Календарь мероприятий

12
ФЕВРАЛЯ
Показ новой коллекции GUCCI

Место проведения: Красная площадь Владимирсикй собор улица Пушкина 64.а

Начало: 15.00

12
ФЕВРАЛЯ
Показ новой коллекции GUCCI

Место проведения: Красная площадь

Начало: 15.00

12
ФЕВРАЛЯ
Показ новой коллекции GUCCI

Место проведения: Красная площадь

Начало: 15.00

Перейти к календарю
Картинка

Погружаемся в мир декоративно-прикладного искусства с галереей Lili&Vava

Подробно рассказываем о направлении, его отраслях и представителях в России.

Работы Алёны Кость. Источник: официальный сайт Lili & Vava



Что такое декоративно-прикладное искусство?

Изначально декоративно-прикладное искусство – это вид художественного творчества, цель которого создание предметов эстетики, применяемых в быту. Традиционно к ДПИ относятся предметы из глины, фарфора, дерева и металла, а также ткачество, шитьё и произведения с использованием стекла.

Работы Ольги Варзер. Источник: официальный сайт Lili & Vava


История ДПИ

Декоративно-прикладное искусство восходит к среде земледельцев. Исторически оно было крепко связано с природой и бытом человека. С древних времён мастер хотел сделать функциональные предметы не только удобными, но и эстетичными. Благодаря этому развивалось искусство художественной обработки таких материалов, как дерево, глина, камень, кожа и другие.

 

В XVII–XVIII века в России начинают активно формироваться рыночные отношения. В это же время ремесленное дело выходит на новый уровень – становится основным занятием в целых районах и деревнях. Пик развития промыслов в России приходится на вторую половину XIX века.

 

Изменение общественного быта и появление промышленного производства заставляет людей переосмыслить значение декоративно-прикладного искусства. Его утилитарная функция отходит на второй план, уступая место эстетической.    

Групповая выставка галереи Lili&Vava Decorative Art Lab в Cube.Moscow.

Источник: официальный сайт Lili & Vava

Декоративно-прикладное искусство сегодня

С приходом модернизма в XX веке дизайн интерьера перестал восприниматься как роскошь, доступная лишь элитам. Он стал более доступным и массовым, из-за чего был воспринят как конкурент декоративно-прикладному творчеству. Однако сегодня очевидно, что это разные сферы деятельности. Более того, дизайн, а именно дизайнеры интерьера, зачастую только помогают художникам ДПИ находить заказы и заказчиков.

 

Современное декоративно-прикладное искусство во частично отошло от традиционного и его утилитарной функции. Сейчас мастера часто создают из классических декоративных материалов исключительно художественные объекты – «для красоты».

Фото: Евгения Дюженкова

 

 

Из-за изменения изначальной концепции этого направления сегодня вопрос о его наименовании стал дискуссионным. Термин «декоративно-прикладное искусство» отсылает нас к российской культурной традиции. 

 

Альтернативное название – «файн крафт» – не так давно пришло из иностранных языков в русский. Оно относится как к ремесленному творчеству (craft), так, по аналогии, и к исключительно эстетическим произведениям (fine art). 

 

Ещё один вариант названия – коллекционный дизайн. Оно отсылает к лимитированным предметам, сочетающим функции утилитарные и эстетические. Хотя пока что наиболее общим и известным можно считать термин ДПИ. 

Выставка Lili&Vava Decorative Art Lab и Atelier Choutko.

Источник: официальный сайт Lili & Vava

Где учиться на мастера ДПИ?

В СССР была сформирована достаточно сильная школа декоративно-прикладного искусства. Её основные принципы и сейчас существуют в ключевых заведениях, где готовят мастеров декоративно-прикладного искусства. Среди них – Строгановская академия в Москве и Академия Штиглица В Санкт-Петербурге. 

 

Студентов здесь готовят по советским программам, благодаря чему выпускники обладают сильной технической базой. Зачастую дипломная работа становится первым серьёзным проектом. До неё большинство времени уделяется изучению разнообразных техник.

 

Помимо этого, кафедры декоративно-прикладного искусства есть в УрГАХУ, РГУ им. А.Н. Косыгина, во МГИКе, Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна и других высших учебных заведениях.

