Игла заменяет кисть: как текстиль становится центральным медиумом в современном искусстве





Гобелены, кольчуги, тряпичные дневники: за последний год современная арт-сцена взорвалась многочисленными работами из текстиля. «Текстильный бум», объединивший ритуальность традиционных техник и рефлексию о сегодняшнем дне, будто бы стал ответом художников на общее состояние незащищенности.

Как развивалась художественная практика текстиля в 2024-м году и какие смыслы вкладывают современные художники в работу с тканью сегодня — разбираемся через таймлайн текстильных экспозиций.

ТЕКСТИЛЬ КАК КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПЕРФОРМАНС

Биеннале «Текстиль в современном искусстве», ГРАУНД Солянка

Весной этого года галерея-мастерская ГРАУНД Солянка провела первую ГРАУНД Биеннале, где текстиль рассматривался не только как прикладное искусство, но и как медиатекст. Главной особенностью биеннале стали коллективные практики — прядение на веретене и ткачество подчеркнули перфоративную функцию текстиля и мысль о единстве людей во имя искусства.

ТЕКСТИЛЬ КАК КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПЕРФОРМАНС

Биеннале «Текстиль в современном искусстве», ГРАУНД Солянка

Весной этого года галерея-мастерская ГРАУНД Солянка провела первую ГРАУНД Биеннале, где текстиль рассматривался не только как прикладное искусство, но и как медиатекст. Главной особенностью биеннале стали коллективные практики — прядение на веретене и ткачество подчеркнули перфоративную функцию текстиля и мысль о единстве людей во имя искусства.

ТЕКСТИЛЬ КАК ФОРМА АБСУРДА

Виталий Тюрлик, «Сонный паралич», Ruarts Gallery

Весной в галерее Ruarts прошла персональная выставка московского художника Виталия Тюрлика «Сонный паралич», на которой автор представил текстильные панно из старых и ненужных тканей. Через исследование границ между сном и реальностью, искажение привычных понятий и значений Виталий привнес в «текстильный бум» новую идею: использование медиума как формы иронии и абсурда.

ТЕКСТИЛЬ КАК ФОРМА АБСУРДА

Виталий Тюрлик, «Сонный паралич», Ruarts Gallery

Весной в галерее Ruarts прошла персональная выставка московского художника Виталия Тюрлика «Сонный паралич», на которой автор представил текстильные панно из старых и ненужных тканей. Через исследование границ между сном и реальностью, искажение привычных понятий и значений Виталий привнес в «текстильный бум» новую идею: использование медиума как формы иронии и абсурда.

ТЕКСТИЛЬ КАК ЛИЧНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ

«Текстильный дневник», Atelier Choutko

Выставка «Текстильный дневник» прошла в Atelier Choutko. Такое же название носит работа Александры Островской, созданная в технике спонтанного ткачества. Личный дневник, в котором через ниточки и узелки передаются воспоминания и мысли художников, воплотил идею текстиля как средства для личных переживаний и медитативного самовыражения.

ТЕКСТИЛЬ КАК ЛИЧНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ

«Текстильный дневник», Atelier Choutko

Выставка «Текстильный дневник» прошла в Atelier Choutko. Такое же название носит работа Александры Островской, созданная в технике спонтанного ткачества. Личный дневник, в котором через ниточки и узелки передаются воспоминания и мысли художников, воплотил идею текстиля как средства для личных переживаний и медитативного самовыражения.

ТЕКСТИЛЬ КАК ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ПРОШЛОГО

«Соткано», Фонд культуры «Екатерина»

Проект «Соткано» был представлен в Фонде культуры «Екатерина». Тема работы с прошлым и с историей в современном искусстве здесь эволюционировала в диалоге художников разных поколений. С помощью текстиля авторы показали связь настоящего с уже существующим культурным наследием, раскрыв ключевую роль медиума в искусстве на протяжении долгого времени.

ТЕКСТИЛЬ КАК ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ПРОШЛОГО

«Соткано», Фонд культуры «Екатерина»

Проект «Соткано» был представлен в Фонде культуры «Екатерина». Тема работы с прошлым и с историей в современном искусстве здесь эволюционировала в диалоге художников разных поколений. С помощью текстиля авторы показали связь настоящего с уже существующим культурным наследием, раскрыв ключевую роль медиума в искусстве на протяжении долгого времени.

