Картинка

Как увлечение мозаикой превратилось в профессию: путь художницы Елены Жигаловой

«Мозаика — это не просто искусство, это целый мир, в который можно погрузиться с головой».

Каждый элемент мозаики — это не просто кусочек стекла, а частичка истории, цвета, света и эмоций, соединенных в цельную композицию.

Стекольный мастер Елена Жигалова работает с мозаикой более 15 лет. Ее путь — это история поиска, преодоления и вдохновения. Однажды хобби превратилось в профессию, а со временем — в особую художественную практику. Каждый ее проект — отражение личных переживаний, природы, архитектуры и светотени, которые окружают нас в повседневной жизни.

Источник: личный архив Елены Жигаловой

Расскажите, пожалуйста, как вы начали заниматься мозаикой?

Моя основная профессия уже более 15 лет связана со стеклом — с производством флоат-стекла, из которого изготавливают окна, зеркала, предметы интерьера, а также фасады известных зданий, таких как Москва-Сити, «ГЭС-2», парк «Зарядье» и многих других.

Однажды, на одном из мероприятий нашего клиента — это был мастер-класс, посвященный мозаике из стекла — нам предложили попробовать собрать собственную композицию. Атмосфера была легкая и дружелюбная: закуски, беседы, немного вина и стекло, которое нужно было вручную разрезать и сложить в узор.

Я собрала свою первую мозаику — и неожиданно получила высокую оценку от преподавателей мастер-класса. Они удивились, что я никогда ранее не занималась мозаикой, и спросили:

— А вы точно не художник? Не хотите попробовать всерьез?

Так начался мой мозаичный путь.

Как вы описали бы процесс создания мозаичного произведения от идеи до завершения работы?

Знаете, мозаика — это особенная тема. Она хороша тем, что всегда абсолютно разная. И путь ее создания тоже каждый раз индивидуален. 

Иногда, например, работа над мозаикой связана с участием в тематической выставке — как в случае с моей последней работой, созданной специально для выставки, посвященной Сергею Дягилеву. Эта выставка открылась 16 апреля в театре Станиславского и Немировича-Данченко. В проекте использовались эскизы самого Дягилева, которые мы интерпретировали через собственное видение, перекладывая их в стекло и мозаичные композиции.

Бывает, что работа начинается с эскизов, созданных по индивидуальному заказу — люди просят воплотить определенную идею. А иногда — это всего лишь фотография, случайная картинка или сюжет, который оставил след в памяти. Тогда ты сначала рисуешь его на бумаге, а уже потом переводишь это в мозаичный материал, добавляя свою интерпретацию.

Самое удивительное в мозаике — ее уникальность. Ни одна работа не повторяет другую. Потому что каждый элемент нужно вырезать вручную, каждый раз создавая нечто новое. Даже если у тебя есть предварительный эскиз, может случиться так, что стекло «не ложится»: не подходит цвет, не режется нужным образом. Тогда ты начинаешь менять  материал, размер или компоновку.

Какие материалы вы предпочитаете использовать в своих мозаиках?

Материалы в мозаике могут быть самыми разными. Лично я всегда использую только стекло. Это связано с моей глубокой любовью к этому материалу, которая длится уже более 15 лет.

Тем не менее, мозаики можно создавать не только из стекла. Это может быть камень, смальта, бусины — в общем, практически что угодно. Здесь многое зависит от фантазии и видения автора.

Мозаика требует большого терпения и внимательности. Как вы справляетесь с такими долгими и трудными процессами?

О, да — вы абсолютно правы. Например, моя последняя работа, посвященная Дягилеву, заняла приблизительно 156 часов. Каждый рабочий сеанс длится минимум три часа.

Сначала я подбираю нужные стекла: выбираю из большого количества заранее тонированных стеклянных листов те, что соответствуют цвету, фактуре и настроению будущей композиции. Ведь стеклянная мозаика интересна тем, что мы не окрашиваем материал — стекла уже изначально обладают нужным цветом, текстурой и даже глубиной.

Из выбранного стекла мы сначала отрезаем небольшие фрагменты, а затем из них — уже конечные детали, которые должны идеально состыковываться друг с другом. Дорисовать что-либо невозможно. Мы можем только наблюдать и подстраиваться под взаимодействие цвета, света, структуры. Ведь не все стекла гладкие, как флоат-стекло. Есть с рельефом, с узором, с интересными наплывами. Бывают даже рифленые, фактурные листы.

И вот это все — фактуры, свет, прозрачность и сочетания — формируют финальную картинку. Это действительно огромная работа: материалы ведут себя по-разному, и ты постоянно взаимодействуешь с ними, подстраиваешься, исследуешь.

Особенно сложно становится, когда мозаика включает сложные узоры: например, условный платок с цветами. В этом случае ты создаешь не только каждый лепесток, каждый цветок, но и окружающий фон — ткань платка.

