Как говорить
с детьми об искусстве










Выпуск этого материала мы запланировали очень давно, но долго боялись к нему подступиться. Тема погружения детей в искусство кажется нам очень важной, но все ли родители считают такие разговоры необходимыми? И вообще, нужны ли они детям? Если нет, то почему, а если да, то как найти правильные слова, чтобы выстроить диалог с ребенком? А может быть, дети способны понимать искусство интуитивно, и задача взрослых просто направлять их в нужную сторону?

 

В поисках ответов мы обратились к тем, кто точно не раз задавался этими вопросами, — родителям, работающим в сфере культуры, и креаторам, которые создают детские арт-проекты. Наши герои поделились опытом и реальными историями, а резюмировать все это мы попросили психолога и арт-терапевта Катерину Белезу. Разбираемся вместе, с чего начать и как сделать процесс максимально полезным и интересным.

 Катерина Белеза

Почему важно говорить
с детьми
об искусстве?

 

Искусство, особенно, если мы говорим о нем в широком смысле, — это копилка архетипических образов, которая помогает исследовать свои чувства и эмоции. Для всех людей и для ребенка, в частности, искусство — это способ погружения и развития эмоционального интеллекта, в том числе, эмпатии.

 

На какие особенности детского восприятия мира нужно обращать внимание, когда мы пытаемся что-то показать или рассказать ребенку?

 

Важно обращать внимание на особенности возрастной психологии и вида деятельности, к которому склоняется ребенок в том или ином возрасте. Например, основной вид деятельности детей до шести-семи лет — это ролевые игры. Через игру можно рассказывать разные истории или превратить в приключение по поиску артефактов поход в музей. Опираться следует на возрастные особенности (советую посмотреть таблицу Д.Б. Эльконина), но, конечно, важно не забывать и об индивидуальном подходе, ведь все дети разные — нужно наблюдать, сопоставлять, что интересно ребенку и как этот интерес можно развернуть. 

 

Юлия Константинова, арт - менеджер и основатель Чувашской биеннале современного искусства

Юлия Константинова, арт-менеджер и основательница Чувашской биеннале современного искусства

Я не сторонник развития в рамках одного предмета. Мне кажется, что задача родителя в том, чтобы показать как можно более полномасштабную картину мира.

Понятно, что из-за профессиональной деформации, я больше посещаю выставки. Тёма об этом слышит, видит фотографии, видит, какие книги я читаю и какие фильмы смотрю. Как по мне, это важнее, чем если бы я бесконечно брала его с собой. Именно пример, а не действие, которое ты хочешь совершить «над» ребенком, оказывается принципиально решающим. 

Не могу сказать, что делаю нечто особенное с точки зрения погружения его в тему искусства. Возможно, Тёме это и не надо. Он, например, очень любит собирать всевозможные конструкторы. При этом, когда мы ходим на выставки или касаемся темы искусства, я стараюсь сонастроиться с ним, не навязывать интерес в качестве гида-экскурсовода, а гулять, размышлять, изучать, не назидать. Детей часто затягивают в искусство в качестве собственной сублимации/нереализованности конкретно в этой сфере или же «потому что надо, чтобы казаться образованным человеком». Я надеюсь, что не страдаю этим. 

На прошлой неделе Тёма, вернувшись из сада, попросил записать его на кружок «Нескучный арт», где они изучают главные мировые шедевры изобразительного искусства. И для меня это самое важное — желание и интерес с его стороны (фото ниже — Тёма Константинов в Центре конструктивизма «Зотов»). 

Я не сторонник развития в рамках одного предмета. Мне кажется, что задача родителя в том, чтобы показать как можно более полномасштабную картину мира.

Понятно, что из-за профессиональной деформации, я больше посещаю выставки. Тёма об этом слышит, видит фотографии, видит, какие книги я читаю и какие фильмы смотрю. Как по мне, это важнее, чем если бы я бесконечно брала его с собой. Именно пример, а не действие, которое ты хочешь совершить «над» ребенком, оказывается принципиально решающим. 

Не могу сказать, что делаю нечто особенное с точки зрения погружения его в тему искусства. Возможно, Тёме это и не надо. Он, например, очень любит собирать всевозможные конструкторы. При этом, когда мы ходим на выставки или касаемся темы искусства, я стараюсь сонастроиться с ним, не навязывать интерес в качестве гида-экскурсовода, а гулять, размышлять, изучать, не назидать. Детей часто затягивают в искусство в качестве собственной сублимации/нереализованности конкретно в этой сфере или же «потому что надо, чтобы казаться образованным человеком». Я надеюсь, что не страдаю этим. 

