Картинка

Искусство в сериале «Тьма»

Как американская поп-культура 80-х, библейская живопись и античная литература сочетаются в подростковом сериале?

В декабре 2017-го года Netflix выпустил первый проект на немецком языке. Им стала «Тьма». Сериал сразу обрёл огромную популярность у аудитории по всему миру и остаётся хитом платформы по сей день. Критикам понравились визуальные эффекты, музыкальное сопровождение, сложность сюжета, актёрская игра и тон истории. Кроме того, зрители сразу же отметили схожесть «Тьмы» с другим проектом Netflix, вышедшим годом ранее, – «Очень странными делами». 

Попробуем разобраться, что отличает «Тьму» от американского аналога, и какую роль в сериале играет классическое искусство.

Кадр из сериала «Тьма», 2017–2020

Сюжет и создатели

Создателями научно-фантастического проекта стали немецкий режиссёр Баран бо Одар («Кто я», «1899») и продюсерка Янтье Фризе («Кто я», «1899»). Действие разворачивается в выдуманном немецком городе Виндене и начинается с исчезновения двух местных мальчиков. Необычны хронологические рамки сериала: самая ранняя сюжетная линия начинается в 1888-м году, а позднейшая в 2053-м, но при этом главные действующие лица истории не меняются. Сюжет строится вокруг резко изменившейся жизни четырёх семей: Канвальдов, Нильсенов, Допплеров и Тидеманов, загадочным образом связанных давней семейной историей.

На протяжении всех трёх сезонов исследуются темы времени, судьбы, человеческой природы и предназначения: через попытки предотвратить апокалипсис, альтернативные миры, путешествия во времени и борьбу с тайными орденами, собирающимися уничтожить мир.

Янтье Фризе и Баран Бо Одар

Отличие от «Очень странных дел»

После выхода сериал сравнивали с такими проектами как «Твин Пикс», «Оставленные» и, конечно, «Очень странные дела» братьев Дафферов. Сходство отрицать сложно. Оба сериала рассказывают о группе детей, пытающихся остановить мистическую опасность, связанную с правительственными объектами (Национальная лаборатория и АЭС). Как во «Тьме», так и в «Странных делах» главные герои обладают сверхспособностями и уникальной возможностью спасти мир. Кроме того, действие обоих сериалов происходит (в том числе) в 80-х годах XX-го века, создавая знаковый и очень яркий социальный и культурный образ десятилетия (с помощью интерьеров, архитектуры и музыки).

Кстати, оба проекта вдохновлены творчеством классика жанра триллера – Стивена Кинга, в них используются приёмы мастера в создании атмосферы страха и ужаса. Персонажи «Очень странных дел» читают романы автора, создатели оформляют все постеры под знаменитые обложки его книг. А главный герой «Тьмы» повторяет образ похищенного мальчика в жёлтом плаще из романа «Оно».

Но «Тьма» выходит на более сложный уровень осмысления философских вопросов, спрятанных за фантастическим сюжетом, и опережает американскую историю. Критики единогласно отметили серьёзный и трагический тон повествования, а некоторым история и вовсе показалась слишком мрачной и тяжёлой из-за невозможности счастливого финала и отсутствия положительных персонажей.

Другим отличием проектов стало присутствие в сюжете «Тьмы» античного и библейского слоёв: персонажи берут имена героев «Ветхого Завета» (Адам, Ева, Ной) и ставят в школьном театре пьесу, посвящённую мифу об Ариадне и Тесее. Такое культурное влияние отражается и в выборе присутствующих в сериале произведений искусства.

Живопись

Сюжетообразующими для сериала стали картины «Адам и Ева» Лукаса Кранаха Старшего, немецкого живописца и графика эпохи Ренессанса, и «Падение проклятых» фламандского художника Питера Пауля Рубенса. 

«Адам и Ева», показанные в сериале, предположительно были написаны в 1520-м году. Кранах Старший обращался к этому сюжету не единожды, но интересовался только райским садом и моментом грехопадения, ни разу не изобразив жизнь прародителей после изгнания из Рая. Адам и Ева у художника всегда окружены природой и, в зависимости от сюжета картины, находятся или в компании Бога-Отца, или Змея-Искусителя.

