Картинка

Гендер, арт-рынок и продюсирование: как современным художницам выйти на международный рынок?

«В любой институции — будь то музей, галерея или медиа — в первую очередь работают люди. Самое важное — это человеческий контакт»

Гендерный дискурс в арт-индустрии — один из ключевых и наиболее часто обсуждаемых в период расцвета масштабных международных ярмарок и проектов. Если среди искусствоведов, кураторов и галеристов женщин становится все больше, и их позиции укрепляются, то художницы по-прежнему находятся в иной ситуации. Российский арт-рынок сегодня достаточно гибкий и восприимчивый к изменениям, все чаще он стремится быстро реагировать на вызовы: все больше галерей, особенно в сегменте актуального искусства, обращают внимание на женские имена, организуют персональные и тематические групповые выставки. Журналисты и искусствоведы пишут о них чаще, встраивая их творчество в более широкий культурный контекст.

Тем не менее, разрыв между профессиональным интересом и реальной капитализацией еще велик. В силу внешних обстоятельств, неподконтрольных самим художницам, авторам из развивающихся стран по-прежнему непросто выйти на международный, особенно европейский рынок — это требует значительных эмоциональных и финансовых ресурсов.

Мы задались вопросом о том, каково положение художниц в арт-индустрии сегодня. Есть ли какие-то механизмы, позволяющие женщинам-авторам преодолеть гендерное неравенство на рынке? Как художницам из стран СНГ продвигать свое искусство и как налаживать полезные контакты? Обо всем этом мы поговорили с Диной Мостовой — основательницей студии Sensity, компании, которая помогает художницам реализовывать себя на мировом рынке.

Как появился проект Sensity и из чего он складывается сегодня?

Я более 15 лет занималась коммуникациями в индустрии технологий и венчурных инвестиций — а это, в первую очередь, мужской мир. Я всегда выступала как адвокат гендерного равенства, но после того, как окончила  программу по международному развитию Нью-Йоркского университета, где мы изучали human rights и gender inequality, я поняла, насколько положение женщин в мире, особенно в развивающихся странах, плачевно. 

Тогда я окончательно решила, что достаточно времени провела в мужском мире, теперь хочу сконцентрироваться на поддержке женщин. Не могу сказать, что я всегда была человеком искусства, но когда я задумалась о том, в какой сфере хочу эту поддержку реализовывать, то сразу подумала про арт-рынок. Я начала набираться экспертизы в этой области: ездить на ярмарки, биеннале, много читать, общаться с кураторами, художниками и искусствоведами. Мне было важно понять, как устроен этот мир. Так и родилось Sensity. 

В нашей команде — только женщины: кураторы, продюсеры, проектные менеджеры. Мы занимаемся арт-менеджментом и продюсированием, работаем с художницами и галереями, организовываем выставки, опен-колы, полностью сопровождаем наших художниц в их карьере. В сентябре у нас проходила выставка в Барселоне, после которой одна из наших художниц сказала мне: «Дина, в первый раз в жизни я чувствую, что у меня есть команда». В одиночку любой путь проходить тяжело, и наша миссия — сделать так, чтобы как можно больше женщин почувствовали, что они не одни. Из этого и выросло Sensity.

Какие сегодня есть статистические данные, которые рассказывают о положении женщин на рынке? 

Масштабное исследование представленности женщин-художниц, проведенное Artnet, показало, что в период с 2008 по 2019 годы на женщин пришлось лишь 2% арт-рынка. Продажи художниц составили порядка 4 млрд долларов от общей суммы в 196 млрд.

Большинство выпускников художественных факультетов — женщины. Согласно исследованию Freelands Foundation, женщины составляют 75% студентов направлений Art & Design в Великобритании.

В 2022 году на долю художниц пришлось всего 9,3% от общего объема продаж на аукционах. Среди 1000 крупнейших аукционных рекордов, установленных в том году, лишь 229 принадлежали женщинам.

С 2008 года продажи работ Пабло Пикассо на аукционах достигли 6,23 млрд долларов — больше, чем совокупные продажи всех женщин-художниц, которые составляют 6,2 млрд. 

Как бы вы охарактеризовали положение художниц на российском арт-рынке? 

Основная особенность современного российского арт-рынка — это, конечно, определенная изолированность от глобального арт-мира. Но такая закрытость повлияла на то, что внутри России арт-сцена стала более сплоченной — все стараются поддерживать друг друга. Например, в последнее время вижу много интересных коллабораций и партнерств. Конечно, многие художницы все еще выходят на европейские рынки и площадки. У нас в Sensity есть художницы из России, которые успешно выставляются в Лондоне, Барселоне или Афинах — интерес к российскому искусству сохраняется.  Для нас представлять русскоязычных художниц — безусловный приоритет. 

С какими трудностями сталкиваются художницы из развивающихся стран? 

В первую очередь — с трудностями, связанными с доступом к европейским институциям и экспозиционным пространствам. Если говорить о таких странах, как Россия, Иран, Пакистан, то это, безусловно, сложности с логистикой и оплатой — то, с чем европейским художницам сталкиваться не приходится.

Развивающихся стран огромное количество, у каждого региона своя специфика и свои трудности. Можно сказать, что к некоторым регионам приковано больше внимания европейских галеристов. Сейчас, например, происходит бум художниц из Латинской Америки. А о том, что происходит, например, в Албании или Ливане, с какими трудностями сталкиваются художницы там, мы знаем намного меньше.

Назовите 3 основных проблемы рынка, которые мешают женщинам выйти за рамки отечественной арт-сцены.