На прошлой неделе Тёма, вернувшись из сада, попросил записать его на кружок «Нескучный арт», где они изучают главные мировые шедевры изобразительного искусства. И для меня это самое важное — желание и интерес с его стороны (фото ниже — Тёма Константинов в Центре конструктивизма «Зотов»). 

 

 Катерина Белеза

Нужно ли родителям самим разбираться в искусстве, чтобы говорить
о нем с детьми?

 

Разбираться в искусстве необязательно, но родитель должен проявлять искренний интерес, потому что дети очень хорошо чувствуют фальшь. Когда родитель по-настоящему чем-то увлекается, честно говорит с ребенком о своем увлечении — о творчестве, о книгах, о кино — то и ребенок будет это впитывать. Дети, особенно малыши и дошколята, тянутся к интересам родителей. Тут вопрос больше к родителям: как часто вы ходите в музеи или читаете книги об искусстве?

 

Мария Хомутова, основательница концептуального пространства TŌMO

Мария Хомутова, основательница концептуального пространства TŌMO

Я мама троих детей, и я искренне люблю и уважаю детей. Когда меня спрашивают про аудиторию проекта, я всегда говорю, что выращиваю свою аудиторию. Ребенок, приходя в Tōmo видит искусство, занимается творчеством и может унести с собой книги про искусство. Мы стараемся закрыть потребности и обеспечить процессы таким образом, чтобы детям было комфортно и они хотели приходить на занятия или в гости. Главное, на мой взгляд, не навредить и не смотреть на ребенка свысока. Дети, особенно современные, — очень развиты, умны не по годам и креативны. Мы лишь сопровождаем и направляем.

 

Мы запустили творческие мастерские для детей младшего и среднего возраста. Внутри проекта ребенок может заняться керамикой, современным артом, рисунком, конструированием. В ближайшем будущем мы планируем открыть архитектурные классы и дизайн-классы. 

 

Особое внимание мы уделяем подбору педагогов. Они образованы, бережны и профессиональны. Мы, в целом, считаем, что в подобных проектах должна быть профессиональная команда, заинтересованная в направлении, любопытная и следящая за тенденциями.

 

Педагог строит занятия от базовых форм, из которых позже вырастают проекты. Однако, это не исключает, что ребенок может заняться свободной лепкой и выбрать себе тему самостоятельно. Также, в каждом отдельном направлении педагоги выбирают материалы в соответствии с темой урока и, разумеется, учитывая вопросы безопасности. 

 

Мы стараемся развивать и растить коммьюнити, внутри которого участники взаимодействуют так, как им комфортно. В прошлом году в TŌMO завершилась персональная выставка «Феномен» Виктора Решетникова, в рамках которой мы проводили групповые экскурсии для близлежащих школ. Для меня было очень волнительно проводить первую экскурсию, ведь нужно было заинтересовать детей и, действительно, не усложнить, а упростить. В итоге, могу с уверенностью сказать, дети — самые благодарные, умные и тонкие зрители искусства, которые моментально считали все смыслы и вышли за пределы возможного. 

Не нужно думать, что дети глупее взрослого, они, напротив, гениально считывают «сложное» и могут нас многому научить. 

 

Кроме того, взаимодействие с искусством в раннем возрасте определяет формирование личности, насмотренность, делает человека более открытым и уверенным в себе, помогает ответить на многие сложные вопросы в будущем и, в целом, это база. Я думаю, что идеальный проект для детей, вне общеобразовательных стен, должен давать ребенку возможность проявляться, быть услышанным, понятым и свободным. 

 

Я мама троих детей, и я искренне люблю и уважаю детей. Когда меня спрашивают про аудиторию проекта, я всегда говорю, что выращиваю свою аудиторию. Ребенок, приходя в Tōmo видит искусство, занимается творчеством и может унести с собой книги про искусство. Мы стараемся закрыть потребности и обеспечить процессы таким образом, чтобы детям было комфортно и они хотели приходить на занятия или в гости. Главное, на мой взгляд, не навредить и не смотреть на ребенка свысока. Дети, особенно современные, — очень развиты, умны не по годам и креативны. Мы лишь сопровождаем и направляем.