ТЕКСТИЛЬ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС

«Нити», Фонд Ruarts

21-го июня в фонде Ruarts открылась Выставка «Нити». В центре нарратива — крапивная кольчуга из сказки «Дикие лебеди» — символ процессуальности и человеческой уязвимости. А ключевым архитектурным решением стала красная нить, проходящая через всю экспозицию и связывающая разнообразие работ в коллективное взаимодействие. Нить как бы замедляет людей и заставляет их осторожнее перемещаться по пространству для большего внимания к работам и эмоциональной вовлеченности.

ТЕКСТИЛЬ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС

«Нити», Фонд Ruarts

21-го июня в фонде Ruarts открылась Выставка «Нити». В центре нарратива — крапивная кольчуга из сказки «Дикие лебеди» — символ процессуальности и человеческой уязвимости. А ключевым архитектурным решением стала красная нить, проходящая через всю экспозицию и связывающая разнообразие работ в коллективное взаимодействие. Нить как бы замедляет людей и заставляет их осторожнее перемещаться по пространству для большего внимания к работам и эмоциональной вовлеченности.

О выставке «Нити»

«Текстиль обладает когнитивными, перцептивными, физическими и чувственными свойствами, которые сочетают искусство и жизнь. Художники не просто создают искусство, но и используют повествовательную силу ткани. Само слово «текстиль» ассоциируется как с текстурой, так и с текстом. Ткань в руках авторов превращается в мощное средство самовыражения, где игла заменяет кисть, передавая интимные и личные истории, связанные с семейной жизнью, детскими переживаниями, сексуальностью и нарушением табу».  

«Нити» аккумулируют все накопленные значения и художественные практики в текстиле, затрагивают общечеловеческие темы страхов, желаний, надежд и поиска корней. Темы, на которые ориентировались предыдущие экспозиции текстиля, в «Нитях» соединяются в одном пространстве за счет выбора куратора сфокусироваться на материале в качестве общего знаменателя работ, а не на отдельных художниках или смыслах. Таким образом, выставка стала откровенным и важным событием, в котором традиция, политико-социальная позиция, поэтика и юмор сплелись в единое полотно, и подтвердили  значимость текстиля в современном искусстве.

 

Почему текстиль получил такую популярность в современном российском искусстве? Как объединить опыт многочисленных художников, работающих с тканью, в одном пространстве? Какие перспективы ждут этот медиум? На эти вопросы отвечает Нина Гомиашвили, куратор выставки  «Нити».

Куратор выставки «Нити» Нина Гомиашвили о тренде на ткань и коллекции фонда Ruarts

Как возникла идея использовать сказку Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди» и образ кольчуги из крапивы?

 

Ruarts предложили собрать выставку, основой которой будет  текстильная коллекция работ фонда. Было трудно выделить одну тему, так как коллекция собиралась на протяжении многих лет без конкретной тематики. Важно было придумать одну искусственную линию, дабы соединить работы, а добавлять к ним что-то стороннее не хотелось. Я выбрала самый, как мне показалось, естественный ход, и решила опереться на собственное мироощущение от сегодняшних реалий. Я подумала: что мне самой хочется сказать? Что болит и что пульсирует внутри? Я обратилась к себе и «полетела» в колодец детства. Вспомнила сказку «Дикие лебеди», где героиня Элиза плела рубашки из крапивы, чтобы вернуть своим братьям человеческий облик.  Словосочетание «человеческий облик» нашло стопроцентный отклик во мне на самом глубоком уровне.  Я поняла, что это и есть та самая ниточка, которая свяжет все работы вместе. Сегодня важно приложить максимальные усилия, чтобы вернуть человечность. Не только внешне, но и в самой сущности.Таким образом, этот проект стал неким возвращением к себе. 

Какие художники представлены на выставке «Нити»? Почему именно их работы были выбраны для этого проекта?

 

В выставке участвуют 39 художников разных поколений. Процесс отбора был довольно интуитивным, но очень внимательным. Мой первоначальный лонг-лист включал около ста художников, и я выбирала авторов, руководствуясь исключительно своими внутренними ощущениями.

