Картинка

«Суть в том, что в этих неприятных вещах кроется магия жизни — и именно через преодоление страха мы раскрываем свой потенциал»: Марат Богдалов

Разговор с креативным директором проекта «ЭТО ЗНАК» Маратом Богдаловым.

Когда мы с командой познакомились с Маратом, то сразу поняли — это человек-энергия, преданный своему делу и способный замотивировать кого-угодно. Вместе с основателем «ЭТО ЗНАК» Арсланом Ибрагимовым он каждый день ищет новые возможности для развития проекта, а ещё занимается «продюсированием себя».

Мы поговорили с Маратом о том, как начался его путь в команде «ЭТО ЗНАК», узнали, откуда он черпает энергию и обсудили, что нужно делать, чтобы создавать креативные проекты.

Марат Богдалов.
Фотограф Никита Белоусов для TRIAR.

Расскажи, с чего начался проект «ЭТО ЗНАК»?

Арслан был первым человеком, с которым я подружился, когда поступил в СПбГАСУ. Я переехал из маленького города, и мне было невероятно интересно знакомиться с новыми людьми. Три дня подряд я писал в общий чат потока: «Пойдемте гулять!», но никто не отвечал. И вот, наконец, мне написал Арслан. Мы встретились и пошли есть шаверму — так началась наша невероятная история дружбы.

Мы жили в одной комнате в общежитии и даже пытались продавать картон для макетов. Это было очень смешно.

Потом наши пути немного разошлись — каждый занялся своими делами. В какой-то момент Арслан запустил «ЭТО ЗНАК». Проект развивался очень быстро, Арслан совмещал его с учебой. Я подключился чуть позже, не спрашивая разрешения. Самый первый стрит-арт «ЭТО ЗНАК» появился случайно — я просто предложил идею на консультации по диплому с куратором «Севкабель Порт» и организовал всё сам. Тогда я действовал по наитию без цели, и так продолжалось ещё год или полтора: я делал что-то просто из любопытства и потому что мог.

Постепенно становилось ясно, что теперь мы уже не просто друзья, а полноценные партнёры, работающие над чем-то большим.

Вы оба архитекторы по образованию, но для такого мощного проекта нужны, в том числе, предпринимательские навыки. Как ты думаешь, откуда у вас эта жилка?

Любое творческое предпринимательство начинается с любопытства. Мы просто люди, которым интересно пробовать новое. До прихода в «ЭТО ЗНАК» я перепробовал множество занятий, совмещая их с учёбой. Однако после выпуска так и не стал работать архитектором — вместо этого мне хотелось профессиональных приключений. Я организовывал лектории, пробовал себя в сфере трафика, тестировал разные направления, полтора года проработал event-директором в «Собака.ru», где приобрёл свои главные супер-способности: постоянно учиться делать то, что не умею, в кратчайшие сроки и брать ответственность. Люди там показали, как можно работать. Спасибо журналу, это был квантовый скачок опыта.  Этот интерес к новому и стремление создавать что-то необычное в итоге и привели меня туда, где я нахожусь сейчас.

Когда работаешь над большим творческим проектом, всё начинается с того, что ты «завязываешь драку» с самим собой и влетаешь в то, чего ещё не делал.  Со временем приходит понимание деталей, а предпринимательское мышление формируется само собой. Ты осознаешь, что без определенных инструментов — маркетинга, коммуникаций, продаж, переговорных стратегий, системного подхода — дальше не продвинешься. Тогда начинается осознанное изучение всех этих аспектов. Но в основе всегда остается одно: желание сделать что-то по-настоящему классное. И даже если в начале ты в этом ничего не понимаешь, процесс всему тебя научит.

На каком этапе ты подключился к проекту и в чем заключалась твоя основная функция? 

Я присоединился примерно через полтора года после запуска проекта, когда у «ЭТО ЗНАК» было уже около 200 тысяч подписчиков. Арслан ежедневно создавал контент, работал на расширение аудитории, и именно в этот момент я подключился — из чистого интереса.

Я знакомился с разными людьми, видел потенциал для совместных проектов и, ещё не имея никакого официального отношения к «ЭТО ЗНАК», предлагал идеи. Люди соглашались, и мы просто делали. Арслан удивлялся: «Это круто! Я тебе что-то должен?» А я отвечал: «Нет, потом разберемся, мне просто интересно».