 

Мы запустили творческие мастерские для детей младшего и среднего возраста. Внутри проекта ребенок может заняться керамикой, современным артом, рисунком, конструированием. В ближайшем будущем мы планируем открыть архитектурные классы и дизайн-классы. 

 

Особое внимание мы уделяем подбору педагогов. Они образованы, бережны и профессиональны. Мы, в целом, считаем, что в подобных проектах должна быть профессиональная команда, заинтересованная в направлении, любопытная и следящая за тенденциями.

 

Педагог строит занятия от базовых форм, из которых позже вырастают проекты. Однако, это не исключает, что ребенок может заняться свободной лепкой и выбрать себе тему самостоятельно. Также, в каждом отдельном направлении педагоги выбирают материалы в соответствии с темой урока и, разумеется, учитывая вопросы безопасности. 

 

Мы стараемся развивать и растить коммьюнити, внутри которого участники взаимодействуют так, как им комфортно. В прошлом году в TŌMO завершилась персональная выставка «Феномен» Виктора Решетникова, в рамках которой мы проводили групповые экскурсии для близлежащих школ. Для меня было очень волнительно проводить первую экскурсию, ведь нужно было заинтересовать детей и, действительно, не усложнить, а упростить. В итоге, могу с уверенностью сказать, дети — самые благодарные, умные и тонкие зрители искусства, которые моментально считали все смыслы и вышли за пределы возможного. 

Не нужно думать, что дети глупее взрослого, они, напротив, гениально считывают «сложное» и могут нас многому научить. 

 

Кроме того, взаимодействие с искусством в раннем возрасте определяет формирование личности, насмотренность, делает человека более открытым и уверенным в себе, помогает ответить на многие сложные вопросы в будущем и, в целом, это база. Я думаю, что идеальный проект для детей, вне общеобразовательных стен, должен давать ребенку возможность проявляться, быть услышанным, понятым и свободным. 

 

 Катерина Белеза

Какие форматы стоит выбирать, чтобы сделать процесс погружения
в искусство интересным
и понятным для ребенка?

 

Это зависит от возраста. Когда мы говорим о маленьких детях, то важно, чтобы родитель сам начал увлекаться искусством и просто присоединял ребенка к этому интересу — показывал картинки, играл. С подростками лучше начинать разговор через ощущения. Важно не просто смотреть на работы, а обсуждать их: если что-то понравилось, то проговаривать, что конкретно и почему. В целом, формат должен быть динамичным и захватывающим. Например, комиксы или журналы про художников.

Манук Мелконян — идейный вдохновитель журнала
об искусстве «Юный искусствовед» и онлайн-галереи Supermartket

Манук Мелконян — идейный вдохновитель журнала об искусстве «Юный искусствовед» и онлайн-галереи Supermartket

Я и сооснователь «Юного Искусствоведа» Фионе Вирфель создавали журнал, как продукт, который объединил бы нашу любовь к искусству, приключениям, и в то же время сделал бы жизнь большого количества людей лучше прямо сейчас. 

 

Наш журнал — это база, благодаря которой ребенок, попадая в музей, смотрит искусство уже с некоторым пониманием. С этой базой ему действительно проще воспринимать многообразие форм и направлений в искусстве, развивая воображение, нестандартное мышление и формируя уважение к разным культурам

 

Бытует мнение, что эстетика, в высоком смысле этого слова, несовместима с детским медиумом, мол, прекрасное могут понять взрослые, а для детей это непонятно и скучно. Поверьте, чаще всего, если что-то скучно для детей, значит оно скучно и для всех остальных. Здесь нет никаких компромиссов. Поэтому мы стараемся сделать так, чтобы, в первую очередь, нам самим было интересно читать журнал. Мы не упрощаем язык, не делаем его примитивным и просторечным. Однако мы избегаем тем и оценок, которые могут вызвать неоднозначную трактовку или негативные эмоции. Дети открыты всему новому, и важно, чтобы это новое приносило им радость открытия и позитивные эмоции, не наносило вред. 

 

Одна из наших ценностей — совместное времяпровождение. В журнале есть все для этого и мы точно знаем, что многие подписчики вместе с детьми читают по ролям комикс, выполняют задания, обсуждают статьи из журнала. А еще мы ведем активную переписку с подписчиками и читателями, и, помимо слов благодарности, получаем много вопросов, особенно про современное искусство. Объясняем и рассказываем, без назидательности, по-дружески. Никогда не игнорируем комментарии и предложения, некоторые из них применяем в работе.

