Картинка

Культура и благотворительность: какое у них совместное будущее?

Школа Bang Bang Education (входит в Ultimate Education), отдел инклюзивных практик Еврейского музея и центра толерантности и руководители благотворительных фондов и галерей искали ответы…

Где и когда? 20-го мая в Еврейском музее и центре толерантности.

Что было? Школа визуальной культуры и современных профессий Bang Bang Education совместно Еврейским музеем и центром толерантности провела дискуссию «Менять и изменяться: диалог культуры и благотворительности», на которой руководители благотворительных фондов обсудили специфику взаимопомощи и то, как культура может сделать её эффективнее. Дискуссия переводилась на русский жестовый язык.

«Для нас сегодняшняя дискуссия особенно важна. Тема на стыке искусства, дизайна и благотворительности очень близка школе и команде. Мы в Bang Bang Education активно занимаемся развитием социальных проектов, в частности, взаимодействуем с центром «Сёстры», развиваем инклюзивное направление в рамках школы, для нас это очень важная ступень и зона ответственности».

Тамара Тотчиева (модератор дискуссии – руководительница отдела комьюнити онлайн-школы Bang Bang Education).
Источник: архив пресс-службы

Как и почему участники дискуссии начали заниматься благотворительностью?

Директор фонда «Подари жизнь» Екатерина Шергова, рассказала:

«Работа в этой сфере стала логичным продолжением моего профессионального пути. До 2000-го года я занималась политической журналистикой, со временем в моей работе стало появляться всё больше и больше социальных тем. Так, я, в том числе, узнала про детей, которые болеют онкологией и их проблемах. В начале 2000-х благотворительные фонды находились в катастрофическом состоянии с точки зрения профессиональной экспертизы: они хотели помогать, но не всегда знали, как делать это профессионально».

Культура системной благотворительности только зарождалась. Екатерина чувствовала, что её можно и нужно развивать. Она стала больше общаться с волонтёрами и поняла, что помогать можно не только большими деньгами, можно стать волонтером, донором крови или помогать профессиональными навыками. Опыт коммуникаций пригодился, чтобы заново выстраивать доверие к фондам, как к профессиональным, честным и открытым организациям, которые могут менять системно целые сферы.

Итог: за 16 лет работы фонда помощь получили более 80 000 детей. Фонд делает всё, чтобы самое эффективное и современное лечение было доступно для тысяч детей по всей стране.

Арт-директор фонда и галереи «Ruarts» Катрин Борисов тоже не сразу пришла в благотворительность. До этого она много лет развивала сферу современного искусства и продолжает развивать до сих пор. Благотворительность появилась в её работе в 2016-м году, когда фонд накопил достаточно материальных ресурсов для создания грантовой программы.

Итог: Ruarts проводит открытый конкурс для художников, на котором они могут выиграть гранты на издательские, выставочные или театральные программы. Это небольшая благотворительность, но её достаточно для завершения проекта.

Управляющий директор фонда «Друзья» Мария Баландина рассказала, что тема дискуссии очень близка её карьерному пути: переходу от работы в сфере маркетинга и культуры к благотворительности. Раньше Мария была управляющим директором компании Marka, реализующих крупные проекты в сфере культуры – «Ночь музеев», «Ночь искусств», Lexus Hybride Art и другие. В благотворительность же она пришла довольно спонтанно: встретилась в учредителями фонда, когда была в процесс перехода из компании на сторону крупного клиента. При этом благотворительность в формате волонтёрства всегда присутствовала в её жизни, наполняя смыслом. А в 2019-м году стала следующим этапом карьерного пути Марии.

Сейчас фонд «Друзья» развивает Московскую школу профессиональной филантропии, в которой учатся руководители и сотрудники благотворительных организаций. Цель школы – профессионализация благотворительности как индустрии и создание сообщества лидеров социальных изменений. Также у фонда «Друзья» есть платформа интеллектуального волонтёрства ProCharity, на которой фонды размещают свои задачи в области финансов, юриспруденции и других областях.

Истчоник: архив пресс-службы

Что нужно для эффективного диалога?