Так мы реализовали несколько проектов, создали пару стрит-артов. Я начал знакомить Арслана с новыми партнёрами, находить для него полезные контакты на вечеринках, у друзей и у друзей друзей. Со временем это стало происходить естественно: я приводил в проект классных людей и вёл с ними совместные инициативы.

Прошёл год, и в какой-то момент стало очевидно — я уже не просто участник процесса, а полноценная часть «ЭТО ЗНАК». Тогда мы договорились о постоянных условиях, и моё участие в проекте приобрело официальный статус.

Как у вас в команде сейчас разделяются зоны ответственности? 

Это мобильно. У нас есть несколько ключевых направлений. Например, все спецпроекты, некоммерческие и имиджевые инициативы лежат на мне. Я их инициирую, придумываю, пишу сценарии, знакомлюсь с партнёрами, прорабатываю различные варианты развития и импровизирую. Я занимаюсь и всеми коммерческими проектами — по сути, я продюсер. Также активно участвую в переговорах. Но в целом, все креативные решения и моменты мы всегда прорабатываем вместе. Это такой братский проект, где нет жалоб по поводу распределения задач — мы делаем все максимально слаженно и естественным образом балансируем между задачами.

При этом у нас есть чёткое понимание того, как всё должно работать. В некоторых случаях мы подстраховываем друг друга. Например, если я занят важным глобальным проектом, а нужно закрыть задачу по другому текущему проекту, Арслан может подключиться и завершить это за меня, и наоборот. Мы не просим друг друга об этом, всё происходит само собой. Это невероятная магия: мы два абсолютно разных человека с разными подходами к жизни и работе. Арслан — прагматичный и аккуратный, он проверяет и тестирует. А я скорее тот, кто лбом пробивает стены на пути к цели.

И вот в этом симбиозе мы создали отличную химию, которая работает. У нас не было ни одного конфликта по поводу невыполненных задач — мы всегда подхватываем друг друга, независимо от ситуации.

Кто у вас отвечает за мотивацию команды? 

На самом деле, у нас нет такого понятия, как мотивация. У нас есть понятие движения. Если каждый день происходит движение, неважно, кто его инициирует. У нас все достаточно мобильно: в один день Арслан делает массу действий, чтобы продвинуть проект, а в следующий — это делаю я. Нам нравится проводить стратегические сессии, созваниваться каждый день и обсуждать прошлое, настоящее и будущее. Это всегда дружеские, полурабочие, веселые зумы, где рождается невероятная энергия. Мы генерируем идеи, спорим — например обсуждаем, нужно ли максимально быстро принимать решения или, наоборот, тщательно тестировать и проверять. Это наша вечная тема. Мы никогда не придём к чему-то одному. И это тоже очень классно, нам это нравится. 

Мы каждый день учимся друг у друга, понимаем друг друга всё лучше и мотивируем на новые свершения. Мы придумываем что-то, что помогает нам двигаться вперёд: будь то идеи для следующего дня, недели или даже года. Например, мы часто напоминаем друг другу: «Ты помнишь, что в этом году мы должны просто разорвать рынок рекламы?» или «Давайте повеселимся в этом месяце и сделаем что-то громкое!» Но в целом, каждый мотивирует себя сам. Это очень важно. Все, что мы делаем для друг друга, это скорее поддержка в дружеском формате. Мы делимся тем, что узнали, что нас вдохновляет и приближает к общей цели.

Источник: социальные сети проекта «ЭТО ЗНАК»

Что может ускорить процесс движения к цели?

Мне нравится фраза: «Когда ты ставишь перед собой цель и записываешь ее, твой мозг начинает искать способы её достижения». Когда ты формулируешь свои желания, будь то материальные или нематериальные долгосрочные цели, твой мозг начинает искать ответы в книгах, фильмах, разговорах с людьми — везде, где только можно. У меня это происходит каждый день.

Я часто черпаю вдохновение из специализированных книг. Не люблю художественную литературу — мне трудно применять то, что я прочитал там. А вот философия и литература по софт-скилам — это совсем другое. Я читаю книги о переговорах и лидерстве, целеполагании и стратегиях, не даю своему восприятию процессов стоять на месте. Например, издательства МИФ и Unicorn дают мне огромное количество инсайтов. Я настолько проникся их подходом, что купил все книги из их серии. Это мой источник знаний. 