Конечно, начать профессионально заниматься творчеством сейчас возможно и без образования. Самостоятельно найти мастер-класс по работе с глиной вам не составит труда. Попробовать поработать с фарфором можно в Moscow Ceramic School. В Мастерской и школе стекла на ВДНХ – посетить мастер-класс по стекольному делу. Сложнее всего будет найти офлайн занятия по гобеленам. Хотя при желании всю необходимую информацию можно найти в интернете.

 

Существует мнение, что декоративно-прикладное искусство чуть менее популярно среди художников, чем живопись. Однако в последние годы оно особенно активно развивается. У каждого мастера ДПИ своя история – для кого-то это семейная традиция, кто-то выбрал направление по конкурсу в ВУЗе, кто-то пришёл к творчеству в сознательном возрасте. Объединяет же художников постоянное желание и бесконечные возможности экспериментировать. 

Работы Дмитрия Зубарева.

Источник: официальный сайт Lili & Vava

Lili&Vava

Особенно важное место в сфере любых искусств занимают коллекционеры и галеристы. Чтобы лучше понять, как может жить галерея декоративно-прикладного искусства, мы встретились с Александрой Жуковой – основательницей Lili&Vava Decorative Art Lab. 

 

Лаборатория и галерея появилась в 2020 году. В ней представлены разные направления ДПИ: керамика, текстиль, работы с металлом и стеклом. На сайте проекта говорится, что цель лаборатории  – показать, что декоративно-прикладное искусство «стало важным наследником традиций, частью современного мира искусства и как никогда актуально». списывать локальные марки со счетов? Однозначно, нет!

 

Небольшие бренды используют качественное и красивое сырье и фурнитуру для своих изделий, которые иногда даже лучше, чем у люкса. А вот цены на товары значительно ниже, ведь производитель не делает высокую накрутку за известность бренда.

Александра Жукова.

Источник: сайт Lili & Vava

Александра впервые познакомилась с декоративно-прикладным искусством в 2014 году в Европе. Там направление начало развиваться раньше, чем в России: уже тогда на ярмарках можно было встретить современных художников, которые работали с керамикой и текстилем. Сегодня же ДПИ уже стало органичной частью современного искусства и в нашей стране. 

 

Проект Lili&Vava объединяет художников из разных городов – Москва, Санкт-Петербург, Псков, Таганрог. Все они работают обособленно друг от друга. Набор мастеров происходил индивидуально с самого зарождения галереи: некоторые присоединились к нему сразу благодаря Александре, кто-то из художников вышел на галерею самостоятельно.

С начала своего существования в 2020 году галерея Lili&Vava функционировала онлайн. В прошлом году вживую работы художников были представлены на разных площадках Москвы. Например, в галерее Cube.Moscow. 

 

На второй год существования галереи у команды появилось ощущение, что ей нужно своё уютное место, где будут представлены все художники и направления, куда можно будет приглашать гостей, клиентов и партнёров. Всё же в онлайн формате достаточно сложно понять настоящий размер изделия, его цвет и фактуру. Основными критериями в поисках своей территории стали нужная площадь, а также расположение в центре. И в декабре 2021 года лаборатория разместилась по адресу Сивцев Вражек, 15/25.

«Сейчас я стараюсь избавляться от перфекционизма и маленькими шагами двигаться вперед, иначе можно зависнуть в желании сделать идеально. Ты не можешь сразу прийти туда, где находятся галереи с десятилетиями истории. Нужно пройти через все стадии жизни проекта»

– говорит Александра Жукова

Работа Екатерины Тюминой.

Источник: сайт Lili & Vava

Главная задача галереи – привлекать дизайнеров. Для осуществления разных проектов им нужны изделия, которые можно найти именно здесь. Также через дизайнеров интерьера проще искать клиентов для продажи творений. Но не менее важно для Lili&Vava и общение со зрителем, который впервые знакомится с ДПИ. Команда галереи всегда рада рассказывать о своей деятельности и показывать работы художников. 


Один из самых популярных вопросов для галериста – почему изделия стоят так дорого? По словам Александры, за созданием работ стоит очень долгий, детализированный процесс. Кроме этого, исходные материалы также стоят немало. Цена на многие предметы могла бы быть ещё выше, однако в галерее представлены работы молодых авторов, которые только начинают свой путь. 