Связь благотворительности и культуры глубока и естественна, так как оба эти способа проявления себя отражают желание общества поддерживать разделяемые ценности и фокусировать внимание на человеческом измерении. Для фокуса нужно поле: площадка, нарратив и среда, открытая к диалогу. 

Отдел инклюзивных практик Еврейского музея и центра толерантности регулярно выступает в роли инициатора и пространства для подобных дискуссий. 

«Открытая среда — это пространство, в котором не страшно задавать вопросы и делиться опытом, преумножая общие ресурсы. Мы стараемся сделать наш музей именно такой зоной: как для экспертов, так и для посетителей. Инклюзию обычно связывают именно с инвалидностью, но само это понятие намного шире. Наши программы направлены на создание психологически безопасной среды в школе и дома, в музее — через поддержку просветителей и посетителей, на создание диалога „равный — равному“ между благотворительностью, креаторами и аудиторией».

Екатерина Селезнёва, куратор отдела инклюзивных практик Еврейского музея.

Екатерина поделилась инициативой, которую в этом году запустил Центр толерантности Еврейского музея: это медиастудия «Рекомендую». Участники с инвалидностью и волонтёры культуры учатся создавать креативный контент об искусстве, чтобы стать проводниками творческих инициатив и площадок столицы для своих сообществ. «Мы надеемся, что многие участники сегодняшней дискуссии присоединятся в будущем к нашему проекту в роли экспертов, площадок или амбассадоров. Рассказ о благотворительности, дизайне культуре может быть инклюзивным, и в этом случае достигнет своих ключевых целей», — добавила она.

Истчоник: архив пресс-службы

Как происходит взаимовлияние благотворительности, искусства и дизайна?

Культура играет большую роль в развитии и популяризации благотворительных проектов. Фонд «Друзья», например, ранее делал вечеринки в формате баттлов: рок-батлы, фуд-баттлы, на которых выступали известные бизнесмены со своими коллективами, рестораны готовили эксклюзивные блюда с командами своих известных друзей и продавали их за черити-фишки. Для фонда ивент-фандрайзинг был одним из ключевых инструментов привлечения финансирования и популяризации благотворительности.

С февраля 2022-го года всё изменилось, был период тишины и поиска новой интонации для мероприятий. 22-го мая в Московском музее современного искусства фонд открыл выставку Vis-à-vis. Меценаты и партнёры подарили фонду предметы искусства, которые можно купить, поучаствовать в тихом аукционе до 4 июня.

Как мода влияет на благотворительность. Нет ли опасности, что трендовость темы может стереть смысл?

По мнению Екатерины Шерговой, в моде на благотворительность нет ничего страшного. Даже если любимый артист начал кому-то помогать, и фанат решил повторить за ним это действие ради одобрения.

Однако бывает и по-другому, когда люди понимают, что благотворительность интересна им вне модных акций, и оформляют подписки на пожертвования. Как отметила Екатерина, ежемесячные стабильные платежи очень важны для фондов, они позволяют не рисковать ничьей жизнью и планировать медицинские операции.

Мария Баландина тоже считает, что мода может пойти на пользу благотворительности.

В качестве примера она приводит фонд, созданный Никитой Кукушкиным, «Помощь», о котором с удивлением услышала от знакомых, далеких от её профессиональной сферы.

Этот успех Мария объясняет тем, что фонд смог найти свой язык, в том числе визуальный и эстетический, способный захватить аудиторию, ранее чуждую благотворительности.

«Мне бы хотелось, чтобы в ближайшем будущем благотворительность стала бы не модой, а просто нормой» – выразила надежду Катрин Борисов. По ее мнению, такая помощь должна стать рутиной, настолько привычной, что о ней не будут говорить, как о чем-то сверхважном.

Участники дискуссии пришли к выводу, что взаимодействие дизайна, искусства и благотворительности приводит к позитивным результатам у всех задействованных организаций.

Во время коллабораций важно не давать друг другу поблажки и делать всё на одинаково высоком уровне.

Важно продолжать просветительскую работу в сфере благотворительности и образовывать не только аудиторию, но и самих инфлюенсеров, которые работают с фондами.

Что же касается просвещения аудитории, то наиболее эффективным будет культивирование традиции участвовать в благотворительности в каждой семье.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.