Тиражное искусство — это произведения, которые выпущены автором не в единственном экземпляре, а серией — определенным тиражом. При покупке таких работ у начинающего коллекционера могут возникать сомнения о подлинности и эксклюзивности, так как в тиражном искусстве значение оригинальности отличается. Считается, что весь тираж выпущенных работ является оригиналом. В этой статье мы рассмотрели особенности печатной графики и фотографии, их разнообразие и преимущества, а также ответили на основные вопросы, связанные с приобретением печатного искусства.
Мы спросили экспертов — членов Ассоциации галерей — о техниках печати, ценностях тиражного искусства и правилах его коллекционирования в преддверии ярмарки современного искусства Cosmoscow.
Репродукция — это тоже тиражная печатная работа, но она не относится к предметам искусства, а является их копией.
Разница между репродукцией и произведением печатного искусства заключается в первую очередь в намерении исполнителя создать оригинальную работу, а не произвести подобие уже существующего артефакта.
Покупка репродукции картины, даже если она продается с подписью автора, может стать частью коллекции именно этого вида работ. К тиражному искусству такие произведения никакого отношения иметь не будет.
О ценности тиражного искусства
Неповторимость — не самый правильный термин в определении ценности искусства. Большинство работ можно воспроизвести и повторить. И многие из них только в таком виде и дошли до нас. Именно поэтому существуют музеи копий и слепков.
Ценность произведения определяется аутентичностью и оригинальностью. То есть в первую очередь его связью с создателем, а во вторую — исключительностью работы среди прочих. Тиражное искусство ценится, если оно было произведено при непосредственном участии автора. Вопрос уникальности рассматривается относительно всего тиража. Он считается единым произведением, существующим в ограниченном количестве экземпляров, которыми могут обладать разные владельцы. Один образец может находиться у автора, следующий — в музее, а еще один — принадлежать вам. Наряду с относительной доступностью, именно эта особенность как раз и делает тиражное искусство привлекательным для коллекционеров.
О правилах коллекционирования фотографии
Любая коллекция — это, прежде всего, саморазвитие, обладание желанным объектом, ну и, безусловно, инвестирование в том или ином объеме. В коллекционировании фотографического искусства есть основа знаний, которая необходима. Визуальное считывание методов печати, узнаваемость правил того или иного автора в ограничении тиража и способов подписания отпечатков. Стили, жанры, направления, помогающие коллекционеру определиться в своих предпочтениях. В общем документе о ценообразовании в тиражном искусстве мы постарались собрать максимальное количество терминов и определений, помогающих в нем разобраться.
О коллекциях фотографического искусства
В мире более чем достаточно музеев, частных фондов, корпоративных и личных коллекций с акцентом на авторские фотографические отпечатки. Еще в 1940 году появился отдел фотографии в одном из важнейших институций мира — МоMA. Первый специализированный музей начал работу в 1947, его основателем стал Джордж Истман. Примерно в этот же период открылся отдел фотографии в музее Метрополитен. Безусловно, за эти годы фотографические фонды институций на разных континентах пополнялись не только за счет собственных приобретений, но и за счет даров частных коллекций, которые во многом не уступали музейным. Дом фотографии в Париже, отдел фотографии в Музее Виктории и Альберта, Лозаннский фотографический музей стали флагманами коллекционирования в Европе.
О техниках печати, невозможных для тиражирования
В фотографии существуют несколько техник, которые не предполагают тиражирование. Это процессы, где изображение формируется не на промежуточном носителе, будь то пленка или матрица фотоаппарата, а сразу на конечном материале. К таким техникам относятся дагерротип, амбротип, полароид (Polaroid Instant, Fujifilm Instax), где свет создает картинку сразу на металлической пластине или стекле, которая мгновенно проявляется. Также к таким техникам я бы отнес фотограмму — это так называемая бескамерная работа, где изображение без использования фотоаппарата формируется на бумаге.
