Картинка

Общество VS Огюст Ренуар: как обнажённые героини полотен импрессиониста стали причиной общественного спора

Рассказываем о феминистской оптике, тактильности и о том, как художник был осмеян пользователями Instagram.

Спустя почти 150 лет после первого появления импрессионистов на арт-сцене, их искусство уже не вызывает в обществе заметного резонанса. Полотна Клода Моне, Эдгара Дега и Огюста Ренуара уходят с молотка ведущих аукционных домов за миллионы долларов, а наличие в личной коллекции картин художника-импрессиониста стало признаком престижа. Импрессионизм буквально превратился в бренд, но так ли непоколебим авторитет художников, которым мы обязаны появлению современной живописи?

На базе актуальной художественной критики ART FLASH решил разобраться в различных подходах к восприятию и пониманию искусства Огюста Ренуара.

Кто такой Огюст Ренуар?

Если спросить человека, какие ассоциации у него возникают с именем Огюста Ренуара, то, скорее всего, ему вспомнятся нежные женские портреты и пленительные картины парижской жизни конца XIX века. Действительно, среди художников импрессионистов Ренуар выделяется своей любовью к изображению людей, а особенно женщин. За свою долгую творческую карьеру он создал более 1400 полотен, многие из которых выполнены в жанре ню. Манеру художника отличают насыщенные теплые тона, наполненность живописи светом, свободный мазок и гармоничное сочетания всех этих качеств.

Ренуар – признанный художник, утвердившийся в истории искусства, но эстетическая и этическая составляющие его творчества по-прежнему вызывают споры среди исследователей и широкой публики. 

Что главное в живописи Ренуара?

Ренуар изображал современных ему женщин обнажёнными, не обосновывая этот мотив мифологичностью или историчностью сюжетов, что для конца XIX века было новаторством. Но нагота или женское тело сами по себе не были главным интересом художника: в центре его живописи стоят тактильность и задача максимально убедительно передать фактуру предмета на полотне. Такой способ восприятия предложила искусствовед Марта Люси, ставшая автором каталога большой выставки, посвященной Ренуару: Renoir: The Body, The Senses (Кимбелл Арт Музей, 2020).

Люси внимательно исследовала личность Ренуара, изучая его письма и свидетельства современников. Тактильность и осязание всегда стояли для художника на первом месте. Он был ярым противником прогресса и возрастающего в обществе интереса к научному подходу к живописи. Справедливо сказать, что он мыслил себя скорее ремесленником, нежели художником. Известно, что Ренуар любил трогать картины и ценил, когда то или иное полотно вызывало внутреннее желание прикоснуться к нему. Именно это обусловило пастозность, насыщенность и вибрирующую природу авторского мазка. Используя персиково-розовые оттенки, разбрасывая по поверхности солнечные блики, буквально лепя формы своих моделей, художник хотел приблизиться к природе, к самой жизни и выразить её внутреннее содержание и красоту.

То, что представлялось художнику правдой жизни и истинной красотой, не всегда аналогично оценивается зрителями. Произведения Ренуара неоднократно подвергались критике и переоценке в зависимости от принятых в обществе норм красоты и морали.

«Купальщицы» (Пьер Огюст Ренуар, 1918-1919)

Феминистская критика второй половины ХХ века

Если до XX века исследовательская литература об искусстве в основном концентрировалась на вопросах стиля и формальном описании произведений, то уже к 1900-м годам происходит значительный слом в этой системе. Всё большее внимание уделяется так называемой социальной истории искусства, рассматривающей произведения не изолированно, а в социокультурном контексте.

Огромное влияние на способ интерпретации живописи Ренуара оказали работы исследовательницы Тамары Гарб, в частности её статья Renoir and the Natural Woman. В своих книгах и эссе Гарб поднимает вопросы феминизма, телесности и сексуальности во французской живописи конца XIX века. Именно она впервые обратила внимание на проблему объективизации женской натуры у Ренуара, «наградив» художника статусом женоненавистника. Романтичные и очаровывающие девушки Ренуара, по её мнению, выступают для мастера, как и для зрителя лишь сексуальным объектом, а не самоценной личностью. Мягкая кожа, красные губы, откровенная нагота – всё это главным образом должно было привлечь и развлечь исключительно мужчину-зрителя.

Опубликованные в 1980-х годах исследования, использующие феминистскую оптику, стали настоящим открытием и послужили началом долгого процесса включения женщин в историю искусства. Это коснулось не только повышения интереса к женщинам-художницам, но и новым взглядом на личности моделей.

Тем не менее, встаёт вопрос: «действительно ли Ренуар был мизогинистом? И почему об этом нигде не говорилось раньше?» Ситуация представляется неоднозначной, ведь обнажённая натура никогда не была табуированной темой в живописи. Изящные Венеры Ботичелли, пышногрудые вакханки Рубенса и экзотически манящие одалиски Энгра бесстыдно смотрят на нас со стен всех мировых галерей, не вызывая при этом у зрителя никакого смятения. Поэтому факт обвинения Ренуара в объективации женщин представляется странным и не до конца обоснованным.

Как ни странно, критика в адрес художника затрагивает не только этические, но и эстетические вопросы. Действительно ли картины Ренуара это красиво и заслуженно ли они занимают своё место в мировых музейных собраниях?

Нужно ли убрать Ренуара из музеев?

Вопрос красоты стоит в искусстве очень остро, а его сложность обуславливается постоянной переоценкой обществом стандартов этой самой красоты. Женщины Ренуара, будучи для своего времени эталонами – пышные блондинки с розовыми щёчками и приятной округлостью груди и бёдер, сейчас нам кажутся полноватыми и недостаточно выразительными, если сравнивать их с моделями на страницах глянцевых журналов.

В 2015 году Максом Геллером был создан аккаунт в Instagram, где регулярно выкладываются посты, критикующие живопись Ренуара. Это явление получило общественную поддержку, и в том же году в Бостоне прошёл пикет противников творчества Ренуара. Участники группы Renoir Sucks At Painting вышли с плакатами, призывающими убрать его полотна из экспозиции музеев. Их лозунги гласили: «Бог ненавидит Ренуара», «Эстетический терроризм», «Ренуар лажает в рисовании». Главные претензии предъявляются живописной манере художника и внешним данным моделей. Участников движения возмущают отсутствие на полотнах четких контуров, рыхлость поверхности и использование нежизнеподобных цветов для изображения тел в сочетании с тем, что Ренуар предпочитал моделей Plus Size.

При этом уникальность самой живописной техники, а также принадлежность Ренуара к группе художников-импрессионистов совершенно не учитываются. Это яркий пример оценки произведений прошлого исключительно с позиции сегодняшнего дня, не учитывающей исторический контекст их создания.

Воспринимать творчество Огюста Ренуара можно по-разному, а способы его трактовки не ограничиваются несколькими описанными подходами. Ценность живописи и искусства заключается именно в способности провоцировать общество на моральную и эстетическую полемику. Каждый зритель обладает личным неповторимым опытом взаимодействия с картинами и формирует собственную точку зрения. Главная задача каждого, вступающего в этот диалог с искусством, – постараться быть непредвзятым и не навешивать на художника и его полотна ярлыки, соответствующие актуальной на данный момент точке зрения.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.