26 -го февраля родился Аззедин Алайя — мастер, превративший крой в искусство, а женскую силу — в идеал красоты. Алайя никогда не подчинялся трендам, но его работы стали вечными. Словно скульптор он высекал одежду, подчеркивая естественную утонченность женских силуэтов. В честь дня рождения кутюрье разбираем его жизнь и творчество по буквам.
Пик карьеры дизайнера пришелся на 80-годы и захватил начало 90-х — эпоху расцвета супермоделей, конвенциональной красоты, сексуальности и спортивных подтянутых тел. Восхищаясь женщинами своего времени, Алайя стремился не только подчеркнуть соблазнительность их форм, но и «следовать» за естественным силуэтом. Он называл тело «основой» моды и, как истинный скульптор, уделял особое внимание анатомии и форме.
Бодикон (от англ. body-conscious — «осознающий тело») — фирменный силуэт Алайи, подчёркивающий утонченность женских изгибов. Облегающее платье стало символом бренда, а дизайнер получил всеобщее признание и статус «king of cling» — короля облегающих силуэтов. Одним из первых он начал использовать стрейчевую ткань и лайкру, создающие эффект «второй кожи». Его вещи, отличные от классических моделей, не сковывали движения и обеспечивали девушкам абсолютный комфорт.
В коллекции Spring 1992 Алайя использовал материал под названием Relax, представляющий собой смесь нейлона, вискозы и карбона (или углепластика). Тогда дизайнер удивил модных критиков скорее художественным решением, нежели необычным выбором ткани.
Карбон может действовать как защитный экран, отражающий излучения и сдерживающий выбросы избыточных веществ в атмосферу. Алайя же применил его при создании провокационных платьев и боди с треугольными вставками в нижней части тела, как бы намекая на обратное. «Какие угодно, но только не сдержанные», — писали критики.
Американская актриса, певица и модель была подругой и музой Алайи. Их культовый дуэт особенно запомнился модному миру после выхода кинокартины «Вид на убийство» в 1985-м году. Шестой фильм о Бонде с Роджером Муром в главной роли по праву можно назвать fashion-бенефисом Алайи. Фирменные капюшоны, платья-бодиконы с открытой спиной, трикотажные костюмы, драпировка и кожа — дизайнер собрал воедино все знаковые элементы бренда в образах героини Джонс.
Считается, что Хемингуэй написал самый короткий рассказ, который способен растрогать любого человека. Алайе же принадлежит самый короткой виток в карьере, способный растрогать любого модника. Задолго до создания собственного бренда он работал в доме Диора — правда, всего лишь пять дней. Молодого дизайнера уволили раньше, чем он успел познакомиться со знаменитым отцом-основателем. Дело в том, что в 1957-м году шла война в Алжире, а у Алайи, рожденного в Тунисе, не было французских документов.
На протяжении всей карьеры Алайя оставался в стороне от мира высокой моды. Он был против жесткой системы, игнорировал показы «haute couture» и не стеснялся критиковать главных «держателей» индустрии. Дизайнер откровенно признавался в отсутствии симпатии к Анне Винтур, отпускал острые комментарии в адрес Лагерфельда и предпочитал «светской» тусовке окружение собственных друзей. «Когда я вижу, как она одета, то не могу допустить, что у неё есть хоть какой-то вкус», — говорил Алайя о главном редакторе американского Vogue.
Еще в студенческие годы молодой Алайя предпочитал курсу по изучению скульптуры историю искусства и даже был знаком с Сальвадором Дали. В 2013-м году в Париже на месте дома, где Алайя жил, творил, выставлял одежду и проводил показы открылась галерея и библиотека с наследием дизайнера. Найти пространство можно по адресу: 18 Rue de
Капюшоны — ещё один значимый элемент бренда, как правило, дополняющий традиционные платья-бодикон. Их носили все: от Наоми Кэмпбелл до Виктории Бэкхем, но главным амбассадором капюшонов Алайи, конечно же стала Грейс Джонс.
26 -го февраля родился Аззедин Алайя — мастер, превративший крой в искусство, а женскую силу — в идеал красоты. Алайя никогда не подчинялся трендам, но его работы стали вечными. Словно скульптор он высекал одежду, подчеркивая естественную утонченность женских силуэтов. В честь дня рождения кутюрье разбираем его жизнь и творчество по буквам.
