Странствия искусства, или как произведения тоже остаются без дома



Странствия искусства, или как произведения тоже остаются без дома



ART FLASH, филиал Третьяковской галереи в Самаре и фонд «Антон тут рядом» представляют список терминов,
относящихся к авангардному направлению советской архитектуры 1920-х годов, на ясном языке.















Странствия искусства, или как произведения тоже остаются без дома







Вместе с благотворительной организацией «Ночлежка» и российскими музеями рассказываем о бездомности через истории потерянных шедевров












































Бездомность — двоякая проблема современности. С одной стороны, людей, оказавшихся на улице, стигматизируют и воспринимают с предубеждением, нередко отказывая им в сочувствии и поддержке. С другой — их реальные потребности часто остаются незамеченными: говорить о таких темах тяжело, а проще — просто не замечать.

 

Весной, ко Дню бездомного человека, команда «Ночлежки» вместе с российскими музеями и агентством After Agency подготовила специальный проект, чтобы напомнить: бездомность касается не только людей, но и вещей. Уже 35 лет благотворительная организация «Ночлежка» помогает бездомным людям и делает всe возможное, чтобы они перестали быть «серой зоной» — как для общества, так и для государства. Мы выпускаем материал, потому что говорить об этой теме важно в любое время.

 

Без крыши над головой могут остаться не только люди, но и произведения искусства. Их забывают, оставляют, выбрасывают. Но не все истории заканчиваются трагедией: некоторые экспонаты находят новый дом — и возвращаются в музейные коллекции. Своими «биографиями» со счастливым финалом в этом проекте поделились Государственный Эрмитаж, Музей русского импрессионизма и Еврейский музей и центр толерантности.

Бездомность — двоякая проблема современности. С одной стороны, людей, оказавшихся на улице, стигматизируют и воспринимают с предубеждением, нередко отказывая им в сочувствии и поддержке. С другой — их реальные потребности часто остаются незамеченными: говорить о таких темах тяжело, а проще — просто не замечать.

 

Весной, ко Дню бездомного человека, команда «Ночлежки» вместе с российскими музеями и агентством After Agency подготовила специальный проект, чтобы напомнить: бездомность касается не только людей, но и вещей. Уже 35 лет благотворительная организация «Ночлежка» помогает бездомным людям и делает всe возможное, чтобы они перестали быть «серой зоной» — как для общества, так и для государства. Мы выпускаем материал, потому что говорить об этой теме важно в любое время.

 

Без крыши над головой могут остаться не только люди, но и произведения искусства. Их забывают, оставляют, выбрасывают. Но не все истории заканчиваются трагедией: некоторые экспонаты находят новый дом — и возвращаются в музейные коллекции. Своими «биографиями» со счастливым финалом в этом проекте поделились Государственный Эрмитаж, Музей русского импрессионизма и Еврейский музей и центр толерантности.





Как Вам пришла идея совместного проекта с музеями? 

 

С 2017 года мы ежегодно проводим акцию День бездомного человека, в которой совместно с другими организациями и партнерами говорим о бездомности на самую широкую аудиторию. С музейными институциями мы сотрудничали и до этого: размещали на площадках музеев нашу социальную рекламу, участвовали в параллельных программах выставок и делали паблик-токи. 

 

Но в этом году пришла идея сделать именно межмузейную кампанию. Коллеги из Музея русского импрессионизма, Музея Москвы, Еврейского музея и центра толерантности и Государственного Эрмитажа охотно нас поддержали. С концепцией «Искусство без дома» нам помогли ребята из рекламного агентства After agency.

Как Вам пришла идея совместного проекта с музеями? 

 

С 2017 года мы ежегодно проводим акцию День бездомного человека, в которой совместно с другими организациями и партнерами говорим о бездомности на самую широкую аудиторию. С музейными институциями мы сотрудничали и до этого: размещали на площадках музеев нашу социальную рекламу, участвовали в параллельных программах выставок и делали паблик-токи. 

 

Но в этом году пришла идея сделать именно межмузейную кампанию. Коллеги из Музея русского импрессионизма, Музея Москвы, Еврейского музея и центра толерантности и Государственного Эрмитажа охотно нас поддержали. С концепцией «Искусство без дома» нам помогли ребята из рекламного агентства After agency.


Как искусство и культура помогают изменить отношение к теме бездомности в России?

