Картинка

Серые дни и черные краски: когда русский пейзаж встретился с французской техникой

Как климат изменил палитру, и в чем секрет особого взгляда русских художников на мимолетные впечатления?

Импрессионизм, зародившийся во Франции как революция света и цвета, в русской интерпретации приобрел совершенно иное звучание. Длинные зимы и короткие световые дни, дымчатые пейзажи и контрасты ночных огней стали источником вдохновения для русских мастеров, которые, сохраняя свободу мазка, привнесли в нее элементы национального видения. Стог сена или сцена за чайным столом — одни и те же мотивы рассказывают совершенно разные истории во французской и русской живописи, отражая не только предпочтения художников, но и целую систему культурных ценностей, формировавшуюся векам. 

В специальном материале для ART FLASH куратор выставки «Изображая воздух. Русский импрессионизм», которая проходит до 1 июня в Музее русского импрессионизма, Наталья Свиридова раскрывает контрасты этих двух традиций импрессионизма.

Наталья Свиридова. Источник: Музей русского импрессионизма

Насколько характерно для русского и французского импрессионизма сохранение социальной и национальной составляющей?

Импрессионизм в своей основе — искусство реалистическое. По этой причине национальная составляющая — это закономерное явление. Природа России во многом отличается от природы Франции особенностями света, ландшафта. Предметная составляющая иная: Собор Парижской Богоматери не имеет ничего общего с пятиглавым купольным храмом, а крестьянский дом во Франции и в России — совершенно разные. Эти предметные особенности формируют различия в восприятии французского и русского импрессионизма.

Импрессионистические пейзажи во Франции создавались не только в городской среде, но и в сельской местности. В России художники предпочитали городской суете преимущественно виды русских усадеб, деревень, нетронутой природы. Сельские виды — это часть окружения художника, а не тема для социальной проблематики. При изображении сельского труда, образов крестьян, рабочих художники не акцентировали внимание на тяжелой жизни, а только на ее укладе.

Сохраняла ли русская портретная традиция, даже в импрессионизме, акцент на личности модели, в отличие от французских портретов, в которым важным был живописный мотив?

Я бы так принципиально не ставила вопрос. Импрессионизм внес новое в портретный жанр. Теперь не так важно передать четкие черты лица модели, как передать ее настроение. Однако этот новый подход не исключил классические цели и задачи портретного жанра.

Во Франции импрессионистические портреты также писались на заказ или с целью рассказа о портретируемом, как о друге, коллеге, родственнике (жена, брат, сын, дочь и так далее). В этих работах также отражается социальный статус, часто прочитывается и профессиональная деятельность человека.

Насколько необычно использование темных тонов в «Завтраке на траве» Моне для французского импрессионизма?

Ничего необычного нет. Вспомните историю создания: работа писалась для Салона и также была профессиональным «ответом» Эдуарду Мане, которого мы рассматриваем как предшественника импрессионизма. Моне также проявлял интерес к фотографии и ее возможностям, уделяя особое внимание световым контрастам.

В творчестве французских импрессионистов немало картин, выполненных в темной палитре (вечерние, ночные, пасмурные пейзажи, сцены в слабо освещенных комнатах и другие).

С чем связано более свободное использование черного цвета в русском импрессионизме?

Импрессионизм ассоциируется, прежде всего, со светлой палитрой, обилием солнца, воздуха. Французские художники отказывались от темных красок, исключили черный цвет с палитры. Это не значит, что они не писали вечерние или ночные виды, интерьеры с приглушенным освещением. Подобные картины они создавали с помощью другой палитры. В темной импрессионистической палитре русских художников усматривается влияние испанской, скандинавской живописи и, конечно, серой дымчатой левитановской палитры.

В 1898 году Исаак Левитан отправляется в Париж на всемирную выставку, где его внимание привлекли картины художников барбизонской школы: Жана Батиста Камиля Коро, Жана-Франсуа Милле, Теодора Руссо и некоторых импрессионистов. Их живопись значительно повлияла на русского мастера пейзажа. Именно в это время у него появляется интерес к передаче быстро меняющихся, едва уловимых состояний природы. Наиболее ярко это проявилось в сумеречных и ночных пейзажах, изображении спящих деревень, тихих ночей. Продолжат эту линию Николай Мещерин, Василий Переплёетчиков и другие.

Важное значение имела специфика русской природы:, длинная зима и короткий световой день. Художники продолжали и линию русского критического реализма — видеть красоту в непритязательной русской природе (вспомните «Грачи прилетели» Алексея Саврасова из собрания Государственной Третьяковской галереи). Свой вклад сделал и Константин Коровин, привезя из Франции множество ночных видов Парижа. В отличие от левитановской линии — это игра на контрастах глухих пятен ночи и ярких фонарей.

Показательна история, описанная Николаем Ульяновым в воспоминаниях о своем учителе Валентине Серове. Однажды Семёен Никифоров принес педагогу свои летние этюды, где в яркий солнечный день были изображены мальчики-рыбаки на берегу речки: «Взглянув на этюды, Серов хотел уклониться от отзыва, но, пересилив себя, скучающе-равнодушно заметил: «Покажите это Коровину. Он тоже рыбак. Он это дело понимает. Сам пишет солнце. А я… я люблю серые дни»».

«Паломничество» русских художников к «живописным берегам» Испании началось довольно поздно, в 1840-е годы, а регулярными поездки стали только во второй половине XIX столетия. Илья Репин, посетивший Испанию в 1883 году, восхищался Рембрандтом и Веласкесом, позднее заявляя, что они его «боги», «выше всех академий мира», высоко ставил живопись Мариано Фортуни. Константин Коровин также остался в восторге от искусства Фортуни. В Испанию Коровина отправил Савва Мамонтов — здесь художник должен был сделать эскизы к постановкам «Кармен» и «Дон Кихот». Коровин об Испании вспоминал: «…. Но почему, несмотря на другую природу, обстановку, весь иной лик, я чувствовал себя, будто я в Москве? В чем дело?».

О чем говорит общность сюжетов в работах русских и французских импрессионистов?

Импрессионизм в России получил свое развитие значительно позже, чем во Франции. Русские художники смотрели, вникали в суть импрессионизма в живописи и определяли для себя эталоны. Процесс рефлексии — закономерное явление в познании, ремесленном и творческом процессе.

Давайте подведем итоги: какие главные общие и отличительные черты двух явлений импрессионизма?

Общие черты: высветление палитры, акцент на световоздушной среде, легкие сюжеты (сцены отдыха, развлечений, семейные сцены материнства, детства), композиционная фрагментарность, поиск неожиданных ракурсов (влияние японской гравюры).

Отличительные черты: любовь русских художников к темной и серой палитре, сочетание импрессионистической живописной культуры в передаче образа с реалистическими или постимпрессионистическими приемам.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.