Пик карьеры дизайнера пришелся на 80-годы и захватил начало 90-х — эпоху расцвета супермоделей, конвенциональной красоты, сексуальности и спортивных подтянутых тел. Восхищаясь женщинами своего времени, Алайя стремился не только подчеркнуть соблазнительность их форм, но и «следовать» за естественным силуэтом. Он называл тело «основой» моды и, как истинный скульптор, уделял особое внимание анатомии и форме.
26 -го февраля родился Аззедин Алайя — мастер, превративший крой в искусство, а женскую силу — в идеал красоты. Алайя никогда не подчинялся трендам, но его работы стали вечными. Словно скульптор он высекал одежду, подчеркивая естественную утонченность женских силуэтов. В честь дня рождения кутюрье разбираем его жизнь и творчество по буквам.
Пик карьеры дизайнера пришелся на 80-годы и захватил начало 90-х — эпоху расцвета супермоделей, конвенциональной красоты, сексуальности и спортивных подтянутых тел. Восхищаясь женщинами своего времени, Алайя стремился не только подчеркнуть соблазнительность их форм, но и «следовать» за естественным силуэтом. Он называл тело «основой» моды и, как истинный скульптор, уделял особое внимание анатомии и форме.
Бодикон (от англ. body-conscious — «осознающий тело») — фирменный силуэт Алайи, подчёркивающий утонченность женских изгибов. Облегающее платье стало символом бренда, а дизайнер получил всеобщее признание и статус «king of cling» — короля облегающих силуэтов. Одним из первых он начал использовать стрейчевую ткань и лайкру, создающие эффект «второй кожи». Его вещи, отличные от классических моделей, не сковывали движения и обеспечивали девушкам абсолютный комфорт.
В коллекции Spring 1992 Алайя использовал материал под названием Relax, представляющий собой смесь нейлона, вискозы и карбона (или углепластика). Тогда дизайнер удивил модных критиков скорее художественным решением, нежели необычным выбором ткани.
Карбон может действовать как защитный экран, отражающий излучения и сдерживающий выбросы избыточных веществ в атмосферу. Алайя же применил его при создании провокационных платьев и боди с треугольными вставками в нижней части тела, как бы намекая на обратное. «Какие угодно, но только не сдержанные», — писали критики.
Американская актриса, певица и модель была подругой и музой Алайи. Их культовый дуэт особенно запомнился модному миру после выхода кинокартины «Вид на убийство» в 1985-м году. Шестой фильм о Бонде с Роджером Муром в главной роли по праву можно назвать fashion-бенефисом Алайи. Фирменные капюшоны, платья-бодиконы с открытой спиной, трикотажные костюмы, драпировка и кожа — дизайнер собрал воедино все знаковые элементы бренда в образах героини Джонс.
Считается, что Хемингуэй написал самый короткий рассказ, который способен растрогать любого человека. Алайе же принадлежит самый короткой виток в карьере, способный растрогать любого модника. Задолго до создания собственного бренда он работал в доме Диора — правда, всего лишь пять дней. Молодого дизайнера уволили раньше, чем он успел познакомиться со знаменитым отцом-основателем. Дело в том, что в 1957-м году шла война в Алжире, а у Алайи, рожденного в Тунисе, не было французских документов.
На протяжении всей карьеры Алайя оставался в стороне от мира высокой моды. Он был против жесткой системы, игнорировал показы «haute couture» и не стеснялся критиковать главных «держателей» индустрии. Дизайнер откровенно признавался в отсутствии симпатии к Анне Винтур, отпускал острые комментарии в адрес Лагерфельда и предпочитал «светской» тусовке окружение собственных друзей. «Когда я вижу, как она одета, то не могу допустить, что у неё есть хоть какой-то вкус», — говорил Алайя о главном редакторе американского Vogue.
Еще в студенческие годы молодой Алайя предпочитал курсу по изучению скульптуры историю искусства и даже был знаком с Сальвадором Дали. В 2013-м году в Париже на месте дома, где Алайя жил, творил, выставлял одежду и проводил показы открылась галерея и библиотека с наследием дизайнера. Найти пространство можно по адресу: 18 Rue de la Verrerie.
Капюшоны — ещё один значимый элемент бренда, как правило, дополняющий традиционные платья-бодикон. Их носили все: от Наоми Кэмпбелл до Виктории Бэкхем, но главным амбассадором капюшонов Алайи, конечно же стала Грейс Джонс.