«Ручные» техники печати у молодых авторов
Молодые авторы регулярно обращаются к разным ручным техникам печати фотографий: как к современным технологиям цветной (C-Print) и черно-белой (серебряно-желатиновая) печати, так и к альтернативным — типа цианотипия, гуммиарабиковой печати и прочего.
О преимуществах коллекционирования тиражного искусства
1) Можно считать это начальным уровнем в коллекционировании искусства. За относительно низкую цену есть шанс приобрести произведение серьезного художника. Хотя следует отметить, что уровень коллекций тиражного искусства может быть самым разным: от небольшой любительской до серьезной и крупной.
2) Легче собрать серию работ. Проще в финансовом смысле.
Три причины для коллекционирования современного фотографического искусства
1) Это осознанный выбор, нацеленный на работу с авторами-современниками. Ценный в том числе тем, что позволяет увидеть в этом отражение частицы себя.
2) Это работа с современными, далеко не всегда широко известными авторами. Есть шанс вытянуть счастливый билет.
3) Концепция и содержание. Важная составляющая творчества современного художника — эта та интрига в искусстве, ради которой стоит заниматься коллекционированием.
Алексей Веселовский: Первый признак — печатная. Второй — это графика. Третий — она современная. А степень хорошести каждый зритель определяет сам для себя.
Важен автор, который создает печатное произведение. Важна актуальность и выразительность художественного высказывания, уместность обращения к печатному медиуму и точность пластического решения. Все остальные внешние признаки могут быть обманчивыми.
Алексей Веселовский: Не просто участие, а воля и намерение автора в создании любого аутентичного произведения являются принципиальными. Его идея и видение образа — вот основные факторы, которые указывают, имеем ли мы дело с печатным искусством или с чем-то другим. Все остальное, в том числе и степень участия автора при производстве тиража, может варьироваться и определяться характером и масштабом произведения или сложностью технических процессов при его создании.
Наталья Григорьева-Литвинская: Биография фотографа — это экскурс в его творческие путешествия и стилистические направления. Я бы предпочла знанию точных биографических фактов насмотренность. Это зачастую помогает в отборе авторов для коллекции. Какие бы стили и направления нам ни были близки, мы выделяем пул тех художников, чьи почерки и идеи нам больше нравятся.
Наталья Григорьева-Литвинская: Рынок авторских фотографических работ стал максимально доступен с появлением отделов фотографии в основных аукционных домах. Например, Sotheby’s. Они открыли его в Лондоне в 1971 году и в Нью Йорке в 1975. Ассоциация дилеров фотографии в Нью Йорке (AIPAD) начала работу в 1978 и тогда поставила цель — выработать отраслевые стандарты и создать ярмарку, помогающую местным коллекционерам. При ответе на ваш вопрос становится понятно, что и музеи, и коллекционеры искали и находили работы в равных условиях в одних и тех же источниках. Но зачастую отдельные люди имели и имеют больше финансовых возможностей, чтобы приобрести лучшие работы.
Николай Дмитриев: В крайне редких случаях тиражность работы является частью концепции автора. Обычно она обусловлена техникой. При этом создатель всегда может лимитировать количество отпечатков в тираже, вплоть до одной уникальной копии. Или автор имеет право заявить тираж работы в маленьком размере с заданным количеством 10 и более отпечатков, чтобы сделать работу более доступной, особенно для начинающих молодых коллекционеров.
Николай Дмитриев: Если работы выполнена в тиражной технике, то она подписывается не только именем автора и датой создания, но номером. При этом на отпечатке или оттиске указываются два значения: номер и общее количество отпечатков этой работы в данном размере. Например, 3/10 — 3-й отпечаток в тираже из 10-ти. При этом нужно учитывать, что такая работа, особенно если это фотография, может быть в другом размере. Информацию всегда нужно уточнять у галереи или у самого автора.
Михаил Краснов:
1) За молодыми выпускниками школ современного искусства.
2)За теми, кто вам уже понравился. Вы сделали первичный отбор, но еще не приняли решение. Возможно, следует подождать и посмотреть на развитие биографии автора.
