30 мая Третьяковская галерея в Самаре встретила первых гостей после реставрации памятника конструктивизма XX века — здания «Фабрики-кухни».
Генеральный партнер открытия филиала — СПАО «Ингосстрах».
Мы пообщались с директором музея Михаилом Савченко и узнали о том, какой путь от идеи проекта до создания целого культурного пространства прошла Третьяковка.

Как возникла идея?
История началась более десяти лет назад, когда инициативная группа архитекторов и студентов-архитекторов приняла решение провести различные акции в защиту «Фабрики-кухни» — здания, которое не было памятником архитектуры и постепенно разрушалось. Им удалось привлечь внимание властей и прессы, в том числе международной, и здание выкупили.
Изначально это должна была быть не Третьяковка, а Государственный центр современного искусства, но впоследствии проект встал, и уже в восемнадцатом году министр культуры Российской Федерации Мединский по инициативе депутата Самарской области Александра Хинштейна предложил директору Третьяковки Зельфире Исмаиловне взять это здание под свою опеку и сделать здесь филиал Третьяковской галереи в Самаре.
Зельфира Исмаиловна приехала, чтобы посмотреть здание. Тогда это была абсолютная руина без окон, дверей и крыши, но она увидела потенциал. С тех пор начала формироваться команда. И проект интерьера, и выставочные планы — все делалось при участии местных профессионалов.
Во время реконструкции и реставрации здания мы работали во временном помещении в центре города на улице Фрунзе. Уже на тот момент для нас было важно стать заметными в городе, чтобы люди могли к нам приходить. Параллельно мы разрабатывали концепцию внутреннего устройства «Фабрики-кухни».
Что ждет гостей галереи?
Третьяковская галерея представит два выставочных проекта, один из которых — музей «Фабрики-кухни». Эта история самого здания, про которое изначально практически ничего не было известно, как и про судьбу его архитектора Екатерины Максимовой — одной из первых женщин в России, или, может быть, самой первой, создавшей большой архитектурный проект.
На выставке мы расскажем об истории здания, об устройстве общественного питания в Советском Союзе в 30-е годы, о фабриках-кухнях, об архитектуре и конструктивизме.
Генеральный партнер проекта «Музей Фабрики-кухни»: ООО «Пегас-Агро».
Проект Музея Фабрики-кухни реализован благодаря победе в конкурсе индустриальный эксперимент фонда Владимира Потанина.

Второй проект, более художественный, — выставка «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве», собранная из коллекции Третьяковской галереи. Здесь будут показаны около 100 работ из коллекции Третьяковки и частных коллекций, поделенных на несколько залов. Каждый зал расскажет о разных состояниях, которые мы переживаем, употребляя пищу. На выставке будут представлены как признанные шедевры, «Охотники на привале», «Чаепитие в Мытищах», «Завтрак аристократа», так и работы современных художников из последних поступлений в коллекцию Третьяковской галереи.
Генеральный партнер выставки: Яндекс, Яндекс Еда, Шедеврум, Алиса.
В ближайших планах — смена художественных выставок на втором этаже два или три раза в год, а также задействование двора музея, открытие ресторана, фестиваля и запуск большой образовательный блок. На первом этаже сейчас находится образовательный центр, где будут проходить просветительские программы для взрослых и детей, и много чего еще.
О локации
Место мы не выбирали, оно исторически сложилось. Это застройка 30-х годов — такой географический центр, середина города. И мне это кажется очень важным, потому что мы развиваем новый район, в котором не так много культурных предложений, но много жителей.
И рядом с нами появляются соседи. Например, «Дом рока» — частный музей, рассказывающий о рок-сцене, европейской и американской. Также сейчас строится планетарий, часть музея «Самара Космическая». Втроем мы сможем создать серьезную точку притяжения в этой части города. Притом, что она очень удобная и доступная.
О коммуникациях со столичной Третьяковкой
Конечно, мы находимся в тесной связи. Все наши большие проекты проходят утверждение на научном совете выставочной комиссии. Во многом для Третьяковской галереи мы — пилотный проект, и часто вещи, которые были придуманы и внедрены нами, потом идут в работу в другие филиалы, а что-то даже в основную Третьяковку. Могу сказать, что общение очень комфортное, какого-то чрезмерного контроля мы не ощущаем. Это настоящие партнерские отношения, поэтому я очень благодарен коллегам за постоянную поддержку, помощь и участие в жизни филиала в Самаре.

О миссии галереи
Любой современный музей — это целый набор новых функций. В Самарской Третьяковке тоже будут мастерские, просветительский центр и арт-резиденции. Для Галереи это в целом новая функция: искусство не только хранится и показывается, но и создается, и это интересное направление работы.
Генеральным партнером Культурно-просветительского центра и Творческих мастерских является ГК «Акрон Холдинг».
Проект Арт-резиденций «Художник +» поддерживает Альфа-Банк.
У нас есть специальное пространство в здании, куда будут приезжать работать художники. У них будет отдельный выставочный зал, мастерские, которые мы предоставим по конкурсу. Это такая новая интересная функция, которая подарит нам дополнительные выставки и художественные проекты в течение года. Пару лет назад вместе с городскими и областными властями мы сделали проект благоустройства вокруг здания. Этот парк называется «Сад Баланса». На его территории, помимо большого количества растений, размещены еще обломки завода имени Масленникова, который когда-то построил эту Фабрику-кухню. И вот там, поблизости «Сада Баланса», у нас будет находиться соседский огород. По воспоминаниям и фотографиям периода, когда Фабрика-кухня еще работала, в этой части в конце 30-х годов, были огороды. Мы планируем создать такой комьюнити-центр, пространство с теплицей, где можно будет выращивать цветы, растения, может быть, овощи. Надеемся, что местные жители, которые живут прямо в домах по соседству с «Фабрикой-кухней», будут активно в этом участвовать.
Для нас важно, чтобы не было дистанции, ощущения «Где я, а где Третьяковка?». Нам важно, чтобы для соседей была комфортная точка входа в наше пространство, и мы будем всячески стараться их привлекать для такой работы.
Конечно, будет еще кофейня, ресторан, магазин, где можно будет приобрести книги, сувениры и другие вещи, созданные российскими и самарскими художниками, библиотека, кинозал со своей программой.