Чтобы оплачивать обучение в Школе изящных искусств, Алайя, по примеру своей сестры, устроился на подработку в мастерскую. Он кроил и подшивал подолы, пока не переехал в Париж. Проработав там у Диора (всего пять дней), он устроился в модный дом Ги Лароша, а в 1960-м году графиня Николь де Блежье пригласила начинающего дизайнера стать её личным портным. Вплоть до 80-х Алайя выполнял заказы богатых клиенток: сначала подруг графини, а позже, когда открыл собственное дело, голливудских актрис.
Рост Алайи составлял, по разным данным, от 155 до 158 сантиметров. Однако это никогда не мешало ему строить карьеру. Напротив, талант, харизма и уникальное видение сделали Алайю гигантом индустрии.
Отношения дизайнера с Наоми Кэмпбелл были особенно теплыми. Модель называла Алайю «папой» и не уставала благодарить, ведь именно он оказал ей поддержку в первые годы жизни в Париже. Когда Кэмпбелл было 16 лет, Алайя позвонил маме модели, чтобы та доверила дочку ему. С тех пор Наоми появлялась на каждом показе Алайи, а их нерушимый союз просуществовал вплоть до смерти дизайнера.
В 1992-м году Алайя пропал с модных радаров, тяжело переживая потерю сестры-близняшки. Дизайнер вернулся лишь в 2000-м и, столкнувшись с финансовыми трудностями, продал контрольный пакет акций бренда Prada Group. Новость всколыхнула всю индустрию, ведь Алайя всегда выступал за независимость и не планировал становиться частью крупной компании. Однако сам дизайнер утверждал, что руководство Prada Group не мешает ему работать в привычном темпе. В 2007-м году Алайя смог выкупить долю обратно и вернуть себе бренд.
Алайя всегда работал вне традиционного графика Недель моды, пропуская официальные показы. Внимание к деталям и стремление к независимости сделали его уникальной фигурой для модного мира: дизайнер устанавливал собственное расписание и устраивал шоу лишь тогда, когда сам был уверен, что коллекция готова.
Прежде, чем стать модельером, Алайя изучал скульптуру в Школе изящных искусств. И хотя сам он утверждал, что «великим скульптором не станет», его вещи говорят об обратном. Метод работы дизайнера был похож на процесс создания статуй: он буквально «высекал» и «вылепливал» одежду, добиваясь идеальных пропорций и форм.
Алайя родился в солнечном Тунисе. Его родители занимались фермерством, дедушка работал в полиции, а сестра-близнец увлекалась модой. Ещё в детские годы будущий дизайнер листал страницы журнала Vogue, которые ему показывала подруга матери — француженка мадам Пино.
Семейные вечера проходили весело: в доме всегда собирались родственники и друзья. «Меня вдохновляют разговоры за столом», — говорил Алайя. «Я люблю обедать вместе со своей командой — каждый день с десятью-двадцатью людьми. В детстве меня и моих двоюродных братьев и сестёр воспитывала бабушка, и на кухне всегда было много народу».
Работая портным у богатых клиенток, Алайя нередко находил в их гардеробных платья Поля Пуаре и Мадам Гре. Любовь первого к ориентализму и мешковатости повлияла на дизайнера в меньшей мере, а вот изящные драпировки второй явно оставили значительный след. В 2023-м году в Fondation Azzedine Alaia прошла выставка «Алайя/Гре. Выше моды», объединившая работы модельеров, чьи пути в модной сфере поразительно похожи. Оба в юности изучали скульптуру, оба были дотошными профессионалами, преданными своему делу, и оба любили работать с тканью.
Ещё одна важная фигура для творчества Алайи — Мадлен Вионне. Дизайнер зарисовывал её работы, исследуя знаменитый «крой по косой», и именно Вионне он называл своим «главным учителем».
В 2016-м году в свет вышла балетная постановка хореографа Анжелена Прельжокажа «Фрески», костюмы для которой создал Алайя. История, вдохновлённая сюжетами китайских сказок, путешествовала по всему миру, а Алайя предстал в новом свете, не изменив себе. Его классический бодикон и тянущиеся ткани стали идеальным дополнением к балету.
Николя Жескьер
Алайя был одним из немногих дизайнеров, который освоил все этапы дизайна и производства и участвовал в процессе создания коллекции от начала и до конца. Он избегал работы по чертежам, предпочитая драпировать ткани и вырезать выкройки вручную. Будучи перфекционистом, Алайя мог создавать платья от пяти недель до пяти лет.
