кусаму символом протестного искусства. «Narcissus Garden» задала новый тренд на перформанс как способ критики институций. С тех пор биеннале стала платформой для радикальных художественных высказываний, а акции и работы, провоцирующие общественные нормы, стали неотъемлемой частью современного искусства.
Новый формат искусства: Венецианская биеннале 2011
Венецианская биеннале 2011 года, под кураторством швейцарского искусствоведа Биче Куригер, стала очередным шагом к переосмыслению роли искусства в мире. Основная экспозиция «ILLUMInations» продемонстрировала глобальный сдвиг: искусство стало не только эстетическим высказыванием, но и средством коммуникации с аудиторией на новом уровне. Куратор посвятил 54-ый выпуск просвещению, тому, как искусство способно преобразовать мысли человека.
Одним из трендов этой биеннале стало привлечение известных культурных деятелей. Селебрити, артисты Лори Андерсон и Патти Смит, выступали на публичных мероприятиях вместе с молодыми художниками и представителями университетов —так биеннале стало демократичным событием. Это помогло переопределить традиционные границы между элитным и массовым искусством и запустить тренд на популяризацию современного искусства.
«Чужестранка» Анна Ахматова в работе французского художника Эрнеста Пиньон-Эрнеста
В этом году транснациональная компания LVMH, от лица Фонда Louis Vuitton, представила параллельную площадку рядом с площадью Сан-Марко. Бренд пригласил художника из Франции Эрнеста Пиньон-Эрнеста, чтобы создать паблик-арт об иностранцах. Художник изображает мигрантов, маргиналов и других отвергнутых обществом людей в знаковых местах, дополняющих по смыслу работы. Искусство Эрнеста напоминает фотографии величиной в человеческий рост, наклеенные на стену как постер. На них можно увидеть поэтов Пьера Паоло Пазолини, Артюра Рембо, Анну Ахматову и других авторов. На нашем курсе о Венецианской биеннале мы обсуждали, что многие художники рассказывают о своем прошлом, связанном с миграцией по разным причинам. Войны, трудное социальное положение, поиск работы — некоторые из них, а «Je est un autre» («Я — это другой») Эрнеста рассказывает о деятелях культуры, которые путешествовали по миру или уезжали из-за политических обстоятельств и становились частью новой культуры.
За свою 129-летнюю историю Венецианская биеннале стала знаковым событием, способным менять курс развития искусства, задавать тренды и с каждым годом вовлекать все больше людей в диалог о глобальных проблемах. Сейчас биеннале по-прежнему остается демократическим событием, которое предоставляет голос авторам разного происхождения, возраста и статуса. Для посетителей событие — это возможность узнать больше о культуре других стран, развить насмотренность и найти новые идеи. Даже несмотря на то, что в этому году Россия не принимает участие в биеннале, мы хотим, чтобы как можно больше людей знали о концепции и работах этого выпуска. Мы запустили краткий курс с арт-экспертами, с помощью которого вы сможете виртуально прогуляться по павильонам, узнать подробнее об истории мероприятия и детально изучить работы художников со всего мира. Каждый из нас немного чужестранец — так звучит основная мысль La Biennale di Venezia 2024.