Картинка

«События на стыке театра, танца, музыки и мультимедиа»: что ждать от фестиваля PERFORMA?

Евгения Лассарь — арт-директор, сооснователь SOUND UP и основатель креативного агентства CATHARSIS — рассказывает о своем новом большом проекте.

Фестиваль перформативных искусств PERFORMA откроет премьерный сезон гранд-концертом музыки Микаэля Таривердиева (его работы вы слышали в фильмах «Ирония судьбы, или С легким паром», «Семнадцать мгновений весны», «Судьба резидента») 28 апреля в Большом зале концертного комплекса «Зарядье». Выбор не случаен: Евгения Лассарь уверена, что именно его мелодии живут «в каждом человеке, выросшем на русской культуре». 

О целях и смысловых приоритетах фестиваля,  запланированных выступлениях и значимости PERFORMA для получения «трансформирующего» опыта — читайте в нашем новом интервью с Евгенией.

Расскажите об идейной составляющей фестиваля PERFORMA: чем этот проект отличается от других реализованных Вами? 

PERFORMA — это платформа, объединяющая проекты, в которых не существует жанровых ограничений. Если в основе SOUND UP, сооснователем которого я являюсь, лежит академическая музыка, то PERFORMA — это коллаборации на стыке полярных жанров. Примерами могут служить такие проекты, как: Игорь Яковенко х FEDUK; Алексей Ретинский х Хаски и Настасья Хрущева х Слава КПСС для «Выкса-фестиваля». 

PERFORMA создает лабиринты музыкальных и художественных ситуаций, не укладывающихся в существующие музыкальные форматы: «Концерт тишины», перформанс «Открытая репетиция оркестра», пластическая инсталляция совместно с Context. Diana Vishneva, фольклорный рейв-перформанс KOROWOD совместно с Cosmoscow, «Silent Opera: в поисках протагониста» для BIBLIOTHECA — наши события становятся игрой. 

Как многолетняя работа над фестивалем SOUND UP помогла Вам в организации PERFORMA? 

SOUND UP — это проект, в котором мы бесконечно экспериментировали с самым разным художественным материалом. В результате стало понятно, что эксперименты могут стать отдельной платформой, привлекающей аудиторию, которой интересно стать частью этих экспериментов, интересно получить трансформирующий опыт. Теперь такие мультижанровые события на стыке театра, танца, музыки и мультимедиа станут серией, объединенной платформой PERFORMA.

Почему премьерный сезон открывается гранд-концертом музыки Таривердиева?

У PERFORMA есть художественный манифест, один из постулатов которого: «Приоритет эмоционального опыта над интеллектуальным открытием». Нам хотелось сделать событие, безусловное по своему обращению к зрителям. Событие, которое тронет сердца. Музыка Микаэла Таривердиева живет в каждом человеке, выросшем на  русской культуре: нет людей, выросших в России, которые не слышали бы музыки этого композитора. Поэтому для нас это событие отвечает сути новой платформы — слушательский опыт, разворачивающий нас к нашему подсознанию и отсылающий к культурному коду, опыт позволяющий дешифровать и идентифицировать себя. Возможно, кто-то, как и я, отметит, что сам состоит в том числе из музыки Таривердиева.

Планируется перформативное сопровождение концерта? 

PERFORMA —  это не только музыкальные коллаборации, но и союзы с культурными институциями (Cosmoscow, Context), иногда и с брендами (Ushatava), медиахудожниками (404.zero). Сценографию концерта музыки Таривердиева мы делаем с международной мультимедиа продакшн студией SILA SVETA и ее направлением SILA SVETA Music. Задача непростая — переосмыслить музыку, которая изобилует кинообразами. Сохранить образность, не используя очевидные приемы, нацеленные на узнавание, предложить новую оптику зрителю.

Источник: архив пресс-службы

Расскажите об исполнителях, задействованных в концерте.

Интересно отметить роль Веры Таривердиевой, музыковеда и вдовы композитора: дело в том, что Вера не только  правообладатель наследия Микаэла Леоновича, но и истинный  хранитель  смыслов и уникального знания о форме и стандарте исполнения его произведений. Ее точное видение диктует требования к исполнителям, потому, солисты концерта не только музыканты высочайшего уровня, звезды академического мира, лауреаты международных конкурсов, но и музыканты с особым трепетным отношением к музыке Таривердиева.

Почему стоит посетить концерт? 

На концерте мы представим не только всем известную киномузыку Таривердиева. Ведь есть и другой Таривердиев — тот, что раскрывается в своих менее известных широкой аудитории, камерных и симфонических произведениях. Это композитор-мыслитель, переживающий экзистенциальную драму, остро ощущающий несправедливость мира, отражающий одиночество человеческой души и не боящийся говорить об этом с печалью, болью, гневом, сарказмом и любовью.

Разумеется, на концерте PERFORMA прозвучат знаменитые кинохиты Таривердиева — самые известные произведения из его обширной фильмографии: от «Семнадцати мгновений весны» и «Иронии судьбы» до «Судьбы резидента» и «Русского регтайма». Однако они будут представлены на контрасте менее популярных, но не менее значимых сочинений композитора.

Первое отделение концерта откроется одним из самых проникновенных камерных произведений Таривердиева — Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1994). Следом прозвучит Концерт для скрипки с оркестром №2 (1991), написанный по просьбе Юрия Башмета, но так и не исполненный им.

Как образ луны на афишах фестиваля соотносится с Таривердиевым? 

Как Луна — постоянный спутник Земли, так и музыка Таривердиева для меня — спутник жизни. Я слышу и люблю его музыку, как помню себя, и нет ни одного шанса не узнать ее или забыть. Каждый раз это перформанс красоты. На такой высоте есть и другие имена, но у музыки Таривердиева есть еще одно измерение — глубина проникновения в сердце. В этом величины Луны и композитора схожи, как и луна человеческий гений недосягаем. 

Потому это метафора масштаба, недосягаемости и красоты. 

Источник: архив пресс-службы

Вы планируете фестивальную серию мероприятий: куда зритель сможет сходить еще? 

Мы мыслим сериями: мы предлагаем нашей аудитории коллекционировать впечатления, проводить свое собственное художественное исследование контекста, где композиторы и художники — главные герои путешествия, которое помогает интерпретировать нас самих и то, что нас окружает.

Среди планов, намеченных в первом сезоне: барочная опера в библиотеке, танго-перформанс на музыку Шнитке с электроникой, симфоническое караоке и несколько событий в жанре социальной хореографии с современными художниками. Как и всегда события будут представлены в самых необычных локациях города. 

Какое значение для Вас, как для основателя и креативного директора,  имеет организация PERFORMA?

В основе PERFORMA — жанр перформанса, это про «здесь и сейчас», а значит это и вызов самой себе. Наши художественные эксперименты обостряют чувства, а значит это возможность выйти на новый уровень диалога: ведь мы понимаем перформанс как потребность людей сократить расстояние, стать ближе друг другу. Это возможность диалога полярных идей, который позволяет сократить немыслимый экзистенциальный разрыв между нами.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.