Питер Мюлье
26 -го февраля родился Аззедин Алайя — мастер, превративший крой в искусство, а женскую силу — в идеал красоты. Алайя никогда не подчинялся трендам, но его работы стали вечными. Словно скульптор он высекал одежду, подчеркивая естественную утонченность женских силуэтов. В честь дня рождения кутюрье разбираем его жизнь и творчество по буквам.
Пик карьеры дизайнера пришелся на 80-годы и захватил начало 90-х — эпоху расцвета супермоделей, конвенциональной красоты, сексуальности и спортивных подтянутых тел. Восхищаясь женщинами своего времени, Алайя стремился не только подчеркнуть соблазнительность их форм, но и «следовать» за естественным силуэтом. Он называл тело «основой» моды и, как истинный скульптор, уделял особое внимание анатомии и форме.
Бодикон (от англ. body-conscious — «осознающий тело») — фирменный силуэт Алайи, подчёркивающий утонченность женских изгибов. Облегающее платье стало символом бренда, а дизайнер получил всеобщее признание и статус «king of cling» — короля облегающих силуэтов. Одним из первых он начал использовать стрейчевую ткань и лайкру, создающие эффект «второй кожи». Его вещи, отличные от классических моделей, не сковывали движения и обеспечивали девушкам абсолютный комфорт.
В коллекции Spring 1992 Алайя использовал материал под названием Relax, представляющий собой смесь нейлона, вискозы и карбона (или углепластика). Тогда дизайнер удивил модных критиков скорее художественным решением, нежели необычным выбором ткани.
Карбон может действовать как защитный экран, отражающий излучения и сдерживающий выбросы избыточных веществ в атмосферу. Алайя же применил его при создании провокационных платьев и боди с треугольными вставками в нижней части тела, как бы намекая на обратное. «Какие угодно, но только не сдержанные», — писали критики.
Американская актриса, певица и модель была подругой и музой Алайи. Их культовый дуэт особенно запомнился модному миру после выхода кинокартины «Вид на убийство» в 1985-м году. Шестой фильм о Бонде с Роджером Муром в главной роли по праву можно назвать fashion-бенефисом Алайи. Фирменные капюшоны, платья-бодиконы с открытой спиной, трикотажные костюмы, драпировка и кожа — дизайнер собрал воедино все знаковые элементы бренда в образах героини Джонс.
Считается, что Хемингуэй написал самый короткий рассказ, который способен растрогать любого человека. Алайе же принадлежит самый короткой виток в карьере, способный растрогать любого модника. Задолго до создания собственного бренда он работал в доме Диора — правда, всего лишь пять дней. Молодого дизайнера уволили раньше, чем он успел познакомиться со знаменитым отцом-основателем. Дело в том, что в 1957-м году шла война в Алжире, а у Алайи, рожденного в Тунисе, не было французских документов.
На протяжении всей карьеры Алайя оставался в стороне от мира высокой моды. Он был против жесткой системы, игнорировал показы «haute couture» и не стеснялся критиковать главных «держателей» индустрии. Дизайнер откровенно признавался в отсутствии симпатии к Анне Винтур, отпускал острые комментарии в адрес Лагерфельда и предпочитал «светской» тусовке окружение собственных друзей. «Когда я вижу, как она одета, то не могу допустить, что у неё есть хоть какой-то вкус», — говорил Алайя о главном редакторе американского Vogue.
Еще в студенческие годы молодой Алайя предпочитал курсу по изучению скульптуры историю искусства и даже был знаком с Сальвадором Дали. В 2013-м году в Париже на месте дома, где Алайя жил, творил, выставлял одежду и проводил показы открылась галерея и библиотека с наследием дизайнера. Найти пространство можно по адресу: 18 Rue de la Verrerie.
Капюшоны — ещё один значимый элемент бренда, как правило, дополняющий традиционные платья-бодикон. Их носили все: от Наоми Кэмпбелл до Виктории Бэкхем, но главным амбассадором капюшонов Алайи, конечно же стала Грейс Джонс.
Чтобы оплачивать обучение в Школе изящных искусств, Алайя, по примеру своей сестры, устроился на подработку в мастерскую. Он кроил и подшивал подолы, пока не переехал в Париж. Проработав там у Диора (всего пять дней), он устроился в модный дом Ги Лароша, а в 1960-м году графиня Николь де Блежье пригласила начинающего дизайнера стать её личным портным. Вплоть до 80-х Алайя выполнял заказы богатых клиенток: сначала подруг графини, а позже, когда открыл собственное дело, голливудских актрис.