 

О бездомности непросто говорить напрямую, так как это очень сложная для восприятия тема. Вокруг нее существует множество устоявшихся представлений. Тему дома и его поисков — в прямом и более абстрактном, метафорическом смысле — можно найти в любом виде искусства и, скорее всего, в любую эпоху. Поэтому в человеке, который хоть как-то интересуется культурой, эта тема живет. Ее нужно просто «распаковать», рассказать о вещах, неочевидных для самого человека, чтобы запустить в нем процесс размышлений и узнавания. Культура и искусство способствуют этим размышлениям. Сейчас в творчестве российских художников эти темы все заметнее.

 

С одной стороны, мы стараемся самостоятельно создать определенный дискурс о бездомности, с другой — присоединиться и прозвучать вместе с теми, кто готов говорить на такую сложную тему. Музеи — одни из таких партнеров.

 

Какие стереотипы о бездомности вам кажутся наиболее деструктивными?

 

Конечно, у стереотипов нет рейтинга. Но, на мой взгляд, основной, из которого вырастают все остальные, — это представление о бездомных как об особой безликой массе, в которой нет отдельных, разных людей. У них, как сейчас принято говорить, нет субъектности. То есть — все одинаковые и одинаково опасные, неприятные и т. д. 

 

Мы же, напротив, своей работой показываем, что «бездомный» — это прилагательное, которое «прилагается» (надеемся, на короткое время) к слову «человек». Культура, кстати, тоже своим существованием утверждает субъектность каждого человека — его достоинство, право творить, говорить, быть разным. Если этого права нет, то начинаются стереотипы — то есть вредные обобщения.


Как на самом деле люди оказываются на улице?

 

Каждый год мы проводим опрос клиенток и клиентов о причинах, по которым они оказались на улице. Бездомность — это всегда комплекс причин, но есть тенденции. Если до 2022 года чаще всего люди оказывались на улице из-за переезда в другой регион, то теперь большинство лишаются крыши над головой из-за потери работы и невозможности снимать жильё. Подробно о причинах бездомности можно прочитать у нас на сайте.

 

И в какой степени трудовое рабство является одной из этих причин?

 

В большой степени. Человек может приехать на заработки в другой город и сразу на вокзале попасть в руки вербовщиков. Трудовые дома — преступно-коммерческие предприятия, которые расцветают на дефиците рабочей силы. Это беда сегодняшней России. Туда потоком вербуют людей и эксплуатируют их дешевый труд. 

 

Человек может копать траншеи, разгружать вагоны, работать на стройке и получать за изнурительный труд 400–800 рублей в сутки. Если человек получает травму, его могут просто выбросить на улицу. Людей могут даже перепродавать друг другу, отнимать у них документы, избивать, штрафовать, чтобы не платить вообще ничего.






Без постоянного жилья остаются разные люди: трудовые мигранты, пенсионеры или студенты. И всё же бездомные женщины остаются менее «заметными» для общества — почему так происходит?

 

Бездомные женщины до последнего используют социальные связи — остаются у родственников, знакомых или партнеров, даже если это может привести к опасным ситуациям. Часто это выбор между небезопасными отношениями с одним человеком, но под крышей, и отсутствием безопасности среди многих — на улице.

 

Также может быть неофициальная работа, куда женщина устраивается на любых условиях, просто чтобы немного заработать. В трудовых домах работают и женщины. За многочасовую смену, во время которой женщины убирают и готовят, они получают рублей 300.

 

Как часто женщины оказываются на улице из-за домашнего насилия и проблем в семье?

 

Семейные проблемы, в том числе насилие, — основная причина именно женской бездомности. Клиентки «Ночлежки» называют ее в два раза чаще, чем любую другую. Именно женщинам труднее принять предложение о помощи, они прилагают больше усилий, чтобы скрыть свою бездомность, ощущают более сильную дискриминацию и стигматизацию в обществе. Очень сильно давит стереотип, что предназначение женщины — в материнстве, присмотре за домом, в том, чтобы быть хранительницей очага.

 

Женщины более финансово уязвимы, чем мужчины. Они чаще задерживаются на низких стартовых позициях. Средний уровень зарплаты у женщин ниже, при том что уровень образования на тех же должностях часто выше. Если женщина находится в декрете, она нередко финансово зависит от супруга.



Как искусство и культура помогают изменить отношение к теме бездомности в России?

