Импрессионизм, зародившийся во Франции как революция света и цвета, в русской интерпретации приобрел совершенно иное звучание. Длинные зимы и короткие световые дни, дымчатые пейзажи и контрасты ночных огней стали источником вдохновения для русских мастеров, которые, сохраняя свободу мазка, привнесли в нее элементы национального видения. Стог сена или сцена за чайным столом — одни и те же мотивы рассказывают совершенно разные истории во французской и русской живописи, отражая не только предпочтения художников, но и целую систему культурных ценностей, формировавшуюся векам.
В специальном материале для ART FLASH куратор выставки «Изображая воздух. Русский импрессионизм», которая проходит до 1 июня в Музее русского импрессионизма, Наталья Свиридова раскрывает контрасты этих двух традиций импрессионизма.

Насколько характерно для русского и французского импрессионизма сохранение социальной и национальной составляющей?
Импрессионизм в своей основе — искусство реалистическое. По этой причине национальная составляющая — это закономерное явление. Природа России во многом отличается от природы Франции особенностями света, ландшафта. Предметная составляющая иная: Собор Парижской Богоматери не имеет ничего общего с пятиглавым купольным храмом, а крестьянский дом во Франции и в России — совершенно разные. Эти предметные особенности формируют различия в восприятии французского и русского импрессионизма.
Импрессионистические пейзажи во Франции создавались не только в городской среде, но и в сельской местности. В России художники предпочитали городской суете преимущественно виды русских усадеб, деревень, нетронутой природы. Сельские виды — это часть окружения художника, а не тема для социальной проблематики. При изображении сельского труда, образов крестьян, рабочих художники не акцентировали внимание на тяжелой жизни, а только на ее укладе.

Стог сена. 1901
Частное собрание, Москва

Стог сена вечером. 1890
Частная коллекция
Сохраняла ли русская портретная традиция, даже в импрессионизме, акцент на личности модели, в отличие от французских портретов, в которым важным был живописный мотив?
Я бы так принципиально не ставила вопрос. Импрессионизм внес новое в портретный жанр. Теперь не так важно передать четкие черты лица модели, как передать ее настроение. Однако этот новый подход не исключил классические цели и задачи портретного жанра.
Во Франции импрессионистические портреты также писались на заказ или с целью рассказа о портретируемом, как о друге, коллеге, родственнике (жена, брат, сын, дочь и так далее). В этих работах также отражается социальный статус, часто прочитывается и профессиональная деятельность человека.

Портрет Марии Эдуардовны Ольцин. 1911
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

Портрет Жанны Самари. 1877
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Насколько необычно использование темных тонов в «Завтраке на траве» Моне для французского импрессионизма?
Ничего необычного нет. Вспомните историю создания: работа писалась для Салона и также была профессиональным «ответом» Эдуарду Мане, которого мы рассматриваем как предшественника импрессионизма. Моне также проявлял интерес к фотографии и ее возможностям, уделяя особое внимание световым контрастам.
В творчестве французских импрессионистов немало картин, выполненных в темной палитре (вечерние, ночные, пасмурные пейзажи, сцены в слабо освещенных комнатах и другие).
С чем связано более свободное использование черного цвета в русском импрессионизме?
Импрессионизм ассоциируется, прежде всего, со светлой палитрой, обилием солнца, воздуха. Французские художники отказывались от темных красок, исключили черный цвет с палитры. Это не значит, что они не писали вечерние или ночные виды, интерьеры с приглушенным освещением. Подобные картины они создавали с помощью другой палитры. В темной импрессионистической палитре русских художников усматривается влияние испанской, скандинавской живописи и, конечно, серой дымчатой левитановской палитры.
В 1898 году Исаак Левитан отправляется в Париж на всемирную выставку, где его внимание привлекли картины художников барбизонской школы: Жана Батиста Камиля Коро, Жана-Франсуа Милле, Теодора Руссо и некоторых импрессионистов. Их живопись значительно повлияла на русского мастера пейзажа. Именно в это время у него появляется интерес к передаче быстро меняющихся, едва уловимых состояний природы. Наиболее ярко это проявилось в сумеречных и ночных пейзажах, изображении спящих деревень, тихих ночей. Продолжат эту линию Николай Мещерин, Василий Переплёетчиков и другие.
Важное значение имела специфика русской природы:, длинная зима и короткий световой день. Художники продолжали и линию русского критического реализма — видеть красоту в непритязательной русской природе (вспомните «Грачи прилетели» Алексея Саврасова из собрания Государственной Третьяковской галереи). Свой вклад сделал и Константин Коровин, привезя из Франции множество ночных видов Парижа. В отличие от левитановской линии — это игра на контрастах глухих пятен ночи и ярких фонарей.
Показательна история, описанная Николаем Ульяновым в воспоминаниях о своем учителе Валентине Серове. Однажды Семёен Никифоров принес педагогу свои летние этюды, где в яркий солнечный день были изображены мальчики-рыбаки на берегу речки: «Взглянув на этюды, Серов хотел уклониться от отзыва, но, пересилив себя, скучающе-равнодушно заметил: «Покажите это Коровину. Он тоже рыбак. Он это дело понимает. Сам пишет солнце. А я… я люблю серые дни»».
«Паломничество» русских художников к «живописным берегам» Испании началось довольно поздно, в 1840-е годы, а регулярными поездки стали только во второй половине XIX столетия. Илья Репин, посетивший Испанию в 1883 году, восхищался Рембрандтом и Веласкесом, позднее заявляя, что они его «боги», «выше всех академий мира», высоко ставил живопись Мариано Фортуни. Константин Коровин также остался в восторге от искусства Фортуни. В Испанию Коровина отправил Савва Мамонтов — здесь художник должен был сделать эскизы к постановкам «Кармен» и «Дон Кихот». Коровин об Испании вспоминал: «…. Но почему, несмотря на другую природу, обстановку, весь иной лик, я чувствовал себя, будто я в Москве? В чем дело?».

Пикник. 1915
Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых, Киров

Завтрак на траве. 1866
Государственный музей изобразительных искусств А. С. Пушкина
О чем говорит общность сюжетов в работах русских и французских импрессионистов?
Импрессионизм в России получил свое развитие значительно позже, чем во Франции. Русские художники смотрели, вникали в суть импрессионизма в живописи и определяли для себя эталоны. Процесс рефлексии — закономерное явление в познании, ремесленном и творческом процессе.
Давайте подведем итоги: какие главные общие и отличительные черты двух явлений импрессионизма?
Общие черты: высветление палитры, акцент на световоздушной среде, легкие сюжеты (сцены отдыха, развлечений, семейные сцены материнства, детства), композиционная фрагментарность, поиск неожиданных ракурсов (влияние японской гравюры).
Отличительные черты: любовь русских художников к темной и серой палитре, сочетание импрессионистической живописной культуры в передаче образа с реалистическими или постимпрессионистическими приемам.

За чайным столом. 1888. Государственный музей В. Д. Поленова

Завтрак гребцов. 1880-1881
Собрание Филлипса, Вашингтон