«Мы с художниками… хотим показать, что в рамках декоративно-прикладного искусства у тебя есть много спектров, куда пойти. Один из них – контемпорари арт. По технике такие вещи относятся к ДПИ, но при этом являются полноценными работами современного искусства. Они теряют свою функциональность, основной фокус – на концепцию»

– говорит Александра Жукова

Работы Софии Венцислицкой.

Источник: официальный сайт Lili & Vava

Александра отмечает, что в последнее время можно заметить возрождение интереса к декоративно-прикладному искусству. В Москве, кроме лаборатории Lili&Vava, этим направлением занимаются и другие проекты. 

 

Среди них – галерея Atelier Choutko, которая специализируется на коврах и гобеленах. В прошлом году она тоже переехала в новое пространство. Создатель галереи Евгений коллекционирует гобелены уже более десяти лет и считается одним из наиболее влиятельных экспертов своего направления в России. 

 

Новым проектом в сфере декоративно-прикладного искусства и дизайна является онлайн платформа Manner&Matter. На ней представлено более 1500 тысяч изделий российских дизайнеров и художников. Цель создательниц Кристины Краснянской и Марины Весны – собрать в одном месте и показать аудитории лучшие в своей сфере экземпляры. Помимо онлайн площадки, шоу-рум Manner&Matter представлен в галерее Heritage. 

 

Чтобы узнать немного больше о направлениях декоративно-прикладного искусства, мы пообщались с художниками лаборатории Lili&Vava

Работы Дарьи Блохиной.

Источник: официальный сайт Lili & Vava

Гобелены

Один из видов ДПИ – гобелен – представляет из себя стенной односторонний безворсовый ковёр. На нём вручную создаётся сюжет или орнамент.

 

Известно, что данный вид ткачества существовал ещё в Древнем Египте. Познакомиться со старинными гобеленами вживую можно в ГМИИ им. Пушкина. Там, в составе постоянной экспозиции, представлены коптские ткани. Это образцы египетского искусства IV–VIII вв. н.э. Гобеленовую технику применяли в нём для создания декоративных вставок. Технология создания гобелена сейчас не особо отличается от той, добавляются лишь художественные изыски авторов.

 

Ещё одним известным примером данного вида декоративного искусства является «Дама с единорогом» – цикл шпалер конца XV века. Именно их можно встретить в фильмах о Гарри Поттере, где шпалеры расположены в гостиной Гриффиндора.

Групповая выставка галереи Lili&Vava Decorative Art Lab в Cube.Moscow.

Источник: официальный сайт Lili & Vava

Молодая художница Дарья Блохина работать с тканью начала ещё в юности. Процесс создания гобеленов, по её словам, достаточно прост.

 

Сначала делается набросок – он может быть очень маленького размера, цветным или монохромным. Далее этот набросок сканируется или от руки переносится в большой формат. Ткацкий станок представляет собой большую раму с подвижной горизонтальной балкой. Он заправляется хлопковыми нитками, сюда же пришивается шаблон. Таким образом, художник видит его сквозь нитки.

 

Далее начинается процесс ткачества, работа идет по линиям снизу вверх. По окончании шаблон отшивается, а гобелен срезается со станка. Задача мастера прикладного искусства – образно, фактурой и текстурой обогатить изначальную идею.

Дарья Блохина.

Источник: сайт Lili & Vava

Время работы над гобеленом зависит от многих факторов. Например, одну работу в 2 квадратных метра Дарья такала около полугода.

 

Классическими материалами для основы в этом виде творчества являются хлопковые нити, хлопчатобумажный шпагат. Рисунок (или уток) чаще всего создаётся из шерсти, полушерсти, акрила или хлопка. Однако выбор этого материала зависит от фантазии автора – можно ткать металлизированными нитями, джудом и даже ветками и травами при желании создать арт-объект.

В работе с гобеленом есть свои недостатки. Считается, что это достаточно пыльное дело. Художники, которые много времени проводят в мастерских, постоянно вдыхают микроволокна. Решить эту проблему можно с помощью очищения воздуха и регулярных прогулок. Кроме того, сидячее положение негативно сказывается на осанке.