 
О бездомности непросто говорить напрямую: это очень сложная для восприятия тема. Вокруг нее существует множество устоявшихся представлений. Тему дома и его поисков — в прямом и более абстрактном, метафорическом смысле — можно найти в любом виде искусства и любую эпоху. Поэтому в человеке, который хоть как-то интересуется культурой, эта тема живет. Ее нужно просто «распаковать», назвать какие-то вещи, неочевидные для самого человека, чтобы запустить в нем процесс размышлений и узнавания. Культура и искусство способствуют этим размышлениям. 
 
С одной стороны, мы стараемся самостоятельно создать определенный дискурс о бездомности, с другой — присоединиться и прозвучать вместе с теми, кто готов говорить на такую сложную тему. Музеи — одни из таких партнеров.

Как искусство и культура помогают изменить отношение к теме бездомности в России?

 

О бездомности непросто говорить напрямую: это очень сложная для восприятия тема. Вокруг нее существует множество устоявшихся представлений. Тему дома и его поисков — в прямом и более абстрактном, метафорическом смысле — можно найти в любом виде искусства и любую эпоху. Поэтому в человеке, который хоть как-то интересуется культурой, эта тема живет. Ее нужно просто «распаковать», назвать какие-то вещи, неочевидные для самого человека, чтобы запустить в нем процесс размышлений и узнавания. Культура и искусство способствуют этим размышлениям. 

 

С одной стороны, мы стараемся самостоятельно создать определенный дискурс о бездомности, с другой — присоединиться и прозвучать вместе с теми, кто готов говорить на такую сложную тему. Музеи — одни из таких партнеров.

Какие стереотипы о бездомности вам кажутся наиболее деструктивными?

 

Конечно, у стереотипов нет рейтинга. Но, на мой взгляд, основной, из которого вырастают все остальные, — это представление о бездомных как об особой безликой массе, в которой нет отдельных, разных людей. У них, как сейчас принято говорить, нет субъектности. То есть — все одинаковые и одинаково опасные, неприятные и т. д. 

Мы же, напротив, своей работой показываем, что «бездомный» — это прилагательное, которое «прилагается» (надеемся, на короткое время) к слову «человек». Культура, кстати, тоже своим существованием утверждает субъектность каждого человека — его достоинство, право творить, говорить, быть разным. Если этого права нет, то начинаются стереотипы — то есть вредные обобщения.

 

Как на самом деле люди оказываются на улице?

 

Каждый год мы проводим опрос клиенток и клиентов о причинах, по которым они оказались на улице. Бездомность — это всегда комплекс причин, но есть тенденции. Если до 2022 года чаще всего люди оказывались на улице из-за переезда в другой регион, то теперь большинство лишаются крыши над головой из-за потери работы и невозможности снимать жильё. Подробно о причинах бездомности можно прочитать у нас на сайте.

 

И в какой степени трудовое рабство является одной из этих причин?

 

В большой степени. Человек может приехать на заработки в другой город и сразу на вокзале попасть в руки вербовщиков. Трудовые дома — преступно-коммерческие предприятия, которые расцветают на дефиците рабочей силы. Это беда сегодняшней России. Туда потоком вербуют людей и эксплуатируют их дешевый труд. 

 

Человек может копать траншеи, разгружать вагоны, работать на стройке и получать за изнурительный труд 400–800 рублей в сутки. Если человек получает травму, его могут просто выбросить на улицу. Людей могут даже перепродавать друг другу, отнимать у них документы, избивать, штрафовать, чтобы не платить вообще ничего.

Без постоянного жилья остаются разные люди: трудовые мигранты, пенсионеры или студенты. И всё же бездомные женщины остаются менее «заметными» для общества — почему так происходит?

 

Бездомные женщины до последнего используют социальные связи — остаются у родственников, знакомых или партнеров, даже если это может привести к опасным ситуациям. Часто это выбор между небезопасными отношениями с одним человеком, но под крышей, и отсутствием безопасности среди многих — на улице.

Также может быть неофициальная работа, куда женщина устраивается на любых условиях, просто чтобы немного заработать. В трудовых домах работают и женщины. За многочасовую смену, во время которой женщины убирают и готовят, они получают рублей 300.

 

Как часто женщины оказываются на улице из-за домашнего насилия и проблем в семье?