Во-первых, конечно, это то, что они физически находятся в России. Да, можно подаваться на разные опен-коллы, участвовать в групповых выставках, но интенсивность погружения в местный европейский арт-рынок совсем не та. Важно поддерживать постоянные связи с сообществом, а если художница приезжает раз в какое-то время, таких тесных связей не сложится. 

Во-вторых, из-за сложившейся политической и экономической ситуации галеристам, которые заинтересованы в том, чтобы представлять художниц из развивающихся стран, часто проще выбрать авторов не из России. Логистические и финансовые трудности иногда перевешивают потенциальную выгоду от такого сотрудничества. Для этого, в том числе, и нужен арт-менеджмент — мы берем эти задачи на себя.

В-третьих, образование. Выпускницы европейских учебных заведений выходят на рынок с готовым портфолио и стейтментом, а российское художественное образование, как будто, не готовит студентов к реалиям арт-рынка, поэтому многим вещам приходится учиться с нуля.

Как гендер влияет на то, какое место в системе рынка занимают женщины из креативных индустрий? 

Мы знаем, что в креативных индустриях задействовано ничуть не меньше женщин, чем мужчин. Однако миф о мужчине-гении и творце все еще силен. Женщинам часто отводятся второстепенные, менее публичные роли. Стереотипы и династийность в арт-мире, к сожалению, по-прежнему процветают. У меня есть знакомая — успешная русскоязычная галеристка. У нее постоянно спрашивают — «Кто твой муж?». А у нее и мужа-то никакого нет — все сама. К сожалению, такие ситуации я все еще повсеместно вижу на арт-рынке. 

Каких навыков или ресурсов для продвижения не хватает современным художницам?

Самый главный ресурс — время. И он, к сожалению, ограничен. Художницы много исследуют, им нужно время на продумывание своих концепций и на непосредственное создание работ. На налаживание контактов часто может не оставаться часов в сутках, но это необходимо делать приоритетом. 


Вторая проблема — финансы. Кто-то может себе позволить просто купить место на ярмарке, но большинство — нет. Отсутствие денег для продвижения себя делает этот путь более тернистым, поэтому в Sensity мы устраиваем ежегодный опен-колл и стараемся поддерживать талантливых женщин вне зависимости от их достатка. 

Если говорить о навыках, то чаще всего возникает проблема с самопрезентацией. Многие художницы — интроверты, они боятся проявляться, им сложно говорить о своем творчестве. Открыто говорить о своем искусстве, о чем-то настолько личном и сокровенном — очень уязвимый процесс. Но реальность такова, что для современного художника это обязательный навык, над которым нужно постоянно работать.

Какие есть механизмы для самостоятельного продвижения, доступные в России и СНГ? 

Личные контакты — ключ к успеху. Необходимо сделать все, чтобы о художнике узнало профессиональное сообщество. Поэтому главный и самый доступный механизм — активно входить в коммьюнити, налаживать связи. В этом очень помогают социальные сети: Instagram*, LinkedIn, телеграм-каналы. Ни в коем случае нельзя пренебрегать этим, ведь высока вероятность, что на судьбоносной встрече коллекционер спросит — «Где вас можно найти?». Я вижу такие кейсы каждый день. 

Более того, успешное ведение социальных сетей может помочь художницам выйти на крупные медиа, а это до сих пор формирует широкую узнаваемость. 

Какие профессиональные советы вы бы могли дать художницам, которые развивают свое творчество в СНГ пространстве?

Просто ходить на встречи и пить кофе. KPI — минимум 2–3 встречи в неделю, и уже через пару месяцев вы будете восприниматься своей. Ну и конечно, ведите свои соцсети. 

Расскажите про ошибки, которые допускают художницы, когда хотят выйти на европейский рынок. 

Слишком высокий запрос и ожидание быстрых результатов. Когда художница добилась каких-то успехов в России, она часто рассчитывает на такой же головокружительный успех и в Европе: если галерея — то обязательно из топовой десятки. Но нам приходится начинать с нуля — строить по кирпичикам личный бренд, налаживать связи. Тут надо запастись терпением и упорством. Я часто привожу пример Гарри Нуриева, который десять лет методично строил свой личный бренд — и теперь к нему на Design Miami приходит Деми Мур.

Еще часто приходят с запросом — «сделайте мне нетворк». Конечно, мы можем сделать так, чтобы художницу добавили в гест-лист или позвали на крупную ярмарку, но связи она должна налаживать сама — и к этому нужно быть готовой.

На что вы опираетесь в первую очередь, когда создаете креативную стратегию?

Универсального рецепта не существует — мы всегда исходим из целей клиента и тех результатов, которых он хочет достичь. Вокруг этого и выстраиваем стратегию. Если говорить о построении личного бренда, мне близка система архетипов — это удобный инструмент, который помогает выстроить идентичность и наладить эмоциональный контакт с аудиторией.

Какие дополнительные рычаги для продвижения вы используете, когда создаете стратегию для художниц? 

Теплые контакты и постоянный нетворкинг. Например,  сейчас мы готовим выставку в Лондоне, для которой я очень хотела привлечь одного куратора. Я комментировала ее в Instagram*, мы созванивались, потом я пригласила ее на кофе и предложила проект. Она уже не воспринимала меня как чужого человека — и, конечно, согласилась.

Чем больше у художницы соприкосновений с кураторами — как онлайн, так и офлайн, — тем чаще она находится в поле зрения галеристов, тем выше вероятность, что ее заметят. В любой институции — будь то музей, галерея или медиа — в первую очередь работают люди. Самое важное — это человеческий контакт.

*принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории РФ


Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.