 

С нами работает команда больших профессионалов — авторов и иллюстраторов, которые знают свое дело лучше всех. В обсуждении материалов участвует вся редакция и особенная радость для нас, когда предлагаются новые идеи. В нашей работе всегда есть место для эксперимента. Я считаю, что в создании подобных проектов нет обязательных элементов. Как я вижу, сейчас успешные детские проекты это нечто мультидисциплинарное, совмещающие разные медиумы и это прекрасно. 

 

Мы тоже рассказываем классные уникальные истории, используя разнообразные формы и средства. Мы делаем это с большой любовью, без фальши или маркетингового расчета, и читатели чувствуют эту искренность, откликаются на нее. 

 

Я и сооснователь «Юного Искусствоведа» Фионе Вирфель создавали журнал, как продукт, который объединил бы нашу любовь к искусству, приключениям, и в то же время сделал бы жизнь большого количества людей лучше прямо сейчас. 

 

Наш журнал — это база, благодаря которой ребенок, попадая в музей, смотрит искусство уже с некоторым пониманием. С этой базой ему действительно проще воспринимать многообразие форм и направлений в искусстве, развивая воображение, нестандартное мышление и формируя уважение к разным культурам

 

Бытует мнение, что эстетика, в высоком смысле этого слова, несовместима с детским медиумом, мол, прекрасное могут понять взрослые, а для детей это непонятно и скучно. Поверьте, чаще всего, если что-то скучно для детей, значит оно скучно и для всех остальных. Здесь нет никаких компромиссов. Поэтому мы стараемся сделать так, чтобы, в первую очередь, нам самим было интересно читать журнал. Мы не упрощаем язык, не делаем его примитивным и просторечным. Однако мы избегаем тем и оценок, которые могут вызвать неоднозначную трактовку или негативные эмоции. Дети открыты всему новому, и важно, чтобы это новое приносило им радость открытия и позитивные эмоции, не наносило вред. 

 

Одна из наших ценностей — совместное времяпровождение. В журнале есть все для этого и мы точно знаем, что многие подписчики вместе с детьми читают по ролям комикс, выполняют задания, обсуждают статьи из журнала. А еще мы ведем активную переписку с подписчиками и читателями, и, помимо слов благодарности, получаем много вопросов, особенно про современное искусство. Объясняем и рассказываем, без назидательности, по-дружески. Никогда не игнорируем комментарии и предложения, некоторые из них применяем в работе.

 

С нами работает команда больших профессионалов — авторов и иллюстраторов, которые знают свое дело лучше всех. В обсуждении материалов участвует вся редакция и особенная радость для нас, когда предлагаются новые идеи. В нашей работе всегда есть место для эксперимента. Я считаю, что в создании подобных проектов нет обязательных элементов. Как я вижу, сейчас успешные детские проекты это нечто мультидисциплинарное, совмещающие разные медиумы и это прекрасно. 

 

Мы тоже рассказываем классные уникальные истории, используя разнообразные формы и средства. Мы делаем это с большой любовью, без фальши или маркетингового расчета, и читатели чувствуют эту искренность, откликаются на нее. 

 

 Катерина Белеза

Как поддержать детскую креативность, если ребенок начинает создавать собственные произведения?

Не мешать и не критиковать! Хвалить, поддерживать и искренне радоваться каждому созданному произведению. Если ребенок захочет пойти учиться рисовать, то нужно выбрать вместе подходящее место, узнать, что именно он хочет создавать. Не стоит насаждать, говорить как правильно или неправильно — он разберется сам. Нужно просто наблюдать за ребенком и поддерживать его в начинаниях, развитии, покупать материалы для создания работ. Еще важно вести постоянный диалог. Можно спрашивать о созданном произведении, будь то картина, текст, поэма или стихотворение. Задавать вопросы о том, нужна ли ему помощь и хочет ли он узнать ваше мнение. 

Елена Крылова, основательница галереи АРТМАГ

Елена Крылова, основательница галереи АРТМАГ

Дети зависят от значимых для них взрослых: копируют их поведение или нарочно делают наоборот, так что равнодушными они точно не останутся, если будут расти у любителей искусства. Думаю, что личный пример невероятно важен. Мы всегда вместе посещали музеи и галереи на выходных, любили проводить семьей «Ночь в музее». Теперь, когда Агата подросток, она не очень охотно со мной куда-то выходит, но с удовольствием водит в Cube.Moscow и ГЭС-2 своих друзей.

