Редакция ART FLASH пообщалась с тремя участницами 11 сезона Открытых студий Винзавода, чтобы узнать об их впечатлениях и планах на ближайшие полгода. Студии доступны для посещения с 12:00 до 20:00, кроме понедельника. Вход свободный, и каждый может прийти, чтобы познакомиться с искусством и пообщаться с резидентами лично.
Открытые студии Винзавода дважды в год предоставляют художникам уникальную возможность для резиденции, обучения и интеграции в арт-сообщество, а также рабочее пространство для реализации их проектов. Этот формат особенно ценен для искусства: он не только помогает художникам воплотить свои идеи, но и позволяет зрителям и коллекционерам погружаться в процесс создания и открывать для себя новые имена.
В подростковом возрасте я училась в художественной школе на Кропоткинской. Это было особенное, мечтательное время на Пречистенке и Остоженке, а также в ГМИИ им. Пушкина. Когда я закончила художественную школу, мне казалось, что у меня нет шансов на карьеру художника. Я была уверена, что успеха в этой сфере могут добиться только мужчины. Спустя время я поступила на факультет истории искусства в РГГУ, почти сразу начала работать в арт-сфере и в какой-то момент пришла в Музей современного искусства «Гараж» в инклюзивный отдел.
Я занималась адаптацией экскурсий и разработкой программ, в том числе мастер-классов. А через несколько лет поняла, что устала рассказывать о других художниках. Практика на наших мастер-классах меня так завораживала, что я решила: пора менять свою роль.
Сколько себя помню, меня всегда интересовало современное искусство. Удивительно, но мое первое самостоятельное путешествие по городу в детстве было в галерею или шоурум (не помню точно, что это было) Андрея Бартенева. Там были его костюмы и какие-то странные объекты. Помню, помещение было в красных или розовых тонах. Для меня это было что-то странное и завораживающее. Эти вещи говорили больше, чем привычные слова. Мне никогда не хватало слов, чтобы объяснить свои ощущения. Вот тогда я и поняла, что есть другие формы выражения, и они мне больше подходят. Потом был довольно долгий и витиеватый путь, в процессе которого я поняла, что нужно было больше доверять себе, чем внешнему давлению.
Официально все началось с художественной школы и училища, потом была кафедра монументально — декоративной живописи в Строгановке. После учебы я много лет работала театральным художником и в перерывах рисовала что-то для себя, писала холсты, делала коллажи. Осознанное желание заниматься именно современным искусством, появилось примерно год назад. Я поняла, что для меня очень важно выражать свои чувства через визуальные образы, создавать мир, где я буду свободна в выборе тем, историй, медиумов.
Я хочу глубже погрузиться в собственные проекты, которые только начала до Студий. Приятно получать обратную связь от нашего ментора Полины и других участников. Здорово, что я могу сразу показывать работы на площадке Винзавода.
Я уже многое получила: в меня поверила отборочная комиссия и команда Винзавода, они выбрали нас среди многих талантливых ребят. Мы как на ладони, а значит, познакомим со своей практикой многих людей из профессиональной среды и просто любителей современного искусства, получим обратную связь.
Хочу обрести цельность, сформулировать визуальный и вербальный язык, научиться свободно и понятно говорить о своей художественной практике.
Первый месяц я только привыкала к переменам и к особенностям Студий. Сейчас работать стало значительно проще.
Если читатель не любит восторженные отзывы, лучше этот пункт пропустить. У меня большой опыт смены обстановки, жизни в разных странах и многопланового общения, и этот второй дом просто замечательный. Мы прекрасно ладим друг с другом, здесь царит атмосфера «зефирной зефирности», и я очень надеюсь, что так будет и дальше. Команда Винзавода тоже нас «обняла»: дала нужную институциональную поддержку. Посетители вообще не мешают, у нас в основном ходят тактичные и даже в чем-то робкие люди.