 

Семейные проблемы, в том числе насилие, — основная причина именно женской бездомности. Клиентки «Ночлежки» называют ее в два раза чаще, чем любую другую. Именно женщинам труднее принять предложение о помощи, они прилагают больше усилий, чтобы скрыть свою бездомность, ощущают более сильную дискриминацию и стигматизацию в обществе. Очень сильно давит стереотип, что предназначение женщины — в материнстве, присмотре за домом, в том, чтобы быть хранительницей очага.

 

Женщины более финансово уязвимы, чем мужчины. Они чаще задерживаются на низких стартовых позициях. Средний уровень зарплаты у женщин ниже, при том что уровень образования на тех же должностях часто выше. Если женщина находится в декрете, она нередко финансово зависит от супруга.









Как вы выбрали работу «Оплакивание Христа» Жака Белланжа?

 

Помимо судьбы конкретной картины, нас заинтересовал и творческий путь Жака Белланжа. Его работы часто называют маргинальными, поскольку он не вписывался ни в одну художественную школу. Он нередко изображал нищих и служанок, находя особую гротескную выразительность в их облике.

 

Живопись мастера практически не сохранилась, что делает картину «Оплакивание Христа» особенно ценной. Помимо этого произведения, Эрмитаж располагает его гравюрами и рисунками. Сейчас посетители музея могут познакомиться с ними на выставке «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века» и оценить его необычную художественную манеру.
 

Какой путь проделала картина, прежде чем попасть в коллекцию Государственного Эрмитажа?

 

В Государственный Эрмитаж картина поступила в 1967 году — экспертно-закупочная комиссия приобрела ее у частного лица в Таллине (Эстония). До 1973 года произведение считалось работой испанского художника Франсиско Рибальты. Однако искусствовед Ирина Линник в 1973 году определила его как произведение Жака Белланжа. В основу ее выводов лег рисунок «Пьета с донатором», также приписываемый Белланжу. Кроме того, в других рисунках и офортах мастера можно найти множество аналогий с данной картиной.

 

Какие истории о потерянном искусстве есть еще в вашем музее?

 

Чаще всего такие истории схожи со случаем Белланжа и связаны с атрибуцией.

 

Расскажите, как чаще всего искусство «теряет свой дом»?

 

Это достаточно не простой вопрос. Наш пример скорее связан с потерей и обретением имени. Но случается и такое, что искусство «теряет» то место, где раньше хранилось – по самым разным причинам. Об этом подробно рассказывает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский

 

Могут ли культурные проекты и искусство в целом изменить отношение к теме бездомности в России — и как это уже происходит?

 

Нам очень хотелось бы в это верить! Поэтому мы приветствуем замечательное начинание — акцию «Искусство без дома», организованную «Ночлежкой».



Какой путь проделала картина, прежде чем попасть в коллекцию Государственного Эрмитажа?

 

В Государственный Эрмитаж картина поступила в 1967 году — экспертно-закупочная комиссия приобрела ее у частного лица в Таллине (Эстония). До 1973 года произведение считалось работой испанского художника Франсиско Рибальты. Однако искусствовед Ирина Линник в 1973 году определила его как произведение Жака Белланжа. В основу ее выводов лег рисунок «Пьета с донатором», также приписываемый Белланжу. Кроме того, в других рисунках и офортах мастера можно найти множество аналогий с данной картиной.

 

Какие истории о потерянном искусстве есть еще в вашем музее?

 

Чаще всего такие истории схожи со случаем Белланжа и связаны с атрибуцией.

 

Расскажите, как чаще всего искусство «теряет свой дом»?

 

Это достаточно не простой вопрос. Наш пример скорее связан с потерей и обретением имени. Но случается и такое, что искусство «теряет» то место, где раньше хранилось – по самым разным причинам. Об этом подробно рассказывает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский

 

Могут ли культурные проекты и искусство в целом изменить отношение к теме бездомности в России — и как это уже происходит?

 

Нам очень хотелось бы в это верить! Поэтому мы приветствуем замечательное начинание — акцию «Искусство без дома», организованную «Ночлежкой».




















Как вы выбрали двери из Тульчина для совместного проекта с «Ночлежкой»?

 

Мы долго размышляли, что можем выбрать для проекта, поскольку наша постоянная экспозиция, посвященная культуре и истории еврейского народа, мультимедийная и информационно насыщенная. Обсуждали возможность рассказать о Бахметьевском автобусном парке — бывшем доме для машин, о гараже, который в 2012 году стал домом для музея.