Для меня был важен их посыл, личная рефлексия сегодняшнего дня. Важно учитывать, что многие работы были созданы специально для выставки и на момент отбора существовали лишь в виде концепций.

Почему, по Вашему мнению, текстиль стал таким популярным материалом в современном искусстве?

 

Текстиль всегда занимал важное место в мире современного искусства, просто сейчас луч внимания направлен именно на этот медиум. В прошлом и позапрошлом году он был сфокусирован на скульптуре и керамике.  Ждем, что будет в следующем. 

 

Я думаю, зрителю всегда интересно разнообразие. Каждый год определяется медиум, который доминирует, и это происходит совершенно бессознательно, независимо от локации. В этом году на Венецианской биеннале были широко представлены текстильные предметы, весной в Лондоне прошла гигантская выставка текстиля Unravel. The Power and Politics of Textiles in Art. Но эти работы не появились вчера-позавчера, текстиль всегда был актуальным и остается таковым для художников по всему миру.

Какие основные тенденции и направления вы видите в текстильном искусстве сегодня?

 

Я их не вижу, но мне очень интересно открывать для себя молодых художников, которые работают, казалось бы, в утраченных старинных техниках. Например, на выставке «Нити» можно увидеть кружева Артема Ляпина, которые он вяжет на коклюшках.

Какую роль играет культурное и историческое наследие в развитии текстильного искусства? Каким образом текстильное искусство находит вдохновение в традиционных ремеслах и народном искусстве России и мира? Есть ли примеры таких работ на выставке «Нити»?

 

Многие современные художники отталкиваются от традиционного и народного, но вкладывают смысловые нагрузки сегодняшнего дня. Вязание, плетение и в целом работа с нитью — это то, что вырастает из «земли» и создает мост между прошлым и настоящим. Такое искусство можно ощутить руками, и это делает его особенно близким и личным. Я считаю, что в данной ситуации мы не первооткрыватели, но горделиво несем текстильную традицию. Мне она близка, так как это «мягкий» посыл, который не становится при этом менее сложным, менее проникновенным или менее шокирующим. Он не вызывает оторопь, и таким, я уверена, текстильное искусство было испокон веков.

Как современное текстильное искусство меняет восприятие традиционных форм работы с тканью?

 

Хороший вопрос. Мне кажется, что традиционная работа с тканью не исчезла. Многие художники используют старинные техники вязания. Я не вижу здесь разности восприятия. Традиционное искусство не обязательно должно быть статичным: оно может адаптироваться и развиваться, отражая изменения в обществе и культуре.

Как вы считаете, как выставка «Нити» повлияет на восприятие текстильного искусства у зрителей?

 

Все зависит от готовности зрителя считывать смыслы через такое, казалось бы, домотканое и традиционное выражение чувств. Текстиль, с его мягкой и традиционной природой, обладает способностью смягчать любое высказывание. А «мягкое» воздействие проникает в сознание намного глубже, чем агрессивные формы. Поэтому,  надеюсь, что те смыслы, которые художники и я заложили в эту экспозицию, незаметным образом проникнут в совершенно любого зрителя.

Какие отзывы и реакции вы получаете от посетителей выставки?

 

Выставка может нравиться или не нравиться, но получая многочисленные отзывы, я знаю, что она никого не оставляет равнодушным. Все работы разные, посетители читают авторские комментарии о проектах и бессознательно погружаются в личный мир художников. Выставка получилась очень вдумчивая, тонкая.

Какие вызовы стоят перед художниками, работающими с текстилем?


Это вопрос скорее не ко мне, как куратору, а к художникам. Прекрасно на него ответила бы Кристина Пашкова. В фонде Ruarts запланированы с конца июля artist-talks практически со всеми участниками выставки. Они расскажут об источниках вдохновения, методах работы и отношении к текстилю как к языку самовыражения.

Увидеть вживую яркие и пронзительные работы экспозиции, а также обсудить феномен популярности текстиля с авторами работ можно в Ruarts Foundation до 3 ноября. 

 

Где: Москва, Трубниковский переулок, д. 6

Когда: до 3 ноября

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.