3)За мэтрами. Часто они бывают не оценены по достоинству, и работы точно имеет смысл покупать.
Михаил Краснов:
1) Различные техники производства фотографии.
2) Правила организации тиража работ и его описания (размер, количество, тип экземпляра и т. д.).
3)Понимание того, что кажущийся малым барьер между тобой, зрителем и художником в применении фотографического медиума очень иллюзорен. Человек входит в легкий контакт с ним, но затем начинает понимать глубину и сложность художественного продукта.
Алексей Веселовский: Там, где ее продают. Ярмарки, галереи, печатные мастерские, художественные онлайн-агрегаторы. Многие художники продают произведения напрямую через социальные сети и сайты.
Михаил Краснов:
1)У кого покупаете (галерея, арт-дилер или просто частное лицо)
2) Кого покупаете (известный автор или известная работа, где были представлены до этого)
3) Наличие документов на приобретаемый объект коллекционирования (сертификат или договор)
Николай Дмитриев:
Помимо подписи автора на работе, галереей выпускается сертификат подлинности, в котором указана более подробная информация о работе, включая название, размер, технику печати и материал, год создания и печати, если они отличаются, и т.д.
Наталья Григорьева-Литвинская: Ответ достаточно банальный: нужны знания и опыт, которые можно взять в долг у галеристов или арт-дилеров, если жизнь не дает возможности накапливать их самостоятельно.
Наталья Григорьева-Литвинская: Для хранения фотографии всегда есть и будут 2 основных критерия сохранности: отсутствие перепадов влажности, ее приближение к 33 и освещенность. Как бы мы ни гордились новыми методами печати и оформления, мы зависим от них. Обязательное использование музейных консервационных материалов вплоть до уголка, на котором фиксируется оформленный отпечаток, — то, о чем помнит любой коллекционер и оформитель.
Алексей Веселовский: Есть экспонирование, есть хранение. Как правило, эти процессы плохо дружат, и приходится искать компромисс. Это касается и масляной живописи тоже. Можно повесить графический лист на гвоздик у себя в ванной комнате, и какое-то время он будет там успешно экспонироваться. Как правило, ценность работы определяет и способ показа. Если вы хотите, чтобы печатные произведения (как и любые на бумаге) можно было долго экспонировать с максимальной сохранностью, нужно озаботиться профессиональным оформлением, выполненным с использованием правильных материалов — стекла и багета. Не располагать работы во влажных помещениях и на прямом солнечном свете или в постоянном ярком освещении.
Михаил Краснов: Оформить возможно по-разному, в зависимости от интерьера. Главное, чтобы это максимально защищало работу от воздействия внешних факторов: таких как свет, влажность, перепады температур, взаимодействие с агрессивными средами.
Для этого важно не экономить на оформлении. Использовать материалы, не содержащие в составе агрессивных кислотных или щелочных компонентов. По возможности отказаться от наклейки работ на основание. Защищать их от деструктивного воздействия света специальным музейным стеклом.
Николай Дмитриев: К любым произведениям искусства нужно относиться бережно при хранении и экспонировании. Поэтому очень сложно выбрать самую требовательную работу в хранении, так как у всех техник есть свои нюансы. Каждый раз при покупке настоятельно рекомендую уточнять рекомендации по экспонированию работы у галереи, представляющую автора.
Покупку печатной графики можно считать началом пути в коллекционировании. Кроме того, приобретая тиражные работы, вы можете поддержать современное искусство и творчество молодых художников.
Почему именно тиражная графика?
1)Легче приобрести в финансовом плане.
2)Легче собрать серию работ.
3)Большая мобильность графических листов, в отличие от живописных холстов и скульптур.
4)Относительная доступность: один экземпляр может находиться у автора, следующий — в музее, а еще принадлежать вам.
Где приобрести?
На ярмарках, например, на Cosmoscow, в галереях, печатных мастерских, художественных онлайн-агрегаторах, у самих художников.
Как хранить?
1)Избегать агрессивных факторов: света, влажности, перепада температур.
2)Оформить под свой интерьер.
Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.