Я хорошо помню, как трехлетняя Агата, листая книгу по истории современного искусства, очень озадачилась работой Роя Лихтенштейна «Слезы счастья». Во-первых, она удивительным образом научилась выговаривать имя художника, а во-вторых, несколько раз запрашивала мое объяснение феномена «слез счастья». И каждый раз оно не казалось ей достаточно убедительным, ведь зрители не видят объекта этих эмоций и могут только догадываться об их причине. 

Кроме того, я всегда водила Агату на занятия к профессионалам, например, технику коллажа она осваивала под руководством художницы из Франции, лепку — у практикующей современной художницы, а живопись — у практикующего учителя и художника. Когда Агате было лет 13, я увидела, что она увлекается макетированием, и наняла на пару занятий студентку МАРХИ, которая помогла нам закупить инструменты и показала Агате, как ими пользоваться. Ее интерес к искусству начался с рисования дома и лепки в детском саду. Почти сразу мне стало понятно, что Агата предпочитает не разглядывать и анализировать, а в первую очередь создавать искусство. Сейчас она учится в колледже на дизайнера, а сувениры на основе ее рисунков успешно продаются в АРТМАГе.

Искусство — отражение нашей жизни, оно дополняет и зачастую спорит с природой, познание которой для ребенка, наверное, все же важнее. Вообще я не сторонница форсированного развития детей, но знакомиться вместе с чем-то новым, обсуждать это и искать ответы на вопросы— важная часть для близких отношений как с ребенком, так и взрослым. Искусство дает для этого бесконечную пищу. Сегодня большие города предлагают массу программ для детей при музеях и других культурных институциях. Но даже и вне городов, и с ограниченными возможностями есть огромное количество онлайн-уроков, мастер-классов и программ, большинство из которых находятся в свободном доступе. Я думаю, что все зависит от желания и энтузиазма родителей. Искусство — это один из лучших медиумов для воспитания и качественного общения с ребенком.

 

Дети зависят от значимых для них взрослых: копируют их поведение или нарочно делают наоборот, так что равнодушными они точно не останутся, если будут расти у любителей искусства. Думаю, что личный пример невероятно важен. Мы всегда вместе посещали музеи и галереи на выходных, любили проводить семьей «Ночь в музее». Теперь, когда Агата подросток, она не очень охотно со мной куда-то выходит, но с удовольствием водит в Cube.Moscow и ГЭС-2 своих друзей.

 

Я хорошо помню, как трехлетняя Агата, листая книгу по истории современного искусства, очень озадачилась работой Роя Лихтенштейна «Слезы счастья». Во-первых, она удивительным образом научилась выговаривать имя художника, а во-вторых, несколько раз запрашивала мое объяснение феномена «слез счастья». И каждый раз оно не казалось ей достаточно убедительным, ведь зрители не видят объекта этих эмоций и могут только догадываться об их причине. 

 

Кроме того, я всегда водила Агату на занятия к профессионалам, например, технику коллажа она осваивала под руководством художницы из Франции, лепку — у практикующей современной художницы, а живопись — у практикующего учителя и художника. Когда Агате было лет 13, я увидела, что она увлекается макетированием, и наняла на пару занятий студентку МАРХИ, которая помогла нам закупить инструменты и показала Агате, как ими пользоваться. Ее интерес к искусству начался с рисования дома и лепки в детском саду. Почти сразу мне стало понятно, что Агата предпочитает не разглядывать и анализировать, а в первую очередь создавать искусство. Сейчас она учится в колледже на дизайнера, а сувениры на основе ее рисунков успешно продаются в АРТМАГе.

 

Искусство — отражение нашей жизни, оно дополняет и зачастую спорит с природой, познание которой для ребенка, наверное, все же важнее. Вообще я не сторонница форсированного развития детей, но знакомиться вместе с чем-то новым, обсуждать это и искать ответы на вопросы— важная часть для близких отношений как с ребенком, так и взрослым. Искусство дает для этого бесконечную пищу. Сегодня большие города предлагают массу программ для детей при музеях и других культурных институциях. Но даже и вне городов, и с ограниченными возможностями есть огромное количество онлайн-уроков, мастер-классов и программ, большинство из которых находятся в свободном доступе. Я думаю, что все зависит от желания и энтузиазма родителей. Искусство — это один из лучших медиумов для воспитания и качественного общения с ребенком.

 

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.