 

В итоге хранитель музея Андрей Лихацкий и коллеги из исследовательского центра помогли подобрать экспонаты, подходящие для проекта. Часть предметов в нашей коллекции — найденные, подброшенные или спасенные вещи, но большинство из них находятся в закрытом хранении. Некоторые из этих предметов посетители смогли увидеть на экскурсии Андрея в рамках проекта с «Ночлежкой».

 

Двери показались нам верным выбором не только из-за провенанса — они были обнаружены во время этнографической экспедиции в 2005 году, — но и благодаря своей символике. Эти двери когда-то вели в дом. В дом, который, возможно, был разрушен. В дом, который покинули. Или в дом, в который больше не вернулись. Поэтому было особенно символично выбрать именно этот экспонат.

 

Помимо дверей из Тульчина, мы выбрали съемные щиты потолка веранды-сукки. Такие потолки очень редки — их тоже нашли во время этнографической экспедиции в Винницкой области. Они часто уничтожались новыми хозяевами домов при каждом ремонте, поскольку их религиозные функции были уже непонятны.

 

Какой путь они проделали, прежде чем попасть в коллекцию Еврейского музея и центра толерантности?

 

Некоторые предметы еврейского материального наследия сохранились в большом количестве, а некоторые — чрезвычайно редки. Любопытно, что самым массовым предметом еврейского искусства является мацева — надгробная плита, поскольку еврейские кладбища зачастую сохранялись даже после исчезновения еврейского населения из населенного пункта. В то же время старинные предметы одежды — большая редкость из-за недолговечности материалов. Элементы жилого интерьера — тоже редки, и их поиск и сохранение стали важным направлением в еврейских исследованиях.

 

Для этого организуются специальные экспедиции, в ходе которых исследователи ищут такие реликты и сохраняют их для будущих поколений. Во время одной из таких экспедиций в 2005 году была найдена деревянная входная дверь из Тульчина. В этом небольшом городке в Подолии, на территории современной Украины, когда-то жила большая еврейская община. И главное — там уцелели дома с элементами еврейского декора. Тогда и была найдена эта дверь, ныне установленная в музее. На ее еврейское происхождение указывают частично стертые изображения львиных голов — символов колена Иуды. Дверь выкупили у владельца и перевезли в музей, где она стала частью экспозиции.

 

Какие истории о потерянном искусстве есть ещё в вашем музее?

 

Однажды я, Андрей Лихацкий, ездил подписывать документы о дарении. Женщина, подписав их, сказала, что у нее есть «картинки с евреями» — и вручила мне пакет с несколькими рисунками. На них действительно были сцены из еврейской жизни. Стиль показался мне знакомым. Когда мы начали снимать рамы, то на обороте обнаружили надписи на идише. 

 

Благодаря этим надписям удалось установить авторство — рисунки принадлежали известному художнику и иллюстратору Менделю Хаимовичу Горшману. Надписи были сделаны рукой его жены — Ширы Горшман, которая, вероятно, раздавала работы друзьям и знакомым перед их эмиграцией в Израиль в 1991 году.

 

Таким образом, несколько ценных иллюстраций известного еврейского художника долгое время хранились на шкафу в обычной квартире — и, в конце концов, обрели свой дом в нашем музее.

 

Расскажите, как чаще всего искусство «теряет свой дом»?

 

Чаще всего искусство теряет дом при наследовании. Есть расхожая фраза: «память живет три поколения» — и в отношении предметов это действительно подтверждается. Типичный путь вещи в музей выглядит так: после смерти старшего родственника остаются семейные архивы, не слишком интересные наследникам, и они стараются отнести эти предметы в музей.

 

Есть и другой путь — более осознанный. Многие люди в старости начинают интересоваться семейной историей, разбирают архивы и с удивлением открывают, что их близкие прожили насыщенную жизнь. Но часто оказывается, что передать эту память некому — из-за одиночества или отсутствия интереса у младших поколений. И тогда такие люди стремятся передать предметы туда, где они будут сохранены.