Рост Алайи составлял, по разным данным, от 155 до 158 сантиметров. Однако это никогда не мешало ему строить карьеру. Напротив, талант, харизма и уникальное видение сделали Алайю гигантом индустрии.
Отношения дизайнера с Наоми Кэмпбелл были особенно теплыми. Модель называла Алайю «папой» и не уставала благодарить, ведь именно он оказал ей поддержку в первые годы жизни в Париже. Когда Кэмпбелл было 16 лет, Алайя позвонил маме модели, чтобы та доверила дочку ему. С тех пор Наоми появлялась на каждом показе Алайи, а их нерушимый союз просуществовал вплоть до смерти дизайнера.
В 1992-м году Алайя пропал с модных радаров, тяжело переживая потерю сестры-близняшки. Дизайнер вернулся лишь в 2000-м и, столкнувшись с финансовыми трудностями, продал контрольный пакет акций бренда Prada Group. Новость всколыхнула всю индустрию, ведь Алайя всегда выступал за независимость и не планировал становиться частью крупной компании. Однако сам дизайнер утверждал, что руководство Prada Group не мешает ему работать в привычном темпе. В 2007-м году Алайя смог выкупить долю обратно и вернуть себе бренд.
Алайя всегда работал вне традиционного графика Недель моды, пропуская официальные показы. Внимание к деталям и стремление к независимости сделали его уникальной фигурой для модного мира: дизайнер устанавливал собственное расписание и устраивал шоу лишь тогда, когда сам был уверен, что коллекция готова.
Прежде, чем стать модельером, Алайя изучал скульптуру в Школе изящных искусств. И хотя сам он утверждал, что «великим скульптором не станет», его вещи говорят об обратном. Метод работы дизайнера был похож на процесс создания статуй: он буквально «высекал» и «вылепливал» одежду, добиваясь идеальных пропорций и форм.
Алайя родился в солнечном Тунисе. Его родители занимались фермерством, дедушка работал в полиции, а сестра-близнец увлекалась модой. Ещё в детские годы будущий дизайнер листал страницы журнала Vogue, которые ему показывала подруга матери — француженка мадам Пино.
Семейные вечера проходили весело: в доме всегда собирались родственники и друзья. «Меня вдохновляют разговоры за столом», — говорил Алайя. «Я люблю обедать вместе со своей командой — каждый день с десятью-двадцатью людьми. В детстве меня и моих двоюродных братьев и сестёр воспитывала бабушка, и на кухне всегда было много народу».
Работая портным у богатых клиенток, Алайя нередко находил в их гардеробных платья Поля Пуаре и Мадам Гре. Любовь первого к ориентализму и мешковатости повлияла на дизайнера в меньшей мере, а вот изящные драпировки второй явно оставили значительный след. В 2023-м году в Fondation Azzedine Alaia прошла выставка «Алайя/Гре. Выше моды», объединившая работы модельеров, чьи пути в модной сфере поразительно похожи. Оба в юности изучали скульптуру, оба были дотошными профессионалами, преданными своему делу, и оба любили работать с тканью.
Ещё одна важная фигура для творчества Алайи — Мадлен Вионне. Дизайнер зарисовывал её работы, исследуя знаменитый «крой по косой», и именно Вионне он называл своим «главным учителем».
В 2016-м году в свет вышла балетная постановка хореографа Анжелена Прельжокажа «Фрески», костюмы для которой создал Алайя. История, вдохновлённая сюжетами китайских сказок, путешествовала по всему миру, а Алайя предстал в новом свете, не изменив себе. Его классический бодикон и тянущиеся ткани стали идеальным дополнением к балету.
Николя Жескьер
Алайя был одним из немногих дизайнеров, который освоил все этапы дизайна и производства и участвовал в процессе создания коллекции от начала и до конца. Он избегал работы по чертежам, предпочитая драпировать ткани и вырезать выкройки вручную. Будучи перфекционистом, Алайя мог создавать платья от пяти недель до пяти лет.