Мне очень нравится открытость Студий. На удивление, я чувствую себя спокойно и свободно. Сначала было немного страшно, что будет некомфортно находиться на виду у большого числа посетителей. Но оказалось, что люди относятся с пониманием и уважением, и в основном не прерывают процесс работы. Иногда я сама начинаю разговор и, если вижу интерес, рассказываю о своем проекте.
Я пришла с работой «Советская Офелия» — платье, которое можно назвать коллективно несшитым. Я собрала его из отрезов советских тканей 1970-х годов. Это сейчас никому не нужно: лежит и пылится, если у людей не поднялась рука это выбросить. Я много думаю о том, как в нашей культуре постоянно прерываются связи. К сожалению, это стало практически культурным кодом. Но ведь невозможно все начинать с чистого листа — это иллюзия. Обращение к советскому текстилю, мозаике или другим монументальным техникам — мой метод связывания прошлого с настоящим.
Я пришла с темой чувственного опыта проживания травмы. Как пишут в договорах — с проживанием форс-мажора. Также работаю с темами, где вижу дихотомию и навязанные установки: мне хочется их развенчать, столкнуть и обратить внимание на эти противоречия.
Например, объект «Феникс» символизирует столкновение с травмой, разрушение и перерождение в сильнейшую версию себя. Обжиг связан с традиционной японской техникой обработки дерева, которая делает его более устойчивым к внешним условиям и паразитам.
Я пришла с проектом «Музей современного искусства. Динозавры навсегда», который начала год назад. Раньше я занималась в основном живописью, и динозавры появлялись на холсте или в графике. Сейчас я экспериментирую с разными ремеслами: вышивкой, текстильными скульптурами, керамикой. Для меня это похоже на игру, где пробуешь и ищешь новое.
Это — наша история. Совсем недавняя, на самом деле. Даже если кажется, что подростки абсолютно оторваны от прошлого и советской действительности — это не так. Все мы постоянно сталкиваемся с установками из прошлого в новых формах. Новое поколение еще более чувствительно к происходящему. Эти эмоциональные переклички не могут быть неинтересными.
Важно то, что дает зрителю чувство, что он не один, что его понимают. Это такое «мне тоже» в диалоге. Мне очень важно поддержать тех, кому сейчас больно, и донести до них это «мне тоже», «ты не один» через искусство. Особенно это ценно сейчас.
Когда я начала создавать динозавров в большом количестве, я заметила, что многие разделяют мою любовь к ним. Через знакомые образы я ищу способ выразить важные для меня темы, которые находят отклик у других.
Планы есть, но конкретно говорить сложно. Часто процессы идут по какому-то новому плану. Сейчас я готовлю проект для Болотной Биеннале, которая пройдет в бывшем институте геологоразведки в начале сентября. Приглашаю!
План всегда один — быть максимально честной и искренней перед собой в творческом методе. Любой шедевр с притянутыми смыслами ощущается иначе и менее полно. Я хочу не растерять эту честность и углубиться в художественную практику. У меня есть мастерская на это время, а это уже очень много.
Пока не осознала масштаб происходящего, но хочу довериться процессу и реализовать как можно больше идей.
Пробуйте и пробуйте.
Обязательно подавайте заявку и не расстраивайтесь, если не прошли с первого раза. Я могу целую лекцию прочитать об отказах. Из этой гипотетической лекции вы бы поняли, насколько часто дело не в конкретном художнике, а в желании создать что-то определенное. Крайне важно рассчитывать силы и время: будет много разноплановой работы, и навыки многозадачности нам всем в помощь. Самостоятельность тоже важна — о вас, конечно, позаботятся, но вы все равно останетесь своей главной няней.
Доверяйте себе, ищите, что для вас важно. Пробуйте, узнавайте себя, учитесь, создавайте портфолио, участвуйте в выставках и подавайтесь на open-calls (маркет WIN-WIN, a—s—t—r—a OPEN и тд). И не забудьте вовремя подать заявку в Открытые студии.
Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.