 

Есть и третий сценарий: в семейные архивы попадают предметы, не относящиеся напрямую к этой семье — вещи знакомых, дальних родственников, друзей. Так, в нашей коллекции оказался фотоальбом студента Московского педагогического института, который добровольцем ушел на фронт в 1941 году и погиб. Перед уходом он передал альбом на хранение однокурснице. Она хранила его как память, но когда умерла и она, альбом оказался никому не нужным. Его передали музею, потому что в нем уже не осталось той личной памяти, которая делает вещь ценной. Люди часто избавляются от таких «лишних» предметов — и если не отдают их в музей, то просто выбрасывают. Это еще раз доказывает: ценность искусства — не только в нем самом, но и в истории, которую оно хранит. Без этой истории вещь рискует остаться без дома.
















Могут ли культурные проекты и искусство изменить отношение к теме бездомности в России — и как это уже происходит?

 

Музеи и другие культурные институции — это «третье место» для людей. Институции могут и должны быть социальными агентами. В определении музея по версии ICOM говорится: «Открытые для публики, доступные и инклюзивные, музеи способствуют развитию многообразия и устойчивости. Они работают и коммуницируют этично, профессионально и с участием сообществ, предлагая разнообразный опыт для образования, наслаждения, размышлений и обмена знаниями».

 

Именно через такую оптику культурные проекты и искусство могут менять отношение к теме бездомности — обращаясь к ней с вниманием. Работа в отделе инклюзивных практик как раз и заключается в поддержке и включении исключенных групп. Тема бездомности может казаться неудобной и незаметной, но говорить о ней важно. Искусство позволяет сделать это наглядно, приближая тему к личному опыту зрителя. Оно может разрушать стереотипы, показывая, что бездомные — это не «маргиналы», а обычные люди, попавшие в трудные обстоятельства. Это дает шанс изменить отношение.

 

Изменения уже происходят. Этот проект «Ночлежки» с крупными музеями тому подтверждение. И для нас это не первый опыт: в 2019 году в музее проходила инсталляция «Инстадрама», а в 2022 — серия паблик-токов на тему бездомности в рамках фотовыставки «Чувство дома».

 

Культурные проекты и искусство не только освещают проблему бездомности — они способны менять к ней отношение.



Как вы выбрали двери из Тульчина для совместного проекта с «Ночлежкой»?

 

Мы долго размышляли, что можем выбрать для проекта, поскольку наша постоянная экспозиция, посвященная культуре и истории еврейского народа, мультимедийная и информационно насыщенная. Обсуждали возможность рассказать о Бахметьевском автобусном парке — бывшем доме для машин, о гараже, который в 2012 году стал домом для музея.

 

В итоге хранитель музея Андрей Лихацкий и коллеги из исследовательского центра помогли подобрать экспонаты, подходящие для проекта. Часть предметов в нашей коллекции — найденные, подброшенные или спасенные вещи, но большинство из них находятся в закрытом хранении. Некоторые из этих предметов посетители смогли увидеть на экскурсии Андрея в рамках проекта с «Ночлежкой».
 
Двери показались нам верным выбором не только из-за провенанса — они были обнаружены во время этнографической экспедиции в 2005 году, — но и благодаря своей символике. Эти двери когда-то вели в дом. В дом, который, возможно, был разрушен. В дом, который покинули. Или в дом, в который больше не вернулись. Поэтому было особенно символично выбрать именно этот экспонат.

 

Помимо дверей из Тульчина, мы выбрали съемные щиты потолка веранды-сукки. Такие потолки очень редки — их тоже нашли во время этнографической экспедиции в Винницкой области. Они часто уничтожались новыми хозяевами домов при каждом ремонте, поскольку их религиозные функции были уже непонятны.







 
Какой путь они проделали, прежде чем попасть в коллекцию Еврейского музея и центра толерантности?

 

Некоторые предметы еврейского материального наследия сохранились в большом количестве, а некоторые — чрезвычайно редки. Любопытно, что самым массовым предметом еврейского искусства является мацева — надгробная плита, поскольку еврейские кладбища зачастую сохранялись даже после исчезновения еврейского населения из населенного пункта. В то же время старинные предметы одежды — большая редкость из-за недолговечности материалов. Элементы жилого интерьера — тоже редки, и их поиск и сохранение стали важным направлением в еврейских исследованиях.

 

Для этого организуются специальные экспедиции, в ходе которых исследователи ищут такие реликты и сохраняют их для будущих поколений. Во время одной из таких экспедиций в 2005 году была найдена деревянная входная дверь из Тульчина. В этом небольшом городке в Подолии, на территории современной Украины, когда-то жила большая еврейская община. И главное — там уцелели дома с элементами еврейского декора. Тогда и была найдена эта дверь, ныне установленная в музее. На ее еврейское происхождение указывают частично стертые изображения львиных голов — символов колена Иуды. Дверь выкупили у владельца и перевезли в музей, где она стала частью экспозиции.