Но именно этот процесс и делает работу захватывающей. В какой-то момент из этих мельчайших деталей возникает целостная красивая композиция. А игра света внутри стекла придает мозаике то самое «дыхание» — ощущение жизни и движения, которого невозможно добиться в других материалах.

Что для вас является источником вдохновения в этом деле?

Ой, это, пожалуй, один из самых сложных вопросов. Хочется ответить, возможно, немного банально, но источник вдохновения — это сама жизнь. Действительно, где бы ты ни находился, ты всегда можешь увидеть что-то прекрасное. Вот, например, сейчас весна: природа пробуждается, появляется масса зелени, цветов, обновления и энергии. Все это — мощнейший источник вдохновения.

Любой концерт, любая музыка, звучание отдельного инструмента в оркестре — все это тоже способно вдохновить. Иногда достаточно увидеть красивую лодку, машину, реку или памятник — и вот ты уже наполнен эмоциями. Недавно прошла мимо Московского Кремля, и он будто заново открылся мне в своей монументальной красоте. 

Самое главное — смотреть на мир открытыми глазами. Уметь замечать красоту даже в самых обычных и повседневных вещах. Именно в простом, привычном чаще всего и скрыто подлинное вдохновение, которое может стать основой для творческого процесса. Нужно только позволить себе видеть.

И в этом нет ничего волшебного — это скорее состояние души: восприимчивость к жизни, эмоциональная включенность в окружающую реальность. Ведь даже мимолетный кадр, неожиданный цвет или фраза могут запустить в тебе целую цепочку творческих ассоциаций.

Вы работаете в стекольной промышленности. Как ваша деятельность в этой сфере влияет на ваш подход к мозаике?

Как я уже говорила ранее, моя профессиональная деятельность в сфере работы со стеклом напрямую привела меня к мозаике как к виду творчества. Это, пожалуй, основное влияние, оказавшее решающее значение. Более того, поскольку я являюсь производителем стекла как сырья, я хорошо понимаю все этапы его создания — от песка и других компонентов до конечной формы.

Я знаю, как стекло «поведет себя» при различных нагрузках, какой рез оно может выдержать, а какой — нет. Я также разбираюсь, какой тип стекла соответствует определенным видам обработки. 

 Я также понимаю, как можно дополнительно обработать бесцветное стекло: нанести принт через запекание при высоких температурах. Эти элементы могут как раз придать композиции ту художественную деталь, которой ей не хватает в данный момент.

Кроме того, у меня есть знания о степени светопропускания стекла и о том, как оно окисляется — особенно если речь идет о зеркальных элементах или стекле с покрытиями. Мы используем разные составы, и важно понимать, какие из них подходят для конкретных задач, а какие — нет.

Источник: личный архив Елены Жигаловой

Мозаика в России долгое время была частью архитектурного искусства. Как вы видите ее развитие в современном контексте?

На мой взгляд, мозаика как вид искусства — это очень универсальное направление. Я бы сказала, что мозаика не только «была» частью архитектуры, но и продолжает ею оставаться. Работы по оформлению храмов все еще ведутся, и мозаика активно используется в этом процессе.

Более того, я думаю, что значение мозаики в архитектуре будет только возрастать. Это связано с тем, что мозаика — это по-настоящему красиво. В каком-то смысле, это возвращение к советским мозаикам, но в новом прочтении, в современной интерпретации.

Кстати, недавно была открыта новая станция метро, оформленная целиком в мозаике. Это настоящее произведение искусства — впечатляет невероятно. Так что мозаика никуда не исчезла.

Кроме архитектуры, я уверена, она будет все активнее развиваться в декоративном и интерьерном сегментах. Мозаика все чаще используется в дизайнерских решениях: в отделке стен, внутренних пространствах, оформлении интерьеров. 

В целом мозаика легко интегрируется в любые поверхности. Я уверена, что границ для ее применения попросту не существует. Мы только начинаем открывать это поле заново — где, как и с какой целью ее можно использовать. И дальше, думаю, ее применение будет только расти и расширяться. 

Какие художники или мастера, работающие в сфере мозаики, вдохновляют вас?

Для меня самой вдохновляющей фигурой в мире мозаики является Марко Бравура. Это действительно великий художник и мозаичист, создающий неизменно впечатляющие произведения. Он работает в самых разных направлениях: оформляет внешние и внутренние пространства, создает скульптуры, картины, светильники, предметы интерьера и элементы декора. 

Это человек, который не просто творит, а буквально изобретает новые способы применения мозаики. Он всегда на передовой этого искусства. Кстати, его дом и мастерская находятся в России — в Тарусе. Это место можно посетить, и впечатления будут поистине незабываемыми. Попадая туда, ты словно оказываешься в мозаичном мире: весь дом — и внутри, и снаружи — оформлен мозаикой.

Там можно увидеть мозаику в самых неожиданных местах и на самых разных предметах. И в этом уникальном пространстве, без сомнения, каждый сможет найти для себя источник вдохновения.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.