Арт-группа NONSNS представит свой новый проект, посвященный 20-летию одной из ведущих галерей современного искусства — Anna Nova. Мы попросили исследователя и куратора Илью Крончева-Иванова поделиться своими мыслями в предвкушении события.


Форма празднования 20-летия — художественная. Команда галереи пригласила художников из гибридной самоорганизации и арт-группы NONSNS — Гошу Голицына и Марию Челоянц, известных своими концептуальными проектами, осмысляющими современные феномены в ироничном и критическом ключе. Основной медиум группы — художественное событие. Как показывает практика, NONSNS почти всегда отдают приоритет процессу, а не материальным артефактам.
В этот раз художники подготовили работу, посвященную производству культурно-массового действия, под названием «Современное искусство полюбила я». Специально для этого проекта творческий дуэт выступает в роли ивент-агентства — NONSNS collab production. Ожидаем коллаб года!
Теперь немного ретроспекции. Как это часто бывает, именно на куратора ложится ответственная задача — объяснить, почему именно эти художники оказались здесь и показывают именно этот проект. Так вышло, что мне действительно есть что сказать. Более того, возможно, по моей вине мы и станем свидетелями грядущего события. Все началось в 2023 году, когда я пригласил арт-группу NONSNS принять участие в своем кураторском проекте «не смотри на меня так куратор», показанном в галерее Anna Nova. Тогда меня поразила серия видеоработ, в которых художники имитировали типовые форматы массовой телевизионной культуры — популярные ток-шоу, новостные репортажи, музыкальные концерты и даже рекламу. Под узнаваемыми формами скрывались размышления о взаимоотношениях между художниками и кураторами, а также о динамике художественных процессов в целом. Именно тогда Анна Баринова, основательница галереи Anna Nova, заинтересовалась практикой группы и с энтузиазмом посмотрела восьмичасовой эфир NONSNS CHANNEL.

На телеканале художников были такие программы, как «Пусть творят», «Давай поджемимся», «Голубой огонек. Здравствуй, NONSNS Новый год!», «Самый умный куратор», «Вечерний NONSNS» и даже «Реклама НЕВЕРОЯТНЫХ ТОВАРОВ». Однако эфир так и не пополнился одним из самых знаковых форматов развлекательного телевидения — музыкальным клипом. Со временем его отсутствие превратилось в настоящую обсессию. 13 октября 2023 года, на открытии одной из выставок в галерее, Гоша Голицын встретил Анну Баринову на лестнице и, словно между делом, произнес: «А давайте мы снимем для вас клип?». Тогда это прозвучало как шутка. Но, как это часто бывает, пранк вышел из-под контроля…


Современные молодые любители современного искусства, пожалуй, уже и не поверят, что статная и блистательная основательница галереи Anna Nova, визионер и смелый экспериментатор, когда-то была светской героиней, поп-певицей под псевдонимом Anna Nova и ведущей музыкальной передачи «Top 10 with Anna Nova» на канале BRIDGE TV. Её клипы крутили на музыкальных каналах, а сама она даже дважды была одной из кандидаток на участие в «Евровидении» с композициями «Traitor» и «Take It Away» в 2009 и 2010 годах. Кстати, как мне показалось, эти песни опередила своё время, но их не выбрали для представления на международной арене — что лишь в очередной раз подчеркнуло закостенелость отечественной поп-сцены. Возможно, именно поэтому Анна смогла по-настоящему проявить себя в мире современного искусства, где новаторство и эксперимент ценятся гораздо больше.
В одном из интервью Анна Баринова рассказала, кто повлиял на ее становление как музыканта. Неожиданно, это был Виктор Цой и группа «Кино»:
«Однажды в Петербурге, в галерее KGallery, проходила выставка, посвященная Виктору Цою. Я успела на нее в самый последний день — там уже начался демонтаж. Пройдясь по экспозиции, еще раз осознала масштаб личности Виктора Цоя и его влияние на меня. Я довольно часто думала о его жизни и творчестве. До сих пор время от времени слушаю его песни и пересматриваю фильмы с его участием. На мой взгляд, Виктор Цой — настоящий гений. Он оставил огромный след в истории русского рока и занял значимое место в моем сердце. Помимо музыки, Цой был художником, работал с живописью, графикой, деревом и камнем. На бессознательном уровне это нашло во мне отражение, и моя творческая деятельность стала шире».


Возможно, именно через музыку Анна пришла к делу, которое уже двадцать лет остается главным в ее жизни — к современному искусству. В том же интервью она добавляет:
«Параллельно со сценической деятельностью мы начали развивать ювелирный дом и галерею искусства, поэтому в какой-то момент моя музыкальная карьера отошла на второй план. Мне стало трудно совмещать несколько направлений. В 2013 году все же пришлось сделать выбор. Я решила оставить группу и сосредоточиться на том, к чему больше лежит душа — помогать талантливым людям творить и самореализовываться».
И вот, спустя двенадцать лет, арт-группа NONSNS дарит к двадцатилетию галереи самый уместный подарок — хэппенинг, по итогам которого будет создана видеоработа в форме музыкального клипа. Во всех текстовых материалах художники настойчиво предупреждают: «Внимание! Это не юбилей — это хэппенинг! Внимание! Это не музыкальный клип — это видеоарт!».
Кажется, что это одновременно и тот самый клип, которого не хватало в NONSNS CHANNEL в 2023 году, и возможный выход из внутреннего конфликта между музыкой и искусством, перед которым когда-то оказалась Анна в 2013-м. И, конечно, NONSNS не были бы собой, если бы не вложили в этот проект собственные авторские смыслы. Как рассказывают художники, «Современное искусство полюбила я» — это признание в любви к современному искусству и манифестация нового взгляда на мир, который оно открывает.

Придуманные ими слова песни могут быть произнесены каждым — ведь к празднованию приглашаются все: зрители, кураторы, коллекционеры, искусствоведы, сотрудники художественных институций, художники, галеристы, критики, медиаторы, арт-дилеры и другие участники арт-сцены. Так частный праздник одной галереи превращается во всеобщее celebration в честь искусства.
Задокументируйте свою любовь к искусству!
Принять участие в хэппенинге можно 18 и 19 октября. Запись — по ссылке на сайте галереи. Вход свободный.