Адам и Ева (Лукас Кранах старший, 1526)

«Падение проклятых», иногда называемое «Падением грешников», – монументальное творение Рубенса, выполненное для церкви Иисуса в Нюрнберге. Работа основана на сюжетах «Нового Завета»: Евангелии от Матфея и «Откровении» Иоанна. Архангел Михаил на картине толкает в пропасть ада проклятых и дьявола, изображённого в виде дракона, а в глубине работы виднеются животные (лев, змей и собака), нападающие на тела грешников и являющиеся аллегориями смертных грехов.

Эти картины дают подсказку относительно того, что же, на самом деле, происходит в сериале: кем являются герои и как они себя поведут. Вокруг них строились целые фанатские теории, некоторые из которых даже оказались верными. Так, на одном из фото-бэкстейджей зрители заметили, что картину Кранаха Старшего изменили для соответствия сюжету сериала, предвосхищая главный сюжетный поворот последнего сезона.

Социальные сети создателей

В сериале также появляются многочисленные графические изображения с библейскими и мифологическими сюжетами, картины с текстами средневековых алхимиков. Они становятся проводниками (как для зрителя, так и для героев) по сложной событийной канве.

Музыка

Музыка – другая особенность, через которую снова заметно сходство немецкого сериала с американскими «Очень странными делами». Именно с её помощью в обоих проектах создаётся уникальная, яркая и очень точная атмосфера 80-х годов. Но и тут «Тьма» идёт по своему особенному пути, добавляя к исполнителям мировой классики звёзд немецкой поп-музыки конца прошлого века. И пока «Очень странные дела» заново открывают для молодёжи Кейт Буш, Foreigner, Мадонну и Wham!, – создатели «Тьмы» вспоминают легендарную Нену и иронично составляет плейлист из треков о путешествиях во времени с «If I Could Turn Back Time» Шер, «Spin Me Round» Dead or Alive и «In the Woods Somewhere» Хозиера.

Литература

Фабула «Тьмы» опирается на классическую для литературы историю – миф об Ариадне и Тесее, в который добавлены несколько научных теорий и религиозных сюжетов. Несмотря на то, что главные персонажи решают взять себе имена Адама и Евы, намного больше общего у них именно с античными персонажами. 

Сюжет греческой истории таков: царь Крита Минос поручил дочери Ариадне следить за лабиринтом, в центре которого жил её брат Минотавр, требующий регулярно приносить ему в жертву семь юношей и девушек. Тесей задумал положить конец жертвоприношениям, но прибыв на остров, влюбил в себя Ариадну и убедил помочь в убийстве зверя. Девушка научила его, как не заблудиться в лабиринте, но история любви не закончилась счастливо – Тесей покинул Ариадну.

Сериал полностью повторяет основные события мифа. Влюблённая Марта, символизирующая Ариадну, направляет Йонаса-Тесея в путешествиях сквозь время и попытках отыскать её брата Миккеля. Но именно их расставание становится необходимой составляющей спасения города.

Отсылает к греческому мифу «Тьма» и на более очевидном уровне: на протяжении всего сериала Марта не расстаётся с пьесой об Ариадне и играет обречённую принцессу в школьной пьесе. 

Другое литературное произведение, которым вдохновлялись Одар и Фризе – «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсия Маркеса. «Тьма» становится современным примером магического реализма – жанра, ассоциируемого с колумбийским автором. Фантастическое и волшебное здесь соединяется с обыденным и повседневным, не удивляет героев, оторванных от привычной читателю реальности.

В основе обоих произведений находятся семьи, зародившиеся в чистой, но порицаемой обществом любви, со временем погрязшие в пороке, жестокости и одиночестве. Проклятые семьи – слова, которые снова и снова повторяют герои книги и сериала.

«Тьма» – прекрасный пример сложного и качественного современного сериала. Не копируя уже существующие проекты, он идёт по собственному уникальному пути, но вдохновляется классикой живописи и литературы, следит за современными тенденциями кинематографа. Искусство дополняет шоу, делает его более глубоким, а ориентирование на сюжеты средневековой живописи и античную мифологию вместо голливудского шаблона выделяет «Тьму» из ряда похожих проектов.

Кадр из сериала «Тьма», 2017–2020

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.