Питер Мюлье
Пик карьеры дизайнера пришелся на 80-годы и захватил начало 90-х — эпоху расцвета супермоделей, конвенциональной красоты, сексуальности и спортивных подтянутых тел. Восхищаясь женщинами своего времени, Алайя стремился не только подчеркнуть соблазнительность их форм, но и «следовать» за естественным силуэтом. Он называл тело «основой» моды и, как истинный скульптор, уделял особое внимание анатомии и форме.
26 -го февраля родился Аззедин Алайя — мастер, превративший крой в искусство, а женскую силу — в идеал красоты. Алайя никогда не подчинялся трендам, но его работы стали вечными. Словно скульптор он высекал одежду, подчеркивая естественную утонченность женских силуэтов. В честь дня рождения кутюрье разбираем его жизнь и творчество по буквам.
Пик карьеры дизайнера пришелся на 80-годы и захватил начало 90-х — эпоху расцвета супермоделей, конвенциональной красоты, сексуальности и спортивных подтянутых тел. Восхищаясь женщинами своего времени, Алайя стремился не только подчеркнуть соблазнительность их форм, но и «следовать» за естественным силуэтом. Он называл тело «основой» моды и, как истинный скульптор, уделял особое внимание анатомии и форме.
Бодикон (от англ. body-conscious — «осознающий тело») — фирменный силуэт Алайи, подчёркивающий утонченность женских изгибов. Облегающее платье стало символом бренда, а дизайнер получил всеобщее признание и статус «king of cling» — короля облегающих силуэтов. Одним из первых он начал использовать стрейчевую ткань и лайкру, создающие эффект «второй кожи». Его вещи, отличные от классических моделей, не сковывали движения и обеспечивали девушкам абсолютный комфорт.
В коллекции Spring 1992 Алайя использовал материал под названием Relax, представляющий собой смесь нейлона, вискозы и карбона (или углепластика). Тогда дизайнер удивил модных критиков скорее художественным решением, нежели необычным выбором ткани.
Карбон может действовать как защитный экран, отражающий излучения и сдерживающий выбросы избыточных веществ в атмосферу. Алайя же применил его при создании провокационных платьев и боди с треугольными вставками в нижней части тела, как бы намекая на обратное. «Какие угодно, но только не сдержанные», — писали критики.
Американская актриса, певица и модель была подругой и музой Алайи. Их культовый дуэт особенно запомнился модному миру после выхода кинокартины «Вид на убийство» в 1985-м году. Шестой фильм о Бонде с Роджером Муром в главной роли по праву можно назвать fashion-бенефисом Алайи. Фирменные капюшоны, платья-бодиконы с открытой спиной, трикотажные костюмы, драпировка и кожа — дизайнер собрал воедино все знаковые элементы бренда в образах героини Джонс.
Считается, что Хемингуэй написал самый короткий рассказ, который способен растрогать любого человека. Алайе же принадлежит самый короткой виток в карьере, способный растрогать любого модника. Задолго до создания собственного бренда он работал в доме Диора — правда, всего лишь пять дней. Молодого дизайнера уволили раньше, чем он успел познакомиться со знаменитым отцом-основателем. Дело в том, что в 1957-м году шла война в Алжире, а у Алайи, рожденного в Тунисе, не было французских документов.
На протяжении всей карьеры Алайя оставался в стороне от мира высокой моды. Он был против жесткой системы, игнорировал показы «haute couture» и не стеснялся критиковать главных «держателей» индустрии. Дизайнер откровенно признавался в отсутствии симпатии к Анне Винтур, отпускал острые комментарии в адрес Лагерфельда и предпочитал «светской» тусовке окружение собственных друзей. «Когда я вижу, как она одета, то не могу допустить, что у неё есть хоть какой-то вкус», — говорил Алайя о главном редакторе американского Vogue.
Еще в студенческие годы молодой Алайя предпочитал курсу по изучению скульптуры историю искусства и даже был знаком с Сальвадором Дали. В 2013-м году в Париже на месте дома, где Алайя жил, творил, выставлял одежду и проводил показы открылась галерея и библиотека с наследием дизайнера. Найти пространство можно по адресу: 18 Rue de la Verrerie.
Капюшоны — ещё один значимый элемент бренда, как правило, дополняющий традиционные платья-бодикон. Их носили все: от Наоми Кэмпбелл до Виктории Бэкхем, но главным амбассадором капюшонов Алайи, конечно же стала Грейс Джонс.
