Представьте себе место, где каждый уголок дышит творчеством, где рождаются идеи и процветает искусство. Место, которое стало колыбелью для многих талантливых художников и арт-проектов. Все это — Центр Творческих Индустрий «Фабрика».
31 января 2025 года креативный кластер отметит свой большой юбилей. В интервью с Асей Филипповой, генеральным директором «Фабрики», мы вспоминаем о том, как началась эта история и рассказываем о сотрудничестве пространства с арт-школами, образовательными институциями и художниками. Говорим про взращивание нового поколения современных креаторов, преодоление нынешних трудностей и трансформацию проекта за все года.

В этом году ЦТИ «Фабрика» отмечает свой большой юбилей — 20 лет. В честь этого вернемся в самое начало, в 2005 год. Как возникла идея создания большого креативного кластера?
Идея возникла в 2004 году, когда я стала директором фабрики технических бумаг «Октябрь» и задумалась, что делать дальше с этим объектом. Поддерживать и развивать производство в этом месте становилось с каждым годом все труднее, нужно было трансформироваться во что-то более адекватное центру Москвы. В то прекрасное время было очень много путешествий по миру и надежд, видимо, из них и родился план сделать арт-центр (тогда я еще не знала термина «креативный кластер»). Поскольку институций, работающих в России с современным искусством, в тот момент еще практически не существовало, все рождалось из дружеских контактов. Друзья, художники и галеристы, отозвались на мой вопрос, проконсультировали и помогли сделать первые экспозиции. И площадка действительно оказалась нужной и живой — стали приходить новые люди, предлагать проекты, арендовать мастерские, и так Фабрика начала превращаться в кластер творческих людей.
В чем Вы видите роль культурных центров, таких как «Фабрика», в современных общественных процессах?
Есть кластеры, которые развивают рынок креативных продуктов и их продажи — в них всегда есть галереи, магазины сувениров и другая важная для их целей инфраструктура. У нас нет цели привлечь аудиторию, чтобы она оставила здесь как можно больше своих денег. То есть, мы не торгуем такими услугами и товарами. Наш продукт — это пространства для работы представителей творческих индустрий, с некоторым акцентом на поддержку современного искусства. Нам интересны производство и творчество, а не потребление. Хочется доносить до нашей аудитории именно это, и мы ожидаем, что она разделяет это убеждение. При этом, конечно, мы стремимся сделать пребывание на Фабрике более комфортным и развивать соответствующую инфраструктуру, что является нашей важной задачей на ближайший год.


Какие моменты в развитии этого пространства кажутся вам особенно важными, а что бы вы сделали по-другому, если бы могли вернуться в 2005 год?
В 2005 году мы планировали только выставочные проекты, а сейчас, помимо них, мы много работаем над созданием внутреннего сообщества творческих людей. Это нам успешно удается и атмосфера Фабрики, по мнению многих, совершенно уникальна. Это и есть самое важное — найти свою нишу, свой характер и гармонично развиваться, следуя им, не подражая никому. В этом смысле наш путь за 20 лет выглядит вполне логичным: мы отвечали на запросы нашей целевой аудитории — но, если бы я, нынешняя, могла вернуться в 2005 год с тем опытом, который приобретен, я бы начала раньше развивать программу бесплатных мастерских для художников и несколько строже отбирала резидентов. В какой-то момент Фабрика напоминала сквот без правил, и это я бы точно изменила.
Как «Фабрика» находит способы поддерживать независимость, оставаясь востребованной в условиях, где зачастую преобладают коммерческие интересы?
Как я уже говорила выше — наш продукт — это пространства для работы представителей творческих индустрий, с акцентом на поддержку современного искусства. Наша финансовая модель проста: мы сдаем в аренду помещения, и на вырученные от аренды средства существуем, в том числе, финансируя свои проекты в области искусства, производство выставок, выплаты гонораров. Это позволяет нам быть независимыми от внешних инвестиций, спонсоров или возможностей получить тот или иной грант. Финансовая независимость влечет за собой свободу в выборе проектов, которые кажутся нам интересными — это большое везение и счастье — и благодаря этому, полагаю, Фабрика остается востребованной.

С каждым годом количество некоммерческих культурных проектов в Москве растет. Считаете ли Вы, что конкуренция между независимыми площадками оказывает влияние на подходы к программам и концепциям?
Для такого огромного города, как Москва, таких институций все еще очень мало, и до точки насыщения рынка очень далеко. Поэтому прямой конкуренции я не замечала. В то же время невозможно не учитывать эти тенденции. Так, например, рост количества выставочных площадок натолкнул нас на мысль сосредоточиться на мастерских и поддержке самоорганизаций художников. В этом смысле — да, это обстоятельство повлияло на наш подход к программам.
Как Вы определяете успех для художника, ставшего выпускником «Фабричных мастерских», одного из трех главных направлений в развитии вашего проекта?
Начнем с того, что «Фабричные мастерские» — это программа поддержки mid-career artists, художников старше 35 лет, то есть обычно находящихся уже в середине карьеры. При этом, на программу могут податься авторы, работающие в разных медиумах, а также скульпторы, писатели и исследователи с любым бэкграундом. Что касается успеха, само это понятие немного условно, но стоит отметить, что многие художники-финалисты программы «Фабричные мастерские» впоследствии участвуют в крупных выставочных проектах с работами, сделанными на Фабрике. Думаю, это вполне можно считать успехом.


