Картинка

«Начало — самый романтичный этап»: как на фестивале «Смена» искусство заявляет о себе там, где его не ждали

Куратор фестиваля Владимир Абих о том, как паблик-арт и муралы превращают рабочие поселки в культурные центры.

Привычная культурная карта состоит из хорошо известных точек притяжения — столичных музеев, театров, галерей. Но что если перенести акцент с центра на промышленные города с их монументальными производствами, особым ритмом жизни и своеобразной эстетикой? Именно эту задачу решает фестиваль «Смена», работающий с территориями, которые обычно ассоциируются с индустриализацией, а не с современным искусством. Проект не только разместит произведения в нетипичном контексте, но и стремится к глубокой интеграции с местом, его историей и сообществом. Мы поговорили с куратором фестиваля Владимиром Абихом о том, как происходит встреча монументального искусства и индустриального ландшафта.

Владимир Абих

Как ваша художественная практика, связанная с исследованием языка и городского контекста, помогает вам в кураторской работе над фестивалем «Смена»?

За многие годы практики, помимо большой насмотренности и знакомств с художниками, у меня сформировался особый подход к работе с городской средой. Я стараюсь смотреть на город не просто как на набор поверхностей, а как на полноценный медиум, в котором контекст — это не просто фон работы, а часть произведения. Город для меня — это многослойная система, состоящая из разных визуальных, культурных, исторических и поэтических слоев.

Что вас — как куратора — привлекает в работе с пространствами промышленных городов и рабочих поселков?

Когда я оказываюсь на заводах, меня всегда поражает их масштаб и воодушевляет то, насколько сложные задачи способны решать люди, когда они объединяются ради одной цели.

При этом промышленные города зачастую остаются за пределами культурного фокуса. Для многих городов паблик-арт и муралы будут новым явлением. Меня вдохновляет идея сделать что-то впервые. Ведь начало — это всегда самый романтичный этап.

Мурал «Крепче стали»
 Выксунский металлургический завод ОМК, 2024
Совместная работа художников Владимира Абиха и Артема Стефанова

Какие художественные подходы и качества вы ищете в авторах при отборе?

Мы ожидаем художников, которые умеют чувствовать место, понимать его контекст и тонко с ним взаимодействовать. Это могут быть и опытные художники, и молодые авторы, у которых выработался свой собственный визуальный язык и которым есть, что на нем сказать.

Какие форматы взаимодействия между художниками и промышленным контекстом вы планируете организовать в рамках фестиваля?

Для общего понимания контекста места мы подготовили короткие карточки с основными фактами про города, это поможет художникам найти какие-то начальные зацепки. Далее мы надеемся на личный онлайн-ресерч художника, а также открыты к вопросам и предложениям для обсуждения идей в процессе работы.

Помимо этого, в части городов пройдут спецпроекты, требующие более глубокого погружения в контекст. Они включают в себя исследовательские поездки, знакомство с производством, а также встречи с рабочими и жителями. Такие взаимодействия важны для формирования живого, честного искусства, рожденного не издалека, а изнутри самого города.

Владимир Абих
«Общее будущее»
Компания ОКАН, Санкт-Петербург, 2024

Какие новые смыслы и нарративы о промышленных территориях вы планируете формировать через искусство в рамках фестиваля?

Во всех этих городах раскрыт промышленный потенциал в разных сферах: добыча угля, химия, энергетика. Через фестиваль мы стремимся раскрыть культурный потенциал этих мест, показать, что рабочий поселок — это не «периферия», а место силы со своими уникальными особенностями. Помимо этого, в небольших городах часто не хватает современных точек притяжения. Мы хотим создать достопримечательности, которые станут поводом для посещения города.

Как при планировании проекта вы учитываете уникальность каждого из 14 населенных пунктов от Крайнего Севера до Дальнего Востока?

Мы плотно взаимодействуем с Фондом Мельниченко, который работает в тесной связке с городами: разрабатывает мастер-планы, проектирует общественные пространства, проводит системную работу с горожанами и поддерживает инициативы через грантовый конкурс, проекты в области культуры — и все это делает с вовлечением местных жителей.

Мы учитываем историю и культурную специфику каждого места, локальные традиции, визуальный и символический ландшафт, а также мнения жителей. Такой подход помогает создать проекты, глубоко интегрированные в среду, отвечающие запросам и ожиданиям местных сообществ.

Каждый из 14 городов фестиваля требует отдельного исследования и индивидуального подхода. Нет универсального рецепта — есть внимательное исследование и адаптация художественных решений под контекст места.

Подать заявку на участие в опен-колле можно до 1 мая. Все подробности можно найти по ссылке.

Владимир Абих
«Мы – буквы, с нами текст»
Томск, 2021

Какой отклик со стороны местных сообществ и культурный эффект вы ожидаете от реализации фестиваля «Смена»?

Фестиваль может помочь укрепить культурную идентичность города, обновить взгляд на привычный пейзаж и стимулировать дальнейшие инициативы со стороны самих горожан.

Помимо муралов, в городах-участниках планируются образовательные программы: лекции, встречи с художниками, творческие мастер-классы. Их цель — рассказать больше об искусстве в городском пространстве и вовлечь жителей в процессы благоустройства.

Также лично для меня важно создать не типовые клишированные муралы, а уникальные монументальные произведения, новые достопримечательности. Нечто такое, что есть в твоем городе, но чего в других городах нет. Ведь в итоге мы ценим именно то, что выделяет нас среди остальных. Именно художники с собственным творческим подходом способны решить эту задачу.

Владимир Абих
«Главное не повторяться»
Фестиваль «Морфология улиц», Тюмень, 2019

Как будет происходить взаимодействие с художниками в процессе работы?

Во всех городах предполагаются артист-токи, на которых художники познакомят жителей со своими работами и расскажут о творческом методе. Логистику, подготовку поверхности, организацию работы берет на себя фестиваль. Победителям опен-колла предоставляется грант в размере 300 000 рублей.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.