 

Какие истории о потерянном искусстве есть ещё в вашем музее?

 

Однажды я, Андрей Лихацкий, ездил подписывать документы о дарении. Женщина, подписав их, сказала, что у нее есть «картинки с евреями» — и вручила мне пакет с несколькими рисунками. На них действительно были сцены из еврейской жизни. Стиль показался мне знакомым. Когда мы начали снимать рамы, то на обороте обнаружили надписи на идише. 

 

Благодаря этим надписям удалось установить авторство — рисунки принадлежали известному художнику и иллюстратору Менделю Хаимовичу Горшману. Надписи были сделаны рукой его жены — Ширы Горшман, которая, вероятно, раздавала работы друзьям и знакомым перед их эмиграцией в Израиль в 1991 году.
Таким образом, несколько ценных иллюстраций известного еврейского художника долгое время хранились на шкафу в обычной квартире — и, в конце концов, обрели свой дом в нашем музее.

 

Расскажите, как чаще всего искусство «теряет свой дом»?

 

Чаще всего искусство теряет дом при наследовании. Есть расхожая фраза: «память живет три поколения» — и в отношении предметов это действительно подтверждается. Типичный путь вещи в музей выглядит так: после смерти старшего родственника остаются семейные архивы, не слишком интересные наследникам, и они стараются отнести эти предметы в музей.
Есть и другой путь — более осознанный. Многие люди в старости начинают интересоваться семейной историей, разбирают архивы и с удивлением открывают, что их близкие прожили насыщенную жизнь. Но часто оказывается, что передать эту память некому — из-за одиночества или отсутствия интереса у младших поколений. И тогда такие люди стремятся передать предметы туда, где они будут сохранены.

 

Есть и третий сценарий: в семейные архивы попадают предметы, не относящиеся напрямую к этой семье — вещи знакомых, дальних родственников, друзей. Так, в нашей коллекции оказался фотоальбом студента Московского педагогического института, который добровольцем ушел на фронт в 1941 году и погиб. Перед уходом он передал альбом на хранение однокурснице. Она хранила его как память, но когда умерла и она, альбом оказался никому не нужным. Его передали музею, потому что в нем уже не осталось той личной памяти, которая делает вещь ценной. Люди часто избавляются от таких «лишних» предметов — и если не отдают их в музей, то просто выбрасывают. Это еще раз доказывает: ценность искусства — не только в нем самом, но и в истории, которую оно хранит. Без этой истории вещь рискует остаться без дома.





Могут ли культурные проекты и искусство изменить отношение к теме бездомности в России — и как это уже происходит?

 

Музеи и другие культурные институции — это «третье место» для людей. Институции могут и должны быть социальными агентами. В определении музея по версии ICOM говорится: «Открытые для публики, доступные и инклюзивные, музеи способствуют развитию многообразия и устойчивости. Они работают и коммуницируют этично, профессионально и с участием сообществ, предлагая разнообразный опыт для образования, наслаждения, размышлений и обмена знаниями». 

 

Именно через такую оптику культурные проекты и искусство могут менять отношение к теме бездомности — обращаясь к ней с вниманием. Работа в отделе инклюзивных практик как раз и заключается в поддержке и включении исключенных групп. Тема бездомности может казаться неудобной и незаметной, но говорить о ней важно. Искусство позволяет сделать это наглядно, приближая тему к личному опыту зрителя. Оно может разрушать стереотипы, показывая, что бездомные — это не «маргиналы», а обычные люди, попавшие в трудные обстоятельства. Это дает шанс изменить отношение.

 

Изменения уже происходят. Этот проект «Ночлежки» с крупными музеями тому подтверждение. И для нас это не первый опыт: в 2019 году в музее проходила инсталляция «Инстадрама», а в 2022 — серия паблик-токов на тему бездомности в рамках фотовыставки «Чувство дома».

 

Культурные проекты и искусство не только освещают проблему бездомности — они способны менять к ней отношение.







Как вы выбрали работу Николая Богданова-Бельского «Лето» для совместного проекта с «Ночлежкой»?