 

По словам Дарьи, искусство гобелена сейчас пользуется популярностью в России. Есть шоурумы, в которых представлены ткаческие вещи, появляются проекты, где, наравне с другими предметами интерьера, выставляется текстиль. Например, в апреле 2022 года гобелены можно было найти на выставке АртДом Russian Design на Винзаводе. Это популярное в своих кругах мероприятие, которое помогает продвижению российских художников и дизайнеров.

«В этом искусстве каждый может найти что-то для себя, Задача мастеров – дать предложение, создать ассортимент. Мы на своем месте, хоть нас и меньше, чем живописи. Всё нормально, будем продолжать. Какое будущее мы сами себе сделаем, такое и будет». 

– говорит Дарья Блохина

Групповая выставка галереи Lili&Vava Decorative Art Lab в Cube.Moscow.

Источник: официальный сайт Lili & Vava

Фарфор

Фарфор как направление ДПИ – это разновидность керамики. Фарфоровые изделия изготавливаются из тонкой белой глины. В отличие от неё фарфор – материал более мелкодисперсный, в нём почти отсутствует воздух, за счет чего изделия получаются очень тонкими. Материал особенно ценится за свою белоснежность и прозрачность.

 

Отличаются и технологии создания изделий из керамики или фарфора. Например, гончарный круг в основном используют в работе с керамикой, для фарфора же больше подходит гипсовое литьё или лепка.

 

Об особенностях этого материала мы побеседовали с Кирой Костиной. По образованию она экономист и какое-то время работала менеджером административного управления. Однажды Кира увидела в журнале бисквитные броши в виде веточек и начала изучать информацию об этом. Так художница пришла на мастер-класс по фарфору, с которого всё и началось.

«Всё произошло из-за материала, именно в фарфор я и влюбилась. Только потом уже поняла, что это часть керамики, что всё это связано с глинами, печами и тд»

– говорит Кира Костина

Кира Костина.

Источник: сайт Lili & Vava

Основным источником вдохновения Кире служит природа: ветви, листья, цветы. Ботаника заставляет фантазировать и придумывать новые нестандартные техники. Фарфор считается возвышенным, элитным материалом. Соединяя его с простыми лопухами и корешками, Кира снимает пафос материала, а природные элементы делает более возвышенными. 

 

Процесс создания функционального изделия из фарфора начинается с выбора формы. В готовую гипсовую форму заливают шликер – разведённую массу. Далее изделие запекают при высокой температуре. Такие предметы можно тиражировать, в их изготовлении нет ничего сложного. Трудности возникают при работе «с нуля». Создание необходимой формы, отлив предмета, обжиг – каждый этап может дать непредсказуемый результат.

 

Чтобы сделать уникальный авторский предмет, из фарфора можно лепить, как из пластилина. Это сложнее, поскольку фарфор менее пластичен и быстро теряет влагу. Иногда в работе используется техника литья. Она позволяет сделать предмет или его элементы полупрозрачными, тонкими и крепкими.

Работы Киры Костиной.

Источник: официальный сайт Lili & Vava

У Киры на создание одного изделия уходит от 3-х недель до 2-х месяцев. Однако в самом процессе есть этапы, когда от мастера ничего не зависит и ему нужно только ждать. Например, обжиг в печи длится минимум сутки. При создании сложных объектов могут получаться непредвиденные результаты, поэтому некоторые процессы приходится переделывать по несколько раз.   

 
Из керамики фарфор наследует модные тенденции. Сейчас в творчестве разных мастеров наблюдается стремление к созданию предметов в стиле «destruction» (от англ. «разрушение»). Это работы, где много объектов составляют один общий, бесформенный и «разрушенный». 

 

Ещё одна тенденция – использовать «глупы». Это нечто среднее между глиной и глазурью. Обычно глазурь наносится на поверхность изделия и выполняет как защитную, так и декоративную функцию. «Глупы» же наносят в излишне большом количестве, за счет чего изделие получается очень объёмным.

Выставка галереи Lili&Vava Decorative Art Lab в Cube.Moscow.

Источник: официальный сайт Lili & Vava

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.