Чтобы оплачивать обучение в Школе изящных искусств, Алайя, по примеру своей сестры, устроился на подработку в мастерскую. Он кроил и подшивал подолы, пока не переехал в Париж. Проработав там у Диора (всего пять дней), он устроился в модный дом Ги Лароша, а в 1960-м году графиня Николь де Блежье пригласила начинающего дизайнера стать её личным портным. Вплоть до 80-х Алайя выполнял заказы богатых клиенток: сначала подруг графини, а позже, когда открыл собственное дело, голливудских актрис.
Рост Алайи составлял, по разным данным, от 155 до 158 сантиметров. Однако это никогда не мешало ему строить карьеру. Напротив, талант, харизма и уникальное видение сделали Алайю гигантом индустрии.
Отношения дизайнера с Наоми Кэмпбелл были особенно теплыми. Модель называла Алайю «папой» и не уставала благодарить, ведь именно он оказал ей поддержку в первые годы жизни в Париже. Когда Кэмпбелл было 16 лет, Алайя позвонил маме модели, чтобы та доверила дочку ему. С тех пор Наоми появлялась на каждом показе Алайи, а их нерушимый союз просуществовал вплоть до смерти дизайнера.
В 1992-м году Алайя пропал с модных радаров, тяжело переживая потерю сестры-близняшки. Дизайнер вернулся лишь в 2000-м и, столкнувшись с финансовыми трудностями, продал контрольный пакет акций бренда Prada Group. Новость всколыхнула всю индустрию, ведь Алайя всегда выступал за независимость и не планировал становиться частью крупной компании. Однако сам дизайнер утверждал, что руководство Prada Group не мешает ему работать в привычном темпе. В 2007-м году Алайя смог выкупить долю обратно и вернуть себе бренд.
Алайя всегда работал вне традиционного графика Недель моды, пропуская официальные показы. Внимание к деталям и стремление к независимости сделали его уникальной фигурой для модного мира: дизайнер устанавливал собственное расписание и устраивал шоу лишь тогда, когда сам был уверен, что коллекция готова.
Прежде, чем стать модельером, Алайя изучал скульптуру в Школе изящных искусств. И хотя сам он утверждал, что «великим скульптором не станет», его вещи говорят об обратном. Метод работы дизайнера был похож на процесс создания статуй: он буквально «высекал» и «вылепливал» одежду, добиваясь идеальных пропорций и форм.
Алайя родился в солнечном Тунисе. Его родители занимались фермерством, дедушка работал в полиции, а сестра-близнец увлекалась модой. Ещё в детские годы будущий дизайнер листал страницы журнала Vogue, которые ему показывала подруга матери — француженка мадам Пино.
Семейные вечера проходили весело: в доме всегда собирались родственники и друзья. «Меня вдохновляют разговоры за столом», — говорил Алайя. «Я люблю обедать вместе со своей командой — каждый день с десятью-двадцатью людьми. В детстве меня и моих двоюродных братьев и сестёр воспитывала бабушка, и на кухне всегда было много народу».
Работая портным у богатых клиенток, Алайя нередко находил в их гардеробных платья Поля Пуаре и Мадам Гре. Любовь первого к ориентализму и мешковатости повлияла на дизайнера в меньшей мере, а вот изящные драпировки второй явно оставили значительный след. В 2023-м году в Fondation Azzedine Alaia прошла выставка «Алайя/Гре. Выше моды», объединившая работы модельеров, чьи пути в модной сфере поразительно похожи. Оба в юности изучали скульптуру, оба были дотошными профессионалами, преданными своему делу, и оба любили работать с тканью.
Ещё одна важная фигура для творчества Алайи — Мадлен Вионне. Дизайнер зарисовывал её работы, исследуя знаменитый «крой по косой», и именно Вионне он называл своим «главным учителем».
В 2016-м году в свет вышла балетная постановка хореографа Анжелена Прельжокажа «Фрески», костюмы для которой создал Алайя. История, вдохновлённая сюжетами китайских сказок, путешествовала по всему миру, а Алайя предстал в новом свете, не изменив себе. Его классический бодикон и тянущиеся ткани стали идеальным дополнением к балету.
Николя Жескьер
Алайя был одним из немногих дизайнеров, который освоил все этапы дизайна и производства и участвовал в процессе создания коллекции от начала и до конца. Он избегал работы по чертежам, предпочитая драпировать ткани и вырезать выкройки вручную. Будучи перфекционистом, Алайя мог создавать платья от пяти недель до пяти лет.
Питер Мюлье
Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.