О будущем музеев
Если раньше музеи, в первую очередь, были пространствами, которые хранят вещи и изредка их показывают, то сейчас их деятельность сосредоточена не столько на предмете, который там хранится, сколько на человеке, который туда приходит. И в связи с этим меняются даже здания музеев. Если раньше музей — это в основном выставочный зал и какие-то небольшие сервисные пространства, то теперь залы занимают значительно меньшую часть, а большая отдана публичным зонам, библиотекам, коворкингу, кафе и дискуссионным площадкам.
Музей будущего — это пространство коммуникации, храм, основанный на принципах гуманизма, которые поднимают сложные проблемы, смягчают нравы, обращаются к разным аудиториям и говорят на понятном им языке, влияют на городскую жизнь или жизнь отдельных социумов.
И, конечно, важной вещью, с которой мы тоже активно работаем, является инклюзия. Здесь мы говорим не только о том, чтобы музей как здание был доступен для, например, людей с нарушениями в работе опорно-двигательного аппарата, но и для людей с различными ментальными особенностями. Мы также продумываем, как сделать так, чтобы для них посещение музея было максимально комфортным и понятным.
Музеи будущего, в первую очередь, про человека, про нас самих. Ведь о человеке можно говорить и при помощи искусства, и при помощи науки, и при помощи краеведения и истории своей земли — в общем, совершенно по-разному.
О новаторстве в музеях и галереях
Категорически положительно отношусь к экспериментальным идеям в музейных пространствах. Мне вообще кажется, что все соединения форматов — это то, что рождает новые смыслы, создает новые связи создает.
Даже мы, с одной стороны, Третьяковская галерея, а с другой — Фабрика-кухня. У нас есть тема, связанная с русским искусством, но при этом мы можем спокойно говорить об истории архитектуры, об авангарде, о роли женщины в различных процессах. Само здание и есть эксперимент. И даже два года назад, на презентации, мы проводили большой перформанс, «Утопия на ужин», где при помощи хореографии, пластики и музыки была рассказана история этого здания.
Мне кажется, что такую важно деятельность продолжать. Мы обязательно будем это делать. И фестивали, и туры, и медиации по зданию и вокруг. Бывает промежуток между выставками, когда залы пустые, и именно в этот момент там может произойти какое-то большое иммерсивное действие или перфоманс, и у нас такие планы есть. Я думаю, что сейчас мы начнем воплощать их в жизнь. Я за эксперимент, за то, чтобы пробовать новое. И мне кажется, это та динамика, которая очень нужна любому музею.


О паблик-арте и коллаборации с лабораторией «Выход в город»
Мы давно знакомы и сотрудничаем с организаторами этого проекта. И, конечно, когда нам предложили стать партнером, мы даже не думая согласились, потому что тема работы с городской средой, ландшафтом, ее переосмысление художественными формами — это то, чем мы занимаемся. Мне кажется, что искусство на улице и работа с городской средой делает наши города осмысленнее, лучше, помогает обществу и поднимает сложные темы. Мы готовы предоставить этому проекту свои площадки и ресурсы, и, в целом, готовы к сотрудничеству.
О развитии искусства в Самаре и остальном регионе
Несмотря на то, что перед этим я говорил про то, насколько важно работать с городом, самарское региональное искусство всегда будто пытается из города сбежать.
Среди крупных проектов — Ширеевская биеннале, которая проходит за городом. Фестиваль Волга-фест, который проводится фактически на пляже, на границе между городом и водой. Кроме того, вокруг города сейчас собралось много художников. Например, Андрей Сяйлев делает большой проект в Никола-Ленивце, тоже посвященный выходу из города. Мне кажется, что это какая-то самарская фишка. Возможно, она продиктована ландшафтом и созерцанием незастроенного противоположного берега.

Какие художественные проекты в Самарской области Вы можете порекомендовать?
Квартирную триеннале. Это проект, созданный галереей «Виктория». В течение недели мы ходим в гости к художникам и к людям, у которых есть коллекция искусства. Это очень классный, уютный камерный проект, который позволяет много о чем поговорить и всего за неделю понять процесс, который происходит в художественной среде города. И из ежегодных событий — фестиваль набережных «ВолгаФест». Это большие смотрины художественного артистического мира, где мы говорим об архитектуре, музыке и искусстве. И в целом, летняя Самара прекрасна. Километры пляжей, музеи, исторический центр с особняками в стиле модерн. В городе всегда есть, на что посмотреть. Поэтому всех приглашаю и к нам в Третьяковку, и в Самару!