Главное — понять свои цели, будь то на квартал, год или пять лет. Для этого нужно освоить масштабное мышление и целеполагание. Чтобы достичь одной цели, нужно подготовиться к ней через другие этапы. В каждом из этих этапов я нахожу магию и мотивацию, которая помогает двигаться вперед.

А что делать в ситуации, когда мотивация пропадает?

Я человек крайностей. Могу работать по 16 часов в день на протяжении двух недель, а потом быть в состоянии, когда мне трудно даже подняться с кровати. В такие моменты я начинаю искать инструменты для восстановления. Обычно мне помогает именно большое количество работы, когда не работать просто невозможно. Я начинаю инициировать новые проекты, где есть обязательство — делать, учиться, развиваться. Например, сейчас мы специально разрабатываем новые проекты, где нужно собирать команды и делегировать задачи. Это для нас своего рода инструмент для развития, потому что без этого мы не можем двигаться вперёд. Это помогает мне побороть лень и выйти из этого состояния.

Я, на самом деле, довольно ленивый человек, но у меня есть много инструментов, которые не позволяют мне быть ленивым. Это своего рода принудительный рост.

Ещё один источник энергии — коммуникация. Мы в команде подстраховываем друг друга. Бывает, что я могу быть на позитиве каждый день, но иногда у меня бывают дни, когда я абсолютно выжат. Когда ты сам не можешь себя вдохновить, на помощь приходят люди. Вы встречаетесь, обсуждаете новые идеи, и эта энергия заряжает снова. Разговоры помогают поддерживать себя в тонусе и дают силы на то, чтобы делиться энергией с другими.

Всё самое важное в жизни я получил от трех вещей: людей, работы с самоотдачей и книг. Люди — это те, кто вдохновляют и подталкивают к действию. Безумная работа — это когда ты ночуешь в офисе, преодолеваешь себя и неизбежно развиваешься. И книги — это источник знаний и идей. 

Мне кажется, что инструменты, про которые ты говоришь, можно использовать, в том числе, для разгона креатива. А что ты сам понимаешь под словом «креатив»? 

В широком смысле креатив — это добавленная стоимость к твоему продукту и к твоей жизни. А если проще, то это усиление твоего продукта через самовыражение и удовольствие, которое ты получаешь от процесса. Ты можешь сделать обычную рекламу, а можешь вложить в неё всю свою энергию, придумать что-то настолько изящное или уникальное, чем ты будешь гордиться. Это может быть подход, которого никто ещё не применял, или просто очень качественный визуал, который улучшает восприятие.

Я использую слово «продукт» не только в контексте товаров или услуг. Для меня продуктом может быть что угодно — будь то я сам, бренд или идея, которую я хочу донести до людей. Каждый из этих объектов решает какие-то вопросы или проблемы для других. Именно поэтому, когда я работаю с любым «продуктом», я всегда стараюсь продюсировать его с креативной точки зрения. Иначе мне становится безумно скучно. Если ты творческий человек, ты обязательно будешь искать способы усилить этот продукт с помощью креативных решений. Так что, по сути, креатив — это всегда усиление или самовыражение через продукт.

Умение креативить — это врожденный талант или этому можно научиться? 

Я уверен, что научиться можно чему угодно. Ты можешь поставить перед собой любую цель и постепенно развивать необходимые компетенции Все навыки неразрывно связаны с развитием мозга, и практически любую его часть можно «гипертрофировать» с помощью целенаправленных действий. Возможно, учёные могут поспорить с этим, но я всё равно считаю, что можно научиться практически всему. И поэтому я регулярно придумываю себе новые навыки, которые хочу освоить. Даже те, к которым изначально не склонен.

Раньше я был очень замкнутым и молчаливым. В первые полгода работы в журнале я боялся говорить по телефону — готовился к каждому разговору по 20 минут. А сейчас я могу подойти к любому человеку, и уже через час мы будем чувствовать себя так, как будто знакомы давно. Это пример того, как можно развить любые навыки, и креатив — один из них. Когда я только начинал свою карьеру архитектором, мне было некомфортно показывать свои идеи, потому что я не верил в их ценность. Но с развитием любопытства и уверенности, с погружением в другие области знаний я начал осознавать, что креатив — это не просто идеи, а уникальное видение, взятое из других сфер, и смелость делиться им с миром.

