Картинка

Как PR и менеджмент поднимают арт-индустрию

Неочевидно, но вероятно, потребность арт-индустрии в PR-специалистах и менеджерах будет стабильно расти в ближайшие десять лет (по оценке Bureau of Labor Statistics). Галереи открываются, музеи развиваются, фестивали собираются, а театры выпускают премьеру за премьерой. Для поддержания такой большой индустрии необходимы уникальные специалисты. И нет, речь вовсе не про художников, скульпторов, кураторов и актеров. Сегодня в луче прожектора те, кто до этого неизменно оставался в тени. Рассказываем, почему без менеджеров и PR-специалистов арт-индустрия просто не сможет существовать.

В задачах менеджеров – контроль и организация всего процесса от гвоздя до развески. Задачи могут быть настолько невероятными, что без креативного мышления, гибкости и смелости проект может упасть. В институциях культуры арт-менеджер занимает ключевую позицию, поддерживая жизнеобеспечение проектов, от спектаклей до выставок.

Софья Троценко, основательница Центра современного искусства Винзавод 

«Арт-менеджер — это связующее звено между творцами и посетителями. Это человек, который обеспечивает реализацию любой гениальной идеи после того, как она была утверждена. Будущее проекта зависит от умения менеджера следовать заданной цели по сбору всех ресурсов, необходимых для воплощения проекта в жизнь, умения контролировать процесс реализации и действия разных участников этого процесса, графика, бюджетов. Самое главное – это умение работать как с творческими людьми, так и с теми, кто отвечает за техническую сторону всех этапов проекта».

PR как медиатор между искусством и публикой

PR-специалисты в искусстве рассказывают истории. Они формируют Tone of Voice, на котором затем говорит проект. Чем лучше пиар умеет рассказывать истории, тем интереснее их слушать аудитории. Таким образом искусство перестает быть вещью в себе, а становится открытым, доступным и понятным.

Ирина Саминская,  руководитель проектов благотворительного фонда поддержки и развития современного искусства Винзавод

«На мой взгляд, истории, вообще, как и интервью в журналистике – это самый сложный жанр. У сценаристов есть профессиональная проблема – концовка. Потому что глобально их не так много: герой умер, герой женился или вышел замуж, остается открытый финал. И там парочка инверсий, все вернулось на круги своя. Если применить это к пиару, то ваша задача в информационном запуске – не сдуться к концу информкампании, а научиться держать темп до конца. Рассказать историю вашего проекта так, чтобы захотелось посмотреть ситком, слушать подкаст и ждать с нетерпением продолжения».

Экономическая устойчивость проекта

Возможности для интеграции брендов, способы взаимодействия с проектами крупных и любых фондов, частных инвесторов и прочих организаций – результат работы менеджеров и пиар-специалистов. Умение собрать проект таким образом, чтобы остались точки входа для потенциальных партнеров – актуальная задача и важная для взаимодействия индустрий друг с другом. Моды и искусства, кино и искусства и так далее..

Пьер-Кристиан Броше, куратор направления «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ

«Сегодня конкуренция между художниками очень велика. Успешные художники концентрируются скорее на творчестве и не успевают заниматься своим продвижением. Именно менеджеры понимают скорость развития художника и его способность реализовывать новые работы. Понимают психологию художника и могут определить стратегию, могут оценить совпадение творчества художника и темы выставки, биеннале или ярмарки, и направить туда проекты».

Становление бренда в культуре

Позиционирование и становление проекта, а за ним и бренда – долгосрочные задачи для любого PR-специалиста. Они работают над формированием уникального имиджа, который выделяет проект на фоне конкурентов и привлекает внимание аудитории. Это включает в себя разработку коммуникационной стратегии, создание привлекательного контента и активное взаимодействие с медиа, а также понимание, кто твой зритель.

Источник: пресс-служба ЦСИ Винзавод

Ирина Саминская: «У культурных проектов есть кардинальная особенность, которая отличает их от бизнеса – они плохо монетизируются, так как изначально цель не в прибыли. В Великобритании, пионере в работе с креативными индустриями, применяется методология по грамотному запуску культурных проектов (брендов) и их дальнейшей реализации. Важное внимание в стратегии уделяется всем участникам процесса, так как значение играет и персональная мотивация каждого из участников, и корректно сформулированные цели/задачи проекта, и дорожная карта. Это непростой пазл, с очень тонкими настройками».

Просветительская функция проектов

Специалисты по коммуникациям и менеджеры вносят вклад в поддерживающие проект программы: лекции, мастер-классы, обсуждения, паблик-токи, которые помогают широкой аудитории лучше понять искусство. Помимо просветительской функции, это один из эффективных форматов профессионального нетворкинга для всей индустрии.

​​Софья Троценко: «Такие активности нужны, потому что это хороший инструмент для популяризации. Они дают возможность рассказать о чем-то и после вступить в диалог с теми, кто об этом рассказывает. И очные, и онлайн-форматы публичных встреч дают возможность шире раскрыть тему проекта. Хотя, конечно, есть проекты, которые не требуют дополнительного раскрытия и разговаривают с аудиторией на уже понятном ей языке…»

Выход из любого кризиса

В случае возникновения проблем или кризисных ситуаций PR-специалисты разрабатывают стратегии по минимизации репутационного ущерба, оперативно реагируют на негативные события и управляют общественным мнением. Эффективное управление кризисами помогает сохранить доверие общественности и поддерживать позитивный имидж арт-проекта или институции.

Источник: пресс-служба ЦСИ Винзавод

Пьер-Кристиан Броше: «Кризисы бывают разные! Бывают психологические кризисы у художников, когда по разным причинами они не могут творить, поэтому менеджеры должны быть психологами. У художников также есть требования учить что-то новое в рамках своих интересов, и менеджер должен уметь ответить на эти вопросы. Менеджер сам сопровождает развитие художника. Бывают и внешние кризисы, но и это не должно стать тупиком для опытного менеджера». 

Где растят профессионалов?

Образовательная программа «Менеджмент и PR в арт-индустрии», реализуемая ЦСИ Винзавод совместно со Школой дизайна НИУ ВШЭ, направлена на переподготовку специалистов, готовых к быстрому старту в индустрии искусства. Программа дает практические навыки, необходимые для реальной работы в арт-институции, формирует насмотренность, круг профессиональных контактов, помогает быстрее освоиться на рынке и сориентироваться в современном контексте. Подробности о программе на сайте

10 сентября в 19:00 в Винтажном зале ЦСИ Винзавод состоится день открытых дверей программы с участие академических руководителей. Регистрация уже открыта по ссылке

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.