Картинка

Наследие через объектив: как галерея Lumiere сохраняет творчество Наума Грановского

Юбилейное интервью с кураторами галереи Lumiere о работе с архивами, процессах оцифровки и создания авторских альбомов.

В 2025 году исполняется 115 лет со дня рождения Наума Грановского, фотографа, чьи снимки стали летописью советской эпохи. Но за знакомыми кадрами скрывается огромный архив — 35 тысяч негативов, хранящих не только признанные шедевры, но и малоизвестные, порой неожиданные работы мастера.

Как галерее Lumiere удается сохранить это наследие? В интервью ART FLASH кураторы рассказали о тонкостях работы с архивами, о процессе оцифровки и о создании авторских альбомов, позволяющих по-новому взглянуть на творчество Грановского. 

Как началась работа галереи Lumiere с архивами Наума Грановского?

Наша работа с фондом Наума Грановского началась в 2004 году. Семья Грановских бережно сохранила и систематизировала архив, создававшийся автором в течение 60 лет. В 2016 году Галерея Lumiere приобрела авторское право и фонд Наума Грановского (сейчас это около 400 отпечатков и 35 тысяч негативов), став единственным правообладателем и эксклюзивным представителем его работ. Первая выставка, посвящённая Грановскому, прошла в галерее в начале 2000-х и сразу вызвала большой интерес у аудитории, став толчком к дальнейшей популяризации его творчества и формированию стратегии работы с архивом. Это подтолкнуло нас к системной работе с его наследием, включая исследование, оцифровку и популяризацию.

Каково было состояние архива на момент его передачи в галерею?

Архив был в достаточно хорошем состоянии благодаря усилиям семьи, которая поддерживала его на протяжении долгого времени. Сын, Григорий Наумович, и его жена Татьяна приложили немало усилий, чтобы уточнить и систематизировать огромное количество негативов, сохранить бесценные стеклянные пластины, на которых запечатлены события начала ХХ века. Они также бережно поддерживали состояние авторских отпечатков. 

С момента перехода архива в собственность галереи нам удалось разработать стратегию, ключевыми этапами которой стали улучшение систематизации и масштабная атрибуция фотографий. Особое внимание мы уделили полной оцифровке архива, что позволило сохранить бесценные негативы и обеспечить их доступность для изучения.

Сейчас большая часть архива находится в открытом доступе на сайте Фонда Наума Грановского. Цель создания сайта Фонда — объединение на одной платформе фотографий, признанных шедевров, участвовавших в выставках разных лет, опубликованных в книгах, а также малоизвестных кадров, найденных нами во время исследовательской работы с архивом. 

Поиск фотографий осуществляется несколькими способами: по городам, по хронологии, по названию или ключевому слову. В будущем мы планируем углублять атрибуцию, привлекая экспертов в области фотографии и истории, а также создавать новые тематические публикации и выставки.

Источник фото: пресс-служба галереи Lumier

Каковы самые большие вызовы при работе с таким масштабным архивом?

Главный вызов — это объем. Архив включает более 35 тысяч негативов, и каждый из них требует индивидуального подхода. Еще одна сложность — это идентификация отпечатков: необходимо было определить, где и когда они сделаны, а также установить их историческую и художественную значимость.

Как вы отбираете снимки для выставок и публикаций? Какие критерии важны?

При отборе снимков для выставок и публикаций мы руководствуемся несколькими критериями. Во-первых, это художественная ценность изображения, которая определяется композицией, светом и визуальным воздействием. Во-вторых, историческая значимость: насколько снимок передает дух времени и ключевые события. Мы также акцентируем внимание на разнообразии подходов Грановского — от классических черно-белых фотографий до редких цветных работ. Эмоциональная составляющая играет важную роль: мы стараемся отбирать работы, которые потенциально могут вызвать у зрителей искренний интерес, ностальгию или глубокие личные ассоциации.

Источник фото: пресс-служба галереи Lumier

Как проходит процесс оцифровки негативов?

Процесс оцифровки — это кропотливая и многоплановая работа. Мы используем профессиональное оборудование, чтобы добиться максимально высокого качества сканов. Сначала негативы очищаются и обрабатываются для предотвращения дальнейшего повреждения. Затем происходит сканирование с высоким разрешением, что позволяет сохранить мельчайшие детали изображения. Каждый отсканированный файл обрабатывается и архивируется в цифровом формате.

Насколько сложна работа с оригинальными отпечатками?

Работа с оригинальными отпечатками требует большого внимания и соблюдения строгих стандартов. Мы руководствуемся утвержденными международными методами музейного хранения, применяя бескислотные архивные материалы. Дополнительно используется контролируемая среда для поддержания оптимальной температуры и влажности. Работа с такими отпечатками проводится исключительно в перчатках и с использованием инструментов, минимизирующих контакт, чтобы избежать малейших повреждений.

Есть ли в коллекции неизвестные или ранее не публиковавшиеся кадры? Как их находите?

Да, в коллекции есть много неизвестных кадров, которые ранее нигде не публиковались. Их мы находим во время систематизации и изучения архива. Иногда такие находки случаются в процессе оцифровки, когда мы внимательно просматриваем каждый негатив. Кроме того, в процессе оцифровки архива мы нередко открываем новые темы, над которыми Наум Грановский работал на протяжении 60 лет своей плодотворной карьеры. Это создает богатые возможности для исследователей фотографии, истории, архитектуры и культурологии. 

Порой открытия случаются и на выставках, где творчество фотографа заново открывается для публики. Посетители узнают на снимках своих родственников, вспоминают изменившиеся до неузнаваемости виды родных мест и восхищаются мастерством автора в умении запечатлеть момент. Одной из последних наших находок стала серия цветных авторских работ, которая воплотилась в новой авторской монографии. Ее выход в конце 2024 года мы приурочили к юбилею Наума Грановского.

Чем новый альбом «Страна Наума Грановского» отличается от предыдущих изданий?

Новый альбом «Страна Наума Грановского» отличается своей концепцией и составом. В отличие от предыдущих изданий, которые сосредотачивались преимущественно на Москве, эта монография охватывает фотографии из разных уголков СССР. В альбоме представлены как классические черно-белые работы, так и редкие цветные снимки. Особое внимание уделено малоизученным аспектам творчества Грановского, что позволяет увидеть его наследие в новом свете. Это издание — результат многолетней работы и глубокого анализа архива.

Источник фото: пресс-служба галереи Lumier

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.