Нужна ли дисциплина в креативе? 

Дисциплина в креативе — это вопрос, который зависит от ситуации. Иногда ты настолько увлечён возможностью для роста, что идеи приходят сами, и ты быстро развиваешь их на мотивации. Но бывают и такие моменты, когда задача не вызывает интереса, и ты вынужден заставлять себя работать через сопротивление. Это когда ты чувствуешь, что идеи не приходят, и нужно принудительно выжимать из себя что-то полезное. Вот тут и включается дисциплина: ты сидишь и заставляешь себя генерировать как можно большей идей любого качества. Даже если они кажутся ужасными, после множества попыток, найдётся хотя бы несколько стоящих.

Я считаю, что дисциплина особенно важна на стратегическом уровне, если ты хочешь развиваться как творец в долгосрочной перспективе. Осенью мы внедрили систему, в которой наша команда должна каждый день предлагать три креативные идеи и три идеи для улучшения процессов, бренда, продукта. Это простое правило привело к появлению множества классных идей, которые мы до сих пор используем в систематизации процессов, переговорных подходах и построении предложений для партнёров и креаторов. На стратегическом уровне дисциплина явно помогает. 

Иногда бывает так, что проект не вызывает энтузиазма. В такие моменты важно задать себе вопрос: «Зачем?» Когда ты научишься задавать себе правильные вопросы, мозг начнёт искать способы, как преодолеть трудности и завершить задачу. Если смотреть через такую призму, то дисциплина действительно нужна.

Какую роль при разработке креативов играют тренды? 

Все зависит от целей и роли, которую ты выполняешь. Например, для художника, у которого есть определённый нарратив и индивидуальная эстетика, слом такого нарратива ради следования тренду — это худшее, что может быть. А вот для маркетолога, продюсера, видеографа или фотографа, тренды — это инструмент, который можно использовать, если он помогает решить задачу. 

Самое важное — не потерять свой стиль и вкус. Тренд не должен диктовать твою работу, а наоборот, ты должен использовать его, чтобы создать нечто лучшее, чем остальные. Но делать что-то просто ради трендов — это не путь к качественному креативу. 

За карьерой каких людей тебе интересно наблюдать? 

Меня вдохновляет огромное количество людей, и за многими я слежу с детства. Мне всегда было интересно наблюдать за тем, как другие создают и реализуют свои идеи. 

Мне нравится музыкальный продюсер Рик Рубин, который, несмотря на внешнее спокойствие, создаёт то, чего боятся другие. Он не идет за трендами, а сам их задаёт. Его подход к работе для меня — пример того, как можно создавать что-то невероятное, оставаясь верным себе.

Также хочу отметить Limonov Art Foundation. Мы дружим, и я искренне восхищаюсь их проектами. Это настоящая концентрация того, что мне нравится в искусстве. Конечно, среди тех, кто меня вдохновляет, есть и такие художники, как Тима Радя и Владимир Абих. Их работы с текстами вдохновляют на действия. Я хочу, чтобы они продолжали делать то, что делают, потому что их творчество невероятно важно для меня. Ещё мне безумно нравится Рома Бантик. Его работы, основанные на эстетике разрушения, вызывают у меня самые яркие эмоции.

Что касается общей философии, то мне всегда нравились люди, которые не стоят на месте, а действуют. Я избавился от излишней критики и суждений. Мне нравится «не критиковать», потому что у каждого искусства есть своя аудитория. Я всегда радуюсь, если что-то приносит людям радость. 

Тебе нравится «ЭТО ЗНАК»? 

Неплохой проект (смеется). Ребятам есть куда расти. Они хорошо начали, и сейчас им нужно продолжать развиваться. Это важно не только с точки зрения внешней коммуникации, но и для того, чтобы чувствовать себя на плаву, ментально. Я общался с ними (смеется), и мне понравилось, как они настроены: они любят веселиться, каждый день придумывают что-то безумное, общаются с большим количеством людей и активно продвигают свои идеи. Если они продолжат действовать в том же духе, с тем же подходом и энергией, проект «ЭТО ЗНАК» будет жить вечно. 

А как бы ты описал концепт проекта «ЭТО ЗНАК» одной фразой? 