 

В рамках этой  акции мы рассказывали о произведениях искусства, проводя параллели с опытом бездомности. Это могли быть истории, связанные с провенансом, атрибуцией или поиском музеем своего места на карте города. Нам было важно выбрать работу, которая через метафору раскрыла бы одну из причин бездомности.

 

У картины Богданова-Бельского был провенанс, который мы соотнесли с трудовой миграцией и зацепились за саму идею постоянных перемещений. Мы также говорили о том, что феномен русского импрессионизма обретает свой дом под эгидой Музея русского импрессионизма. Эта работа — одна из центральных в собрании музея.
Как вы выбрали работу Николая Богданова-Бельского «Лето» для совместного проекта с «Ночлежкой»?

 

В рамках этой  акции мы рассказывали о произведениях искусства, проводя параллели с опытом бездомности. Это могли быть истории, связанные с провенансом, атрибуцией или поиском музеем своего места на карте города. Нам было важно выбрать работу, которая через метафору раскрыла бы одну из причин бездомности.

 

У картины Богданова-Бельского был провенанс, который мы соотнесли с трудовой миграцией и зацепились за саму идею постоянных перемещений. Мы также говорили о том, что феномен русского импрессионизма обретает свой дом под эгидой Музея русского импрессионизма. Эта работа — одна из центральных в собрании музея.
Какой путь проделала картина, прежде чем попасть в коллекцию Музея русского импрессионизма?
 
Картина была написана в усадьбе Пожинки в Тверской области. Она экспонировалась на 40-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок. В XX веке след картины был утерян, и около 100 лет о ней ничего не было известно.

В 2013 году работу приобрели на аукционе Christie’s в Лондоне и возвратили в Россию. В мае 2016 года картины русских импрессионистов обрели свой дом — здание на территории бывшей кондитерской фабрики «Большевик». Среди них было и полотно «Лето».
 
Какие истории о потерянном искусстве есть ещё в вашем музее?
 
Часть работ в собрании музея были приобретены на аукционах за границей, подробностей об их провенансе не так много. Работа «Лето» показалась нам наиболее удачной для раскрытия идеи.
В 2023 году в музее открылся выставочный проект «Автор неизвестен. Коснуться главного». На выставке были представлены работы так называемых «н/х» — неизвестных художников. Отсутствие сведений об имени авторов, а также об их личной и творческой истории делает такие работы особенно загадочными. 

 

На выставке, в том числе, рассказывались истории, связанные с атрибуцией — определением автора, места и времени создания произведения. В контексте проблемы бездомности эти процессы можно соотнести с установлением личности человека.

 

 

Какой путь проделала картина, прежде чем попасть в коллекцию Музея русского импрессионизма?
 
Картина была написана в усадьбе Пожинки в Тверской области. Она экспонировалась на 40-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок. В XX веке след картины был утерян, и около 100 лет о ней ничего не было известно.

В 2013 году работу приобрели на аукционе Christie’s в Лондоне и возвратили в Россию. В мае 2016 года картины русских импрессионистов обрели свой дом — здание на территории бывшей кондитерской фабрики «Большевик». Среди них было и полотно «Лето».
 
Какие истории о потерянном искусстве есть ещё в вашем музее?
 
Часть работ в собрании музея были приобретены на аукционах за границей, подробностей об их провенансе не так много. Работа «Лето» показалась нам наиболее удачной для раскрытия идеи.
В 2023 году в музее открылся выставочный проект «Автор неизвестен. Коснуться главного». На выставке были представлены работы так называемых «н/х» — неизвестных художников. Отсутствие сведений об имени авторов, а также об их личной и творческой истории делает такие работы особенно загадочными. 
На выставке, в том числе, рассказывались истории, связанные с атрибуцией — определением автора, места и времени создания произведения. В контексте проблемы бездомности эти процессы можно соотнести с установлением личности человека.


Как чаще всего искусство «теряет свой дом»?

 

Произведения искусства могут терять дом из-за закрытия галерей, смены владельцев, войн и других обстоятельств непреодолимой силы.

 

Могут ли культурные проекты и искусство в целом изменить отношение к теме бездомности в России — и как это уже происходит?

 

Такие проекты действительно способствуют повышению уровня осведомленности и дестигматизации. Люди начинают задумываться о проблемах бездомности. Мы можем судить об этом даже по локальному социальному эффекту внутри самой институции: кто-то из коллег стал обращать внимание на информационные плакаты «Ночлежки» в переходе, а кто-то сделал пожертвование.










Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.