Каковы, на Ваш взгляд, основные барьеры, с которыми сталкиваются художники в России сегодня?
Современное искусство не может развиваться изолированно от мира, поэтому главный барьер — это невозможность сотрудничества, посещений выставок и музеев, участия в международных проектах, обучения во многих странах. Такая возможность осталась у меньшинства и стоит гораздо бОльших усилий, чем еще несколько лет назад.
В этом году «Фабрика» открыла новую программу поддержки студенческих проектов в сфере современного искусства «Сцепление». Расскажите, как будет развиваться это направление?
Мы и раньше сотрудничали с арт-школами и образовательными институциями, предоставляя наши площадки для дипломных выставок студентов. В 2024 году мы оформили это направление деятельности в программу сотрудничества с образовательными институциями и назвали ее «Сцепление». Надеюсь, это название отражает суть процесса — приземление студентов на реальную почву, соответствующее переключение «на новую передачу» и последующее движение вперед. Мы поддерживаем студентов основных творческих вузов: РГГУ, ИСИ ИБ, Школы Родченко и других институтов. Кроме того, в рамках этой программы принимаются к рассмотрению и кураторские проекты недавних выпускников. Отбор происходит через открытый прием заявок, а сами выставки пройдут в период с мая по сентябрь.
Какие Вы видите основные различия в работе с уже состоявшимися художниками и кураторами и начинающими креативными специалистами (студентами)?
Естественно, у начинающих художников и кураторов, как правило, нет опыта организации процессов, подготовки и монтажа выставок, бюджетирования. В этом смысле в работе с этими коллективами требуется больше участия и заботы. Хотя, должна признать, сейчас выпускники институтов выходят с прекрасными знаниями и навыками в этой области. Что касается состоявшихся художников, работая с ними, мы сами часто можем научиться чему-то новому и интересному, и это очень ценная возможность.

Работа с международными художниками — важная часть вашего проекта. Расскажите, как за последние несколько лет изменились программы международного культурного обмена?
К нам продолжают приезжать художники из разных стран. Например, летом нас посетила художница Ника Олсуп из США. На одной из стен Фабрики она нарисовала мурал по своему эскизу. В целом мы открыты гостям из любой страны. Изначально наши резиденции работали через открытый прием частных заявок на международных порталах резиденций, позже мы перешли на работу с институциями, сейчас представляется, настало время вернуться к принципу «people to people». Страны и континенты мы не ограничиваем, нам интересны контакты и талантливые проекты.
Какую роль играет неформальное общение между художниками и другими креативными людьми в вашем проекте?
Фабрика — это пространство, выстроенное на неформальном и дружеском общении между креативными людьми разных сфер, где художники общаются с резидентами и наоборот. Общение, взаимопомощь, перекрестное опыление становятся основой внутреннего сообщества и источником пресловутой «синергии», когда сама атмосфера места дает дополнительную энергию для творчества. Мы и наши резиденты очень ценим этот эффект.

С какими основными вызовами сталкивается «Фабрика» сегодня, и как вы планируете их преодолевать?
Как и другие институции, мы сталкиваемся с динамично меняющимися обстоятельствами и не можем игнорировать их. Тем не менее, глобальная цель Фабрики — поддержка современного искусства и художников — осталась неизменной, как и 20 лет назад, когда мы начинали. Эта цель все еще достижима, более того, мы научились преодолевать кризисы и делать из них выводы. В 2025 году мы планируем частично изменить свою выставочную программу и формат событий, сместив его от презентации готовых проектов в сторону «studio-visits».
Каким Вы видите будущее «Фабрики» в ближайшие 20 лет?
Мне бы хотелось, чтобы это был финансово устойчивый проект, капитализация территории стабильно росла, и как результат мы могли бы дальше развивать свои программы в новых важных направлениях — экологическая повестка, работа с сообществами, новые технологии, эксперименты в области музыки на стыке с инженерией и искусственным интеллектом и театра. Горизонт 20 лет — это практически вечность: невозможно что-либо сейчас планировать на такой срок, можно лишь помнить о своей миссии — быть творческой лабораторией и местом поддержки талантов в их новаторских и необычных, порой удивительных или даже странных начинаниях.