«ЭТО ЗНАК» говорит людям правильные вещи, о которых они и так знают, но нуждаются в том, чтобы кто-то об этом напомнил, в нужное время. Наверное, так. 

Источник: социальные сети проекта «ЭТО ЗНАК»

Что для тебя значит проект «ЭТО ЗНАК»? 

Для меня — это настоящее веселье, которое приносит невероятную радость. В первую очередь, он помогает мне реализовывать творческие потребности и находить людей, с которыми мы вместе создаём что-то важное. 

Каждый день работы  — это безумный рост. Когда ты создаешь фразы на темы ментального здоровья, даже не будучи экспертом в этих вопросах, ты всё равно строишь смысл, проживаешь его, и, постепенно, становишься мудрее. Это процесс неизбежного развития и роста. Каждый день мы задаёмся вопросами: как стать лучше, интереснее? И я думаю, что через этот проект мы учимся не только работать, но и жить, познавать этот мир, понимать, как он устроен. Это невероятно захватывающе!

Работая, я ощущаю глубокое удовлетворение и «голод» к новым свершениям. Я живу в состоянии эйфории, преодолевая новые вызовы, справляясь с задачами, которые раньше казались невозможными. Каждый успех, каждое преодоление трудностей приносит невероятную радость и гордость. Это бесконечный процесс, источник неисчерпаемой энергии. Когда ты накапливаешь эти маленькие победы, каждый новый шаг становится огромным источником дофамина, и ты просто не можешь остановиться. Именно так я проживаю каждый день — с благодарностью и восхищением перед возможностями, которые предоставляет мне работа.

Давай попробуем собрать большую пятерку Марата Богдалова. Расскажи о книге, фильме, песне, мероприятии и проекте, которые особенно запомнились тебе за последнее время.

Книга: Переехав в Москву, я купил книгу «Иди туда, где страшно» Джима Лоулесса. Она стала для меня настоящим откровением. Книга научила меня действовать, даже в ситуациях, которые вызывают дискомфорт. Суть в том, что в этих неприятных вещах кроется магия жизни — и именно через преодоление страха мы раскрываем свой потенциал. Это прекрасное чтиво для тех, кто переживает тревогу и сомневается в себе. Очень рекомендую тем, кто хочет освободиться от внутренних блоков и начать действовать.

Фильм: Недавно я смотрел документальный фильм о Джерри Вайнтраубе, голливудском продюсере. Он стал первым, кто организовал тур для Элвиса Пресли. Этот человек на протяжении года звонил представителю музыканта каждую неделю, убеждая его сделать тур. Несмотря на постоянные отказы. В какой-то момент, когда всё казалось безнадежным, его настойчивость окупилась, и он стал самым востребованным промоутером. Это очередное подтверждение, что упорство — это реальный навык, который нужно развивать. 

Кадр из фильма «Джерри Вайнтрауб. Голливудская Легенда»

Песня: Песня Павла Федосова «Никакая другая жизнь не начнется»  укрепила мои внутренние убеждения. Особенно продолжение строчки: «Никакая другая жизнь не начнется, а своим чередом продолжится эта». Она о том, что мы не меняем жизнь кардинально, а лишь адаптируем ее, внося небольшие изменения, которые уже начинают менять все вокруг. Эта мысль продолжает мне приходить в голову, и я чувствую, что она отлично отражает наши сегодняшние разговоры о прогрессе и изменениях.

Мероприятие: Не так давно я побывал на импровизированном джеме от оркестра «Синематика». Это была уникальная ситуация, где музыканты и дирижёр взаимодействовали в полной импровизации. Это зрелище стало для меня настоящим откровением — невероятная гармония и свобода в музыке. Если вы ещё не были на таком мероприятии, очень советую!  

Инсточник: сайт проекта «Синематика»

Проект: Из последних проектов я бы выделил сотрудничество с Hideout в Петербурге, где мы написали на 40-метровом здании  «Тебя легко любить». Этот проект до сих пор вызывает у меня огромное количество эмоций. Особенно меня тронул случай, когда моя однокурсница ехала с таксистом, и он, увидев эту надпись, остановился, сфотографировал ее и отправил жене. Таких историй много, и каждая из них заставляет сердце биться быстрее. Этот проект открыл новые горизонты для нас, и теперь мы с удовольствием работаем над масштабными инициативами.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.