Картинка

«Многое получалось гармонично и без обсуждений, как будто само собой». Как создавалась выставка «Если нашел перо»?

Тунти Чаухан, Ольга Профатило и Екатерина Теребенина о том, как российское и индийское искусство находят точки соприкосновения.

Что происходит, когда российская художница, вдохновленная гималайскими вершинами, встречается в творческом диалоге с индийской художницей, превращающей опавшие листья в драгоценные воспоминания? Ответ можно найти на выставке «Если нашел перо», которая проходит в галерее MYTH в Санкт-Петербурге с 23 мая по 10 августа.

Проект объединил Ульяну Подкорытову из России и Неху Лавингию из Индии в исследовании универсальных тем: цикличности бытия, памяти и ритуала. Выставка стала возможной благодаря поддержке коллекционеров Екатерины и Андрея Теребениных, активно популяризирующих современное индийское искусство в России. Мы поговорили с организаторами проекта о том, как рождается диалог между культурами, какую роль играют арт-резиденции в формировании художественного опыта и почему важно знакомить российскую аудиторию с динамично развивающейся индийской арт-сценой.

Тунти Чаухан, основательница Threshold Art Gallery

Тунти Чаухан

Как галерист, что вы думаете об арт-резиденциях? Насколько они развиты в Индии?

Резиденции — неотъемлемая часть арт-экосистемы в Индии. Они играют ключевую роль в поддержке экспериментальных практик как начинающих, так и состоявшихся художников. Резиденции предоставляют площадку для межкультурного обмена и более глубокого погружения в сам процесс, а не только в результат.

Как вы думаете, что дает друг другу обмен творческим опытом между художницами?

Художники учатся выходить за рамки собственного контекста, обращаясь к различным художественным практикам. Происходит взаимное опыление идеями, обмен процессами, инструментами и методами. В нашем разобщенном мире такие коллаборации развивают эмпатию, расширяют понимание глобальных контекстов и показывают, как среда влияет на создание искусства.

В достаточной ли мере представлено русское искусство в Индии сегодня?

Русское искусство, особенно современное, представлено в Индии недостаточно. Классические работы иногда можно увидеть на дипломатических культурных мероприятиях или на выставках институциональных организаций, но современные российские художники почти не присутствуют на южноазиатской арт-сцене. Их редко можно встретить в индийских галереях, на ярмарках или в частных коллекциях — если только они не получили международное признание.

Есть ли современные российские художники, которых вы хотели бы экспонировать в Threshold Art Gallery?

Да, Threshold изучает возможности сотрудничества с российскими художниками, галереями и музеями.

Ольга Профатило, основательница галереи MYTH

Ольга Профатило

Что для вас значит выставка «Если нашел перо»?

Проект «Если нашел перо» — это про диалог. Диалог культур, разных медиумов, диалог между нами как галеристами и диалог между художницами. Мы очень внимательно относились к организации выставки на всех этапах и рады, что такой проект состоялся.

Как вы считаете, арт-резиденции достаточно развиты у нас в стране сегодня? И какую пользу они приносят галеристам?

Арт-резиденции в России постепенно развиваются, их количество увеличивается, но пока еще рано говорить, что их достаточно. Главные бенефициары, конечно, сами участники резиденций — они получают новый опыт и вдохновение. А мы, галеристы, продолжаем эту работу, помогая художникам реализовывать идеи в новых выставочных проектах.

Галерея MYTH нацелена на международное сотрудничество. Культуры каких стран уже были вами представлены?

Одним из направлений работы для MYTH Gallery является знакомство с российскими художниками и их продвижение на международном арт-рынке. Например, в этом году мы организовали персональную выставку Никиты Селезнева «NORMA» в Париже, а также регулярно участвуем в ярмарках — последние два года активно изучали азиатский рынок, в частности ярмарку ART Busan. В галерее мы представляем не столько культуры стран, сколько самих художников, исследующих разные темы. Все наши авторы — из России, поэтому выставка «Если нашел перо» стала для нас новым опытом, о котором мы давно мечтали,  и мы надеемся, что такая практика будет продолжаться.

Как вы думаете, почему важно популяризировать современное индийское искусство в России сегодня?

Современный арт-рынок Индии переживает период стремительного роста, сохраняя при этом уникальную идентичность. Все больше внимания привлекают местные галереи и площадки, а India Art Fair уже прочно вошла в международный календарь ярмарок. Нам кажется важным знакомить российскую аудиторию с этим динамичным художественным контекстом — это обогащает культурный обмен и открывает новые перспективы для сотрудничества.

Екатерина Теребенина, коллекционер современного индийского искусства и традиционного ткачества

Екатерина Теребенина

В каком диалоге существуют традиционное русское и современное индийское искусство в вашей коллекции?

У нас в коллекции нет традиционного искусства народов России, но этой темой мы активно интересуемся, много путешествуя по России. И почти всегда, соприкасаясь с нашим народным искусством, мы находим ассоциации с индийским традиционным искусством.

Что касается современного индийского искусства, то оно сосуществует в нашей коллекции с традиционными индийскими тканями. И здесь всегда идет диалог — большинство индийских художников так или иначе опираются в своем творчестве на традиции и историю Индии.

Как проходил процесс налаживания связей между индийским и русским искусством в организации выставки «Если нашел перо»?

Процесс проходил очень органично, потому что с двух сторон работали профессиональные художники с душой и открытым подходом. Общались, обсуждали, а потом оказывалось, что многое получалось гармонично и без обсуждений, как будто само собой. Это происходит, когда участники процесса на одной волне.

Каких результатов по популяризации современного индийского искусства в России вам удалось достичь?

Мы познакомили российское профессиональное сообщество с основными индийскими галереями и художниками, и сейчас многие процессы идут уже без нашего участия, что очень радует. В ближайшее время нас ждут выставки с индийской тематикой в нескольких арт-институциях и музеях.

Мы организовали поездки на индийскую ярмарку современного искусства для коллег из арт-сообщества. Эти поездки вызвали большой энтузиазм и интерес, чему мы очень рады. Надеемся, что смогли немного трансформировать стереотипы об Индии, которые еще существуют у многих.

Что может найти для себя русский человек в индийском искусстве?

Глубину, проникновенность и тонкость. Много энергии. Индийское искусство побуждает заглянуть внутрь себя, дает возможность соприкоснуться с многими тысячелетиями непрерывной традиции, которая дает нам